Лениградская Правда
2 MAY 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
| |
все | лучшие за неделю | лучшие за месяц | лучшие за год


8
К 100-летию академика Валентина Глушко
опубликовал Plu 5757 дней 2 часа 25 минут назад
2 сентября 2008 г. исполняется 100 лет со дня рождения одного из первых творцов ракетной техники - Валентина Петровича Глушко. Жизнь и деятельность В.П. Глушко - гражданский и научный подвиг. Незаурядность В.П. Глушко как личности проявилась еще в юные годы, когда в 13-летнем возрасте он определил (после прочтения книг Жюля Верна "Из пушки на луну" и "Вокруг луны") основную цель своей жизни - осуществление космических полетов.

Он понимал, что для серьезной работы над реализацией мечты необходимы глубокие знания, исключительная целеустремленность, и он начал с изучения астрономии. В 14-летнем возрасте, в октябре 1922 г., ему удалось попасть в Первую государственную обсерваторию г. Одессы, где работы велись одесским отделением Русского общества любителей мироведения (РОЛМ), центр которого находился в Петрограде. С того времени почти все вечера он проводил в обсерватории, куда приводил и своих товарищей. К концу 1922 г. В. Глушко создал под своим председательством Кружок молодых мироведов, развивший активную деятельность: в 1923 г. состоялось 20 собраний Кружка с 18 докладами, и число его членов достигло 120. В 1924 г. было проведено 28 собраний с 20 докладами. Кружок В. Глушко был разделен на секции, а астрономические наблюдения производились и во Второй одесской обсерватории.
В обсерватории он впервые услышал об основоположнике космонавтики - К.Э. Циолковском. В.П. Глушко пишет: "Первый труд К.Э. Циолковского я нашел в одесской публичной библиотеке. В 1923 г., 26 сентября, написал письмо К.Э. Циолковскому в Калугу… с просьбой выслать его труды. Через короткий срок (8 октября), к моей великой радости, получил ответное письмо от К.Э. Циолковского вместе с некоторыми изданиями его трудов. Так началась переписка с К.Э. Циолковским, продолжавшаяся ряд лет…". К.Э. Циолковский в своих работах (1926, 1927, 1929 гг.) упоминает В.П. Глушко в числе лиц, публиковавших работы по ракетно-космической технике.
В начале 1920-х гг. В.П. Глушко интенсивно занимается химией, физикой, теорией относительности и делает доклады в школе по этим предметам, иногда заменяя учителей. От выпускных экзаменов по физике он был освобожден…
В.П. Глушко пишет: "Счастлив тот, кто нашел свое призвание, способное поглотить все его помыслы.., заполнить всю его жизнь… Дважды счастлив тот, кто нашел свое призвание еще в отроческие годы".
Его наблюдения метеорного потока в ночь с 3 на 4 января 1924 г., наблюдения и зарисовки Венеры, Марса, Юпитера (1924 г.) и др. опубликованы в ряде изданий РОЛМ в 1924 и 1925 гг. За выполненные работы в 1925 г. он был избран членом-сотрудником, а в 1928 г. - действительным членом РОЛМ.
С 1922 г. В. Глушко вел активную работу по сбору материалов для написания двух книг. Первая - "История развития идеи межпланетных и межзвездных путешествий".
Вторая книга - "Необходимость межпланетных сообщений" - была закончена в 1924 г., когда В. Глушко было 16 лет, и одобрена председателем РОЛМ почетным академиком Н.А. Морозовым, обещавшим написать к ней предисловие, и Я.И. Перельманом; она долго дорабатывалась в издательстве, приобрела название "Проблема эксплуатации планет", однако так издана и не была. Эта пожелтевшая, чудом сохранившаяся рукопись объемом в 205 страниц была издана в 1998 г. тиражом 100 экземпляров к 90-летию со дня рождения её автора. Из рукописи видно знание ее юным автором английского, французского и немецкого языков; она потрясает широтой поднятых проблем (от анализа активности Солнца и движения других небесных тел и туманностей и до вопросов эволюции и перенаселения Земли) и демонстрирует редкостный интеллект 16-летнего Валентина!..
После окончания Профтехшколы № 4 с лета и до конца 1924 г. он отрабатывал практику слесарем и токарем на заводе, а в 1925 г. приступил к занятиям на физико-математический факультет Ленинградского университета, где обучение в тот период было четырехгодичным. "Мир университета увлек меня, перенеся в новое поле деятельности, приближавшее к заветному будущему, когда я мог бы посвятить себя целиком работе над осуществлением мечты", - писал В.П. Глушко. Он в подлиннике с увлечением прочел труды пионеров ракетной техники Р. Годдара, Г. Оберта, В. Гоманна…
В 1928 г. В. Глушко увлекся идеей создания электротермического ракетного двигателя и гелиоракетоплана и написал дипломный проект на эту тему. Часть проекта с расчетами была сдана 18 апреля1924 г. в Комитет по делам изобретательства, и в начале мая на нее уже были получены два положительных отзыва, один из них - из Ленинграда, от начальника Газодинамической Лаборатории (ГДЛ) инженера Н.И. Тихомирова (разработчика бездымных порохов), после чего было принято решение о немедленном начале работ В.П. Глушко в ГДЛ.
В результате работ, выполненных В.П. Глушко в 1929-1933 гг., была экспериментально подтверждена работоспособность ЭРД. С 1930 г. В.П. Глушко занялся разработкой ЖРД как двигателя, способного вывести ЭРД в зону эффективного использования солнечных батарей, т.е. на орбиту спутника Земли, но в 1932 г. работы по ЭРД возобновились на более мощной установке применительно к камере с соплом. В 1930-1933 гг. была теоретически и экспериментально доказана работоспособность ЭРД. Это были первые в мире ЭРД.
В ГДЛ В.П. Глушко разрабатывалась серия жидкостных ракетных двигателей - от первого экспериментального ОРМ и до ОРМ-52. Исследовались химическое зажигание, разные виды топлив и другие вопросы, в том числе и влияние профилирования сопла на тягу. В 1930 г. В.П. Глушко предложил использовать в качестве компонентов жидких ракетных топлив азотную кислоту, растворы четырехокиси азота в азотной кислоте, перекись водорода. В 1931 г. были изготовлены два двигателя (ОРМ и ОРМ-1) и прошло их 47 огневых испытаний. Это были первые испытания ЖРД в СССР. Выбору ракетных топлив В.П. Глушко уделял первостепенное внимание во все периоды своей жизни. Критериями являлись: стабильность, долгохранимость, высокая плотность, эксплуатационные удобства, эффективность. В конечном счете он остановился на азотно-кислотно-керосиновом топливе. Хотя двигатели на кислороде имели заметно больший удельный импульс, азотно-кислотные двигатели в эксплуатационном отношении были значительно удобнее и их работа была более надежной, что являлось весьма существенном на начальном этапе развития ЖРД. (Этот подход очень помог В.П. Глушко в 1939-1944 гг., когда находясь в заключении по ложному обвинению, он в короткие сроки создал самолетные ускорители.) В 1933 г. была создана и испытана серия двигателей до ОРМ-50 с тягой до 150 кгс и ОРМ-52 - 300 кгс. Эти двигатели в 1933 г. прошли официальные сдаточные стендовые испытания; ОРМ-50 был предназначен для ракеты 05 ГИРДа, а ОРМ-52 - для морских торпед, самолетов и разрабатывавшихся В.П. Глушко ракет РЛА-1, РЛА-2 и РЛА-3, предназначенных для вертикального взлета на 2-4 км. (В разработке находилась также ракета РЛА-100 для подъема на 100 км.) Запуск этих ракет не был осуществлен из-за перехода В.П. Глушко в РНИИ в начале 1934 г. Двигатели ОРМ-50 и ОРМ-52 были на уровне самых мощных, экономичных и надежных ЖРД того времени в мире: ОРМ-50 после 10 испытаний общей длительностью 314 с сохранил работоспособность, а второй экземпляр ОРМ-52 прошел 29 пусков (533 с) и также сохранил работоспособность. Эти двигатели по своим характеристикам превосходили все двигатели Р. Годдара, созданные им до конца 1930-х. Работы Г. Оберта по ЖРД были в начале 1930-х прекращены. В. фон Браун, создатель ракеты Фау-2, лишь в конце декабря 1934 г. осуществил подъем на 1,5-2 км ракеты А-2 с помощью кислородно-спиртового ЖРД тягой также 300 кгс. Топливо же, использованное В.П. Глушко, было более перспективным (от спирта отказались в начале 1950-х годов). В ГДЛ в 1932 г. приезжали представители ЦИАМ, ЦАГИ, ВВА им. Н.Е. Жуковского, начальник МосГИРД С.П. Королев и его сотрудники Ф.А. Цандер, М.К. Тихонравов, Ю.А. Победоносцев и др. В 1932-1933 гг. неоднократно в ГДЛ приезжал М.Н. Тухачевский, которому демонстрировались работающие двигатели.
Спустя много лет С.П. Королев вспоминает: "…Мы стали свидетелями большого размаха работ, огромного энтузиазма, с которым здесь велись эксперименты… В ГДЛ нас прежде всего привлекали моторы, конструктором которых был В.П. Глушко. Ю.А. Победоносцев присутствовал на стендовых испытаниях… и дал высокую оценку возможностям двигателя… Правда, РД того времени еще нельзя было поставить на ракету. Несколько позднее мы по-настоящему оценили перспективность экспериментальных работ В.П. Глушко… Вот так на первом ракетоплане РП-318 моей конструкции был установлен двигатель В.П. Глушко…" А вот мнение М.Н. Тухачевского о работах В.П. Глушко: "…Особо важные перспективы связываются с опытами ГДЛ над жидкостным реактивным мотором, который в последнее время удалось сконструировать в лаборатории. Применение этого мотора… открывает неограниченные возможности стрельбы снарядами любых мощностей и на любые расстояния. Использование реактивного мотора в авиации приведет.. к разрешению задачи полета в стратосфере с огромными скоростями…"
В ГДЛ было два основных направления работ: первое возглавлял Г.Э. Лангемак (создание пороховых ракет на бездымном порохе - прототипы легендарной "катюши"), второе - В.П. Глушко - ЭРД и ЖРД. В декабре 1932 г. ГДЛ возглавил талантливый организатор и авиационный инженер И.Т. Клейменов.
21 сентября 1933 г. приказом М.Н. Тухачевского на базе ГДЛ и МосГИРД был создан первый в мире Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). В РНИИ В.П. Глушко продолжил работы над ЖРД (ОРМ-53 – ОРМ-70, ОРМ-101, -102).
В 1933-1934 гг. В.П. Глушко пригласили в ВВА им. Н.Е. Жуковского для чтения двух курсов лекций - по ракетным двигателям и топливам для них. Его лекции имели большой успех. Первая часть была опубликована в 1936 г., вторая - не увидела свет и затерялась в 1938 г. В 1935 г. В.П. Глушко заведовал Реактивными курсами при Центральном совете Осоавиахима. В этом же году в издательстве ОНТИ НКТП вышла книга Г.Э. Лангемака и В.П. Глушко "Ракеты, их устройство и применение", писавшаяся с большим подъемом и энтузиазмом.
При переходе в РНИИ перед В.П. Глушко встала задача избрать дальнейшее направление работ. В.П. Глушко пишет: "…и я выбрал то, с чего начинается ракетная техника, то, что лежит в ее основе, определяет ее возможности и лицо - ракетное двигателестроение". Из серии его двигателей, разработанных за время работы в РНИИ (1934-1938 гг.), наибольший интерес представлял ОРМ-65, созданный для ракетоплана РП-318 С.П. Королева и его крылатой ракеты 212.
В 1937 г. были арестованы и расстреляны создатель и покровитель РНИИ М.Н. Тухачевский, многие крупные военачальники и руководящий состав ряда наркоматов. Волна репрессий докатилась и до И.Т. Клейменова и Г.Э. Лангемака. Их арестовали 2 ноября 1937 г., а 10 и 11 января 1938 г. они были осуждены и расстреляны. Их реабилитировали лишь в середине 1950-х годов. В 1991 г. к 50-летию первого залпа "катюши" – 14 июля 1941 г. - вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о посмертном присвоении званий Героев Социалистического Труда создателям легендарной "катюши" Г.Э. Лангемаку, И.Т. Клейменову, Н.И. Тихомирову, Б.С. Петропавловскому.
После репрессий по отношению к руководителям РНИИ очередь была за В.П. Глушко, работы которого они активно поддерживали. Он был арестован 23 марта 1938 г., а 28 июня 1938 г. арестовали и С.П. Королева.
После полуторагодового следствия В.П. Глушко осудили на 8 лет лагерей, якобы за участие во вредительской организации Клейменова-Лангемака, но в его деле появляется спасительная, неизвестно кем сделанная, карандашная надпись: "Ост. для раб. в тех. бюро", решившая его судьбу и повлиявшая на успехи отечественной космонавтики… Полная реабилитация В.П. Глушко и С.П. Королева состоялась лишь в середине 1950-х годов.
С осени 1939 г. В.П. Глушко, будучи заключенным, с помощниками работает в конструкторской группе 4-го Спецотдела НКВД на авиамоторостроительном заводе №82 в Тушине, где под его руководством были разработаны проекты вспомогательной установки ЖРД для двухмоторного самолета С-100 с целью форсирования его маневров, а с 1940 г. - в Казани на авиазаводе №16 - над созданием самолетных реактивных ускорителей. В 1941 г. его проект ускорителя принимается ВВС и на базе его группы создают ОКБ под контролем НКВД, а В.П. Глушко назначается главным конструктором. Менее чем за три года он с помощью коллектива заключенных и вольнонаемных создает ускорители РД-1 с тягой 300 кгс и насосной подачей топлива, РД-1ХЗ (химическое зажигание), РД-2, РД-3 с тягой 600 и 900 кгс - на азотной кислоте с керосином. Эти двигатели проходили наземные и летные испытания на самолетах Петлякова, Яковлева, Лавочкина, Сухого: Пе-2Р, 120Р, Як-3Р, Су-7Р. Двигатели РД-1ХЗ и РД-2 прошли государственные испытания, отчеты по которым были утверждены И.В. Сталиным. С 1944 г. РД-1 и с 1945 г. РД-1ХЗ находились в серийном производстве. По просьбе В.П. Глушко в конце 1942 г. к нему в помощь перевили заключенного С.П. Королева из другой бериевской "шарашки", находившейся в Омске (там трудился конструкторский коллектив под руководством заключенного А.Н. Туполева). В Казани С.П. Королев вначале работал ведущим инженером, а затем - заместителем В.П. Глушко по летным испытаниям, и проявил в этой работе, как пишет В.П. Глушко, блеск своего таланта.
В середине 1944 г. нарком НКВД Л.П. Берия пишет письмо на имя Председателя ГКО И.В. Сталина, в котором отмечает работы, выполненные в 1942-1943 гг. на заводе №16 по проектам заключенных специалистов 4-го Спецотдела НКВД, и просит указаний И.В. Сталина, считая целесообразным их освобождение со снятием судимостей. Результатом этого обращения явилось решение Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1944 г. о досрочном освобождении со снятием судимости В.П. Глушко и других специалистов (всего 35 человек). В начале августа 1944 г. В.П. Глушко был вызван к И.В. Сталину с докладом, по-видимому, по отработке ускорителей и здесь же освобожден. Вскоре освободили С.П. Королева и других заключенных.
В августе 1944 г. произошло формальное создание ОКБ-СД (специальных ракетных двигателей) под руководством В.П. Глушко с подчинением его НКАП с учетом выхода из подчиненности НКВД. Заместителями главного конструктора в ОКБ-СД в это время работают Д.Д. Севрук, С.П. Королев и Г.С. Жирицкий. Выполненные работы и накопленный опыт сделали ОКБ-СД ведущим в стране коллективом по проектированию ЖРД…
На авиационном параде в Тушино 18 августа 1946 г. был показан эффектный полет самолета-истрибителя 120Р конструкции С.А. Лавочкина с ускорителем В.П. Глушко РД-1ХЗ. В 1945 г. состоялось награждение: В.П. Глушко и его первый заместитель Д.Д. Севрук получили ордена Трудового Красного Знамени, а ряд сотрудников ОКБ был награжден орденами "Знак Почета" (в том числе и С.П. Королев) и медалями.
В 1945 г. В.П. Глушко был назначен заведующим кафедрой реактивных двигателей Казанского авиационного института; в ее состав вошли сотрудники ОКБ-СД: С.П. Королев, Г.С. Жирицкий, Д.Д. Севрук, Г.Н. Лист и др.
В 1945 г. группа работников ОКБ-СД была направлена в Германию для изучения немецкой ракетной техники. В.П. Глушко участвует в этой работе в должности начальника отдела двигателей Центрального управления Уполномоченного спецкомитета в Германии, имея звание инженер-полковника. Под его руководством в Германии работала группа ведущих специалистов ОКБ-СД, которые только в январе 1947 г. вернулись в СССР. За это время была проделана громадная работа по изучению двигателей ракеты А-4 (ФАУ-2), а также восстановлена технология изготовления их отдельных агрегатов, восстановлены испытательные стенды для огневых и холодных испытаний двигателей и проведено 407 их огневых испытаний. Итоги работы специалистов ОКБ-СД В.П. Глушко изложил в докладных записках на имя председателя Особой правительственной комиссии в Германии Л.М. Гайдукова, а затем на имя председателя правительственной комиссии наркома вооружений Д.Ф. Устинова. В них В.П. Глушко, наряду с констатацией проделанной работы, излагает концепцию организации ракетного двигателестроения в СССР. Можно сказать, что предложенная концепция, а вернее, программа организации не только отдельного опытного завода реактивных двигателей, но и создания опорных научно-промышленных центров в СССР, предложенная В.П. Глушко, в конечном итоге была выполнена. И в этом проявилось умение В.П. Глушко мыслить по государственному широко, видеть перспективу развития большого дела в самом его зародыше.
29 сентября 1946 г. выходит распоряжение правительства СССР о переводе ОКБ-СД во главе с В.П. Глушко из Казани на перепрофилируемый под производство ракетных двигателей завод №456 - в подмосковные Химки.
Богатый опыт по разработке ЖРД В ГДЛ, РНИИ и ОКБ-СД позволил В.П. Глушко быстро воспроизвести двигатель ракеты А-4 и в мае 1948 г. провести первые огневые испытания первого мощного ЖРД (РД-100) с тягой 26 тс, сделанного из отечественных материалов руками наших рабочих. Ракета Р-1 с двигателем РД-100 уже в ноябре 1950 г. была принята на вооружение Советской Армии. И в этом деле огромную роль сыграло тесное творческое содружество В.П. Глушко, С.П. Королева и наших ОКБ.
В.П. Глушко уже в процессе работы над РД-100 предпринял действия по кардинальной модернизации базовой конструкции. Так появились двигатели РД-101 для ракеты Р-2 с тягой 37 тс и РД-103 с тягой 44 тс для ракет Р-5 и Р-5М с ядерной боеголовкой.
Однако разработкой двигателя РД-103 были практически исчерпаны возможности конструктивной схемы базовой модели РД-100, и дальнейшее развитие двигателестроения требовало иных, новых конструкторских решений.
Так, для существенного улучшения характеристик ЖРД необходимо было увеличить давление и температуру в камере сгорания, т.е. перейти на более эффективное горючее; и здесь было найдено принципиально новое решение: была создана тонкая паяно-сварная оребренная огневая стенка. Камера стала легкой и работоспособной при высокой температуре (даже более 4000°С) и высоком давлении. Именно такие конструкция и технология стали широко применяться во всех последующих разработках НПО Энергомаш и других ОКБ нашей страны, и в первую очередь это относится к кислородно-керосиновым двигателям РД-107 и РД-108, разработанным для первой и второй ступеней ракеты Р-7. С помощью этих двигателей осуществлялись запуски искусственных спутников не только Земли, но и Луны, и Солнца, автоматических станций для полетов на Луну, Венеру, Марс и пилотируемых кораблей "Восток", "Восход" и "Союз". Существует много восторженных отзывов об этих двигателях, начиная с Ю.А. Гагарина. И даже президент США Д. Кеннеди в своем послании Конгрессу 25 мая1961 г. сказал о них: "…Мы стали свидетелями того, что начало достижениям в космосе было положено Советским Союзом благодаря имеющимся у него мощным ракетным двигателям. Это обеспечило Союзу ведущую роль…". Эти двигатели, созданные более 40 лет назад, постоянно совершенствуются и сейчас активно работают на отечественную космонавтику.
В годы "холодной войны" был выполнен гигантский объем работ по созданию двигателей на высококипящих компонентах для боевых ракет. Под руководством В.П. Глушко были созданы двигатели на азотной кислоте, азотном тетроксиде (АТ) с керосином или с несимметричным диметилгидразином (НДМГ), которые могли в заправленном состоянии находиться долгое время на стартовой позиции, обеспечивая минимальное время боевой готовности ракет. Сделанные с их использованием ракеты Р-12, Р-14, Р-16 и Р-36 наземного и шахтного базирования создали оборонный щит нашей страны.
В 1959-1962 гг. в нашем ОКБ для ракеты Р-9 был создан кислородно-керосиновый двигатель РД-111 с четырьмя качающимися камерами. Привод турбонасосного агрегата - от газогенератора, работающего на основных компонентах с избытком горючего.
В начале 1960-х гг. ОКБ В.П. Глушко перешло к практическому освоению и реализации в мощных ЖРД схемы с дожиганием генераторного газа. Впервые в мощном ЖРД такая схема была использована на двигателе РД-253 для первой ступени ракеты-носителя (РН) «Протон». Шесть таких двигателей установлено на первой ступени РН «Протон», и они безотказно работают более трех десятилетий. «Протон» обладает втрое (21 т) большей грузоподъемностью, чем «Союз», и отличается высокими эксплуатационными и энергетическими характеристиками; с помощью этого носителя решен ряд важнейших задач, связанных с исследованием Луны, Венеры и Марса. И сейчас «Протон» успешно работает на международном космическом рынке. С 1965 г. и по сегодняшний день РД-253 остается самым мощным в мире однокамерным ЖРД на высококипящем топливе. С тех пор схема с дожиганием окислительного генераторного газа стала использоваться во всех разработках НПО Энергомаш, обеспечивая наивысшие параметры новых разработок.
В мае 1974 г. было образовано НПО «Энергия», а его директором и генеральным конструктором был назначен В.П. Глушко. В составе этого НПО в период с 1974 по 1990 г. было и наше КБ «Энергомаш». По предложению В.П. Глушко начинаются работы по созданию универсальной многоразовой космической системы (МКС) «Энергия» – «Буран». Для первой ступени супертяжелой ракеты-носителя на нашем предприятии создается невиданный ранее по своим характеристикам кислородно-керосиновый двигатель РД-170 с тягой в пустоте более 800 тс. Тяжелая, требовавшая напряжения всех сил работа ознаменовалась успехом: сначала модификация такого двигателя была испытана на РН «Зенит» в апреле 1985 г., а затем двигатели РД-170 успешно отработали в двух полетах – РН «Энергия» 15 мая 1987 г. и МКС «Энергия» - «Буран» 15 ноября 1988 г. Эффектная посадка орбитального корабля «Буран» в автоматическом режиме на центр посадочной полосы транслировалась по телевидению и вызвала восхищение во всем мире. Этот уникальнейший полет апофеозом деятельности В.П. Глушко как генерального конструктора новых ракетных систем космического назначения. Одновременно с РД-170 у нас создан для второй ступени «Зенита» 85-тонный кислородно-керосиновый двигатель РД-120 с удельным импульсом 350с.
ЖРД нового поколения разрабатывались с учетом принципиально новых требований: с большим запасом по ресурсу и числу включений, с возможностью многократного повторного использования двигателя. При этом найдено множество конструктивных и технологических решений, являющихся сейчас национальным богатством ракетно-космической отрасли России. Неоценимо значение идей В.П. Глушко по отработке новых высокосовершенных ЖРД!
В этот же период В.П. Глушко как генеральный конструктор НПО «Энергия» возглавляет работы по совершенствованию пилотируемых космических кораблей «Союз» и разработке их модификаций «Союз Т» и «Союз ТМ», а также грузового корабля «Прогресс», совершенствованию орбитальных станций «Салют», созданию базового блока долговременной орбитальной станции «Мир», реализации программы пилотируемых полетов, в том числе и международных. И в эти вопросы, и в вопросы внешней аэродинамики ракет-носителей, и во многие другие В.П. Глушко глубоко вникал и вносил в их решение много полезного, позволившего повысить надежность наземной отработки, гарантирующей успешные летные испытания и штатные полеты…
Валентин Петрович Глушко пережил полет МКС «Энергия» - «Буран» менее чем на два месяца… Он скончался 10 января 1989 г. на восемьдесят первом году жизни и похоронен на Новодевичьем кладбище. Перед кончиной он просил развеять свой прах на Луне или Марсе. Его детище – универсальная многоразовая космическая система «Энергия» - «Буран» без своего генерального конструктора больше не летала.
Трудно переоценить роль В.П. Глушко в развитии отечественного ракетостроения и космонавтики, или, что более правильно и справедливо, в развитии мировой науки и техники: ведь в каждый конкретный исторический период В.П. Глушко ставил в первую очередь перед собой и возглавляемыми им коллективами сложнейшие задачи, не решавшиеся еще нигде в мире, и в результате творческих работ и усилий, совершавшихся иногда на грани достижимого, добивался выдающихся успехов.
Стиль работы В.П. Глушко – это работа без снисхождения к себе, с предельным напряжением сил, вдохновенный и самоотверженный труд, способный поднять весь коллектив на решение, казалось бы, невозможных задач. Он сумел сочетать демократию и жесткую дисциплину исполнения. На стадии выработки решения он создавал обстановку подлинного равноправия, рассмотрения и анализа любых предложений, где каждый имел возможность отстаивать любую точку зрения. Решения он принимал сам и зачастую неожиданные для коллег. После принятия решения – исключительная жесткость в обеспечении их реализации, глубокое внимание ко всем аспектам проблемы, выбор кратчайшего пути для осуществления идеи, беспощадность к тем, кто «не в курсе» или говорит не правду. Особенно ярко эти качества проявлялись в критические моменты. Можно без преувеличения сказать, и мы тому свидетели, что именно его светлый ум, воля и энергия обеспечили перелом в ходе крайне тяжелой отработки двигателя РД-170 для первых ступеней «Энергии» и «Зенита».
Большое внимание В.П. Глушко уделял работам по исследованию характеристик ракетных топлив и поиску новых, более эффективных компонентов. Он несколько десятилетий возглавлял Научный совет по жидкому ракетному топливу при Президиуме АН СССР, привлекая к работам широкий круг научных и учебных организаций. В результате таких исследований, в частности, было внедрено долгохранимое топливо, ставшее на долгие годы «штатным топливом» для боевых ракет. Много внимания он уделял перспективным исследованиям различных высокоэффективных топлив, среди них и таких «экзотических», как фтор и соединения бериллия и бора. В.П. Глушко всегда считал, что при строгом соблюдении техники безопасности они откроют нам новые перспективы для дальних космических полетов в будущем… Большой интерес он всегда проявлял к проблемам термо- и газодинамики. Это иллюстрируется и его многолетней работой в 1956-1982 гг. над созданием справочных изданий (40 книг) по термодинамическим константам, термическим и теплофизическим свойствам веществ. Эти издания ныне переведены и широко используются за рубежом. Кстати, совсем недавно, в октябре 1997 г., имя академика В.П. Глушко присвоено Термоцентру Российской Академии наук, который он фактически создал и где он провел больший цикл исследований. В.П. Глушко на протяжении всей своей жизни находил время и для научно-преподавательской и просветительской деятельности. С 1947 по 1954 гг. он с большим успехом читает на Высших инженерных курсах при МВТУ им. Баумана лекции по основам устройства реактивных двигателей на жидком топливе.
Много внимания уделял В.П. Глушко выставочной деятельности, добившись возможности еще в середине 1960-х гг. показать макеты ЖРД на ВДНХ СССР и международных выставках за границей. НПО Энергомаш поддерживает эту традицию, и наши экспозиции пользуются повышенным вниманием на различных международных аэрокосмических выставках. Благодаря В.П. Глушко еще с конца 1940-х гг. постепенно стала складываться экспозиция демонстрационного зала нашего НПО, где наглядно представлена история развития двигателестроения, и можно с гордостью сказать, что нигде в мире нет таких экспозиций.
В 1960-1980-е гг. В.П. Глушко издает ряд книг по двигателестроению, ракетостроению и космонавтике, среди которых в первую очередь хочется отметить книгу «Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР», которая выдержала три издания (издательство «Машиностроение»). Очень много творческих сил В.П. Глушко, как главный редактор, затратил на три издания энциклопедии «Космонавтика», проявив при этом свою поразительную всестороннюю эрудицию.
В.П. Глушко щедро делился своими знаниями с коллегами, представителями других организаций, работавшими над аналогичными проблемами. В 1940-е гг., еще в Казани, он рассказал о своих разработках ЖРД В.Ф. Болховитинову и А.М. Исаеву, показал им стенды, производство, методики расчета. Именно после этого посещения А.М. Исаев стал двигателистом и впоследствии создал свое прекрасное КБ. В начале 1950-х гг. серийное производство ряда ЖРД разработки В.П. Глушко было передано в Днепропетровск. В.П. Глушко направляет туда для налаживания производства группу своих ведущих специалистов, в том числе Н.С. Шнякина (вначале был главным конструктором СКБ при заводе, а затем – заместителем М.К. Янгеля) и И.И. Иванова, возглавившего вскоре созданное им КБ РД при ОКБ М.К. Янгеля. Большую методическую помощь оказывали В.П. Глушко и его сотрудники двигательным КБ С.А. Косберга (затем А.Д. Конопатова) и Н.Д. Кузнецова.
Особо нужно отметить роль В.П. Глушко в создании высокоталантливого коллектива нашего предприятия и, в первую очередь, в подборе основных научных конструкторских кадров – своих заместителей и руководителей ведущих отделов. С ним творчески работали такие талантливые ученые и конструкторы, как Г.С. Жирицкий, В.А. Витка, Г.Н. Лист, В.Л. Шабранский, В.П. Радовский, Н.А. Желтухин, А.Д. Вебер, М.Р. Гнесин, А.Д. Дарон, А.П. Палов, С.П. Агафонов и многие другие, ученики которых сегодня, несмотря на тяжелые экономические условия, смогли обеспечить выход НПО Энергомаш на международный рынок.
Двигатель РД-170, являющийся самым мощным ЖРД в мире, высоко оценен во всех странах, в том числе в США. Создаваемый сейчас в НПО Энергомаш на его базе по заказу американской двигатель РД-180 стал победителем конкурса ракетных двигателей в США для модифицированной американской ракеты «Атлас II АР».
Трудно переоценить роль В.П. Глушко в становлении и достижениях отечественного ракетостроения и космонавтики, являющихся смыслом и содержанием его жизни еще с юношеского возраста… С 1947 по 1988 гг. в ОКБ по его идеям и под непосредственным руководством были созданы более 50 надежнейших и самых совершенных ЖРД и их модификаций – на высоко- и низкокипящих окислителях, примененных на 17 боевых и космических ракетах.
В.П. Глушко был щедро награжден не только всестороннем интеллектом, умением рисовать, любовью к искусству, но и интеллигентной внешностью. Он выглядел всегда значительно моложе своих лет, и это с присущей ему непосредственностью отметил даже Н.С. Хрущев на митинге работников ОКБ 23 апреля 1958 г. В.П. Глушко всегда с большим вкусом и изяществом одевался, был предельно аккуратен во всем, и с него старались брать пример многие его сотрудники. Как обязательный человек, В.П. Глушко всегда четко выполнял данные им обещания, чем вызвал к себе глубокое уважение.
В своих взглядах и действиях В.П. Глушко всегда исходил из интересов дела и, если был убежден в правоте, жестко проводил свою линию, даже если ему приходилось вступать в конфликт с непосредственным начальством… Выражаясь сегодняшним языком, он был крутым, жестким руководителем.
После кончины В.П. Глушко некоторые из сотрудничавших с ним людей, заслуженно или незаслуженно им обиженных (а это не часто, но случалось!), ополчились на память о великом создателе ЖРД и космических систем, совершенно не думая о том, что тем самым они наносят большой и непоправимый ущерб Родине космонавтики – их родной стране, большим патриотом которой до последнего вздоха оставался академик В.П. Глушко!
Заслуги В.П. Глушко в деле создания оборонного щита Родины и освоения космоса высоко оценены государством и учеными. Он был депутатом Верховного Совета СССР 7-11 созывов и, образцово выполняя свой долг перед избирателями Калмыкии, постоянно оказывал им большую помощь в различных вопросах. Член ЦК КПСС с 1976 г., дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, награжден пятью орденами Ленина, другими орденами и многими медалями. В 1976 г. он был избран действительным членом Международной академии астронавтики. Вклад В.П. Глушко в науку и технику был отмечен также избранием его в 1958 г. действительным членом Академии наук СССР (член-корреспондент с 1953 г.) и награждением Золотой медалью имени К.Э. Циолковского №2 «За выдающиеся работы в области межпланетных сообщений». В.П. Глушко был почетным гражданином Одессы, Казани, Элисты, Байконура, Химок, Калуги, Королёва; его именем названы улица в Москве, проспект в Одессе и аллея в Санкт-Петербурге.
Весьма знаменательно, что уникальная и сложнейшая МКС «Энергия» - «Буран», созданная в НПО «Энергия», по идеям и под непосредственным руководством В.П. Глушко в последний период его жизни, на первых же двух пусках показала блестящие результаты, и случайностью это быть не может!
Имя Валентина Петровича Глушко как пионера и творца отечественного ракетного двигателестроения в августе 1994 г. решением XXII Генеральной ассамблеи Международного астрономического союза было увековечено: оно присвоено кратеру на заповедной видимой стороне Луны. На карте Луны с именем В.П. Глушко соседствуют теперь имена величайших исследователей мира – Н. Бора, А. Эйнштейна, Г. Галилея, Д. Дальтона.
Строгие международные правила предусматривают, весьма сложную, тщательную, исключающую ошибки, многоступенчатую и многолетнюю процедуру присвоения мемориальных имен деталям поверхности Луны и других небесных тел. Здесь переименования не допускаются. Согласно установившейся традиции за последние 40 лет имена выдающихся ученых присваивались лишь образованиям на обратной стороне Луны (за исключением только одного случая). Именем В.П. Глушко назван большой кратер с диаметром 43 км, доминирующий в полнолуние, в пределах западного полушария Луны. Это – не простой кратер. Идущие от него светлые лучи распространяются примерно на 1000 км в разные стороны по поверхности лунного Океана Бурь, и как центр лучевой системы он наблюдается с Земли даже с помощью достаточно сильного бинокля.
Изложенное свидетельствует о признании В.П. Глушко мировой общественностью, как величайшего исследователя ХХ века, как звезды первой величины.
Пожизненные награды и звания уходят с кончиной человека, а память о нем остается потомкам в земных и небесных мемориалах, в его трудах и книгах… Память о В.П. Глушко – нашем соотечественнике и патриоте Родины, пионере и творце ракетной техники, обеспечившей прорыв человечества в космос, сохранится в веках.

 
Комментарии
Сергей
добавил Plu 5757 дней 2 часа 24 минуты назад
Уважаемые коллеги! 2 сентября 2008 года исполняется 100 лет со дня рождения великого ученого Валентина Петровича Глушко. Лучшие годы своей жизни он провел в вашем городе. Поэтому мы сочли, что вашим читателям будет интересно узнать об этом человеке. Будем очень признательны вам, если в ответ на вашу публикацию найдутся люди, лично знавшие В.П. Глушко и вы сообщите нам их координаты. Очень интересный видеоряд находится на сайте "Космический мир. Информация о российском космосе" в разделе Энциклопедия космонавтики, 22.08.07 - раздел, посвященный памяти академика Глушко.

Начальник отдела по связям с общественностью центра общественных связей НПО Энергомаш им. В.П. Глушко

Ольга Бойко
Для того, чтобы оставить комментарий к этому материалу, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru