Лениградская Правда
24 APRIL 2024, WEDNESDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Борис Грызлов: В детстве меня милицией не пугали
10.08.2001 00:01
Министр внутренних дел России регулярно нарушает правила дорожного движения, создает футбольную команду и хочет вернуть дядю Степу-милиционера в каждый двор

- Борис Вячеславович, вы фильм "Чапаев" видели?

- И не раз.

- Значит, должны помнить, как Петька спрашивал Василь Иваныча, смог бы тот командовать революционными войсками всей земли аль нет.

- А Чапаев ответил: "Нет, Петька, языков не знаю".

- К чему веду? Был ли у вас, Борис Вячеславович, свой Петька, который приставал с вопросом, совладаете ли с МВД всей России?

- Без Петьки обошлись... Все-таки я полтора года проработал в Думе, приобрел некоторый опыт. В нашем парламенте, как на передовой, год за три идет. Поэтому предложение перейти в исполнительные органы власти я воспринял даже спокойнее, чем избрание руководителем думской фракции "Единства".

- Неужели без сомнений переехали с Охотного ряда на Житную?

- Решение, где мне работать, принимал президент, его предложение оказалось для меня неожиданным, но колебаться и раздумывать я не стал.

- То есть легко согласились с ролью комиссара, пришедшего в органы проводить линию партии?

- Вы, наверное, хотели спросить о линии президента?.. А что до комиссара, то, знаете, это не новый спор, должен министр быть профессионалом или же политиком, пройти путь от лейтенанта до генерала либо обладать способностью оценить происходящее в МВД не с ведомственных позиций, а со стороны общества.

- Плюс быть искушенным в аппаратных делах.

- Это тоже важно. За четыре месяца работы в министерстве я смог, кажется, понять главное: что мешает органам внутренних дел работать эффективно.

-Что?

- Дефицит доверия. Любая реформа обречена на неудачу, пока не вернем утраченного доверия, а отношение у народа к человеку в милицейской форме сегодня не самое хорошее.

- Мягко говоря.

- Знаете, в своем кругу мы говорим на эту тему весьма жестко... Ситуацию надо менять. Это понятно. Некие промежуточные итоги можно будет подвести в конце года. К этому времени мы рассчитываем подготовить документ, который пока носит рабочее название концепции общественной безопасности. Главная же задача на сегодня - устранение существующих недостатков в работе МВД.

- Без кадровой чистки эта задача не решалась?

- Речь не о чистке, а о создании команды единомышленников. Основные назначения в центральном аппарате уже совершены.

- Сколько старичков осталось на местах?

- Из восьми моих заместителей трое сохранили посты. Увы, некоторые руководящие сотрудники МВД увязли в текучке, перестали видеть главное. Те, кто был готов изменить подход, остались на прежних должностях.

- Насколько вы были вольны в назначениях?

- Заместители министра проходят через представление председателю правительства. Процедура утверждения действительно длительная, но все мои кандидатуры в итоге прошли.

- Словом, это ваш выбор - питерцы и выходцы из ФСБ?

- Давайте посмотрим. Среди моих замов один из Петербурга и один из ФСБ. Главные управления по борьбе с экономической преступностью и работы на транспорте возглавили питерцы, генерал ФСБ пришел в главное управление собственной безопасности. Все. Разве это много?

Назначений-то состоялись десятки. Кстати, если уж совсем строго судить, то и я ведь родом не с берегов Невы, а Тихого океана. Правда, во Владивостоке не был почти полвека, с момента переезда семьи в Ленинград в 54-м году. Лишь на днях смог побывать в родном городе, когда летал в командировку в Сибирь и на Дальний Восток.

- Что-то из детских воспоминаний сохранилось?

- Помню океан, а город -смутно. Скорее по рассказам родителей, сестры... Впрочем, мы говорили о другом.

- Задумывались, почему именно вас направили в МВД?

- Исполнительную власть в стране возглавляет президент. Наверное, у него были свои мотивы, но я его об этом не спрашивал.

- А себе задавали вопрос: за что?

- Скорее думал о другом: как выполнить поручение. Есть задача, значит, ее нужно решать.

- Критерии эффективности работы милиции, которые действуют сегодня, не отвечают главной цели?

- Не показывают реальный уровень преступности в стране. Сейчас судят как: чем больше зарегистрированных заявлений от граждан, тем выше преступность. Логика простая: меньше заявлений - ниже преступность - больше шансов получить премию и награду. Вот милиция порой и борется не с правонарушениями, а с ростом числа заявлений. При этом оказалось, что органы внутренних дел зачастую работают не с людьми, а... с бумагами. По любому заявлению составляется протокол, заполняется куча документов, бланков отчетности. На оформление формальностей уходит до сорока процентов рабочего времени наших сотрудников. Если же заявлений от граждан станет еще больше, то милиция при сохранении нынешнего уклада окончательно утонет в бумажном море. С ужасом обнаружил, что до сих пор не все отделения имеют даже самые простенькие компьютеры. О чем тут говорить, о какой профилактике правонарушений? И все же старую практику мы поломаем и обязательно будем регистрировать все обращения граждан. Чем больше, тем лучше! Раз люди идут в милицию, значит, доверяют!
Конечно же, привычная статистика рухнет, количество заявлений вырастет, по моим прикидкам, в несколько раз. При этом мы понимаем, что численность сотрудников органов внутренних дел увеличивать нельзя.

- А сколько народу у вас сегодня под ружьем?

- В системе МВД работают миллион девятьсот тысяч человек. Не всех их, конечно, можно назвать милиционерами, поскольку сюда входят Внутренние войска, пожарные, вневедомственная охрана и другие службы, но в любом случае - армия внушительная. Повторяю, далее наращивать ее ряды мы не планируем, и задача заключается в повышении отдачи от каждого сотрудника. Для этого разрабатываются новые критерии оценки, которые уже в январе будут применяться в отдельных регионах.

- О чем речь, Борис Вячеславович?

- Раскрываемость преступлений остается одним из важнейших показателей. Она учитывается как относительная, то есть в процентах к аналогичному периоду предыдущего года. Даже при росте абсолютного числа раскрытых преступлений мы придем к уменьшению процента раскрываемости из-за увеличения количества поданных гражданами заявлений. Нужен другой подход к оценке. Далее. Сегодня раскрытые тяжкие преступления - убийства, разбой, грабеж - в отчетности, что называется, кладутся в одну корзину с карманными кражами и мелким хулиганством. Это неверно. Впрочем, критерии оценки - не панацея, надо менять сами принципы и методы работы. Скажем, ныне незаслуженно забыты участковые уполномоченные. Люди знают фамилию министра, но не того человека, кто непосредственно отвечает за покой и порядок в микрорайоне.

- Дядя Степа опять вернется в каждый двор?

- Помнится, дядя Степа был постовым, а не участковым... Но во дворы надо вернуться обязательно. На должность участковых должны назначаться авторитетные, грамотные работники. Участковый обязан регулярно обходить квартиры, знать в лицо буквально всех жильцов. Важнейшая тема - профилактика детской преступности.

Кстати, в благополучной Франции некоторые мэры городов требуют введения комендантского часа для подростков. Пацаны должны не бояться, как вы выразились, дядю Степу, а дружить с ним.

Поэтому мы и настаиваем, чтобы участковый проживал на территории своего микрорайона. Такая практика должна стать повсеместной - от Москвы до самых до окраин. На это будет обращено особое внимание. Столицу я не зря упомянул. Ситуация с уличной преступностью здесь очень плохая. Чтобы был порядок, надо приравнять зарплату участковых к окладам оперативных работников, усилить службу опытными специалистами, обеспечить их необходимой технической и материальной поддержкой. Опыт Вологодской области, где институт участковых успешно функционирует, убеждает: все возможно. Осенью проведем в Вологде семинар по обмену опытом.

- Интересно, своего питерского участкового вы помните, Борис Вячеславович?

- Честно говоря, нет. Но я знал, что он есть.

- А милицией вас в детстве пугали?

- В нашей семье это не было принято.

- Но вам, что называется, на "гражданке" приходилось иметь дело с милицией?

- По большей части с дорожными патрулями.

- Правил не знаете или не соблюдаете?

- Быструю езду уважаю. Во-первых, вечно спешишь, опаздываешь, а во-вторых, классический вариант: какой же русский не любит... ну и так далее.

- Может, вы специально в министры пошли, чтобы гаишники не приставали?

- Так мне же теперь практически не удается самому порулить! Говорят, не дело для министра. Приходится пользоваться служебным транспортом с сопровождением. Моя личная машина в Питере, а я там в последнее время бываю нечасто, поэтому всего несколько раз и смог оторваться.

- В смысле душу отвести?

- Во всех смыслах.

- А на чем вы гоняете?

- Машина у меня скромная, но ездит быстро. Спортивная "Мазда-Форте" 323-й модели.

- Сколько из нее выжимаете?

- Двести километров в час делал. У нас в Питере есть "Невское кольцо", там на некоторых участках можно хорошо разогнаться.

- Неужели и в гонках участвовали?

- До этого не дошло, но со многими профессиональными питерскими раллистами знаком.

- Но мы отвлеклись. Кроме как с ГАИ - ГИБДД, у вас были какие-то соприкосновения с милицией?

- Помню, несколько раз пожарных приходилось вызывать.

- Горели?

- Не я. На предприятиях, на которых работал, случались ЧП. Впрочем, это в нашей стране не такая уж редкость.
Думаю, все хотя бы однажды в жизни сталкивались с пожарными...

- А что, извините, за шрам у вас на лице? Часом не бандитская пуля?

- Это к милиции или каким-то криминальным разборкам не имеет отношения. Память детства. Пришлось защищаться, вот и заработал шрам... У всех в детстве было, наверное, нечто похожее. Что сейчас вспоминать?

- Но приводов в отделение за вами не числилось?

- Нет, там все в порядке, не беспокойтесь.

- Вы сказали "у нас в Питере". Оговорились? Никак к Москве не привыкнете?

- Почему оговорился? Я до сих пор прописан в Петербурге, а здесь живу в однокомнатной служебной квартире в депутатском доме на улице Улофа Пальме. Еще у меня есть служебная дача, предоставленная в прошлом году как руководителю фракции Госдумы. Пока никаких других решений по моему жилью не принято.

- Неужто для министра квартиру в Москве не нашли?

- Сейчас дом строится, к зиме, наверное, переберусь на новое место. Тогда и пропишусь.

- А личное оружие у вас есть?

- Наградной пистолет лежит в сейфе. Получен мною в прошлом году. Вы имеете в виду, что он может понадобиться в нынешней должности?

- Нет, это я об отношении людей в погонах к гражданским чиновникам. Все-таки далеко не каждый "пиджак" может похвастаться личным оружием...

- По-вашему, это добавляет мне авторитета? Были ситуации, когда меня проверяли, принося на подпись бумаги, вызывавшие мои недоуменные вопросы. Я приглашал составителей этих документов и объяснял, что не надо со мной так шутить. Номер не пройдет. Но это частные случаи, которые не нужно выстраивать в систему. Допускаю, кое-кем из министерского окружения вынашивается мысль поменять министра, но я не вижу в этом большой беды и не чувствую явного отторжения. Люди в погонах, как и все профессионалы, ценят умение вникать в проблему, адекватно реагировать на нее, находить решение. Уже в должности министра я активно участвовал в налаживании взаимодействия трех силовых структур - армии, ФСБ и МВД - в Чечне. Отсутствие погон мне в этом не помешало. Мы ежедневно созваниваемся с Сергеем Ивановым и Николаем Патрушевым и координируем шаги. У нас есть понимание общей задачи.

- В вашем кабинете висит карта Чечни. Давно она тут появилась?

- Еще до меня. Не стал ее снимать, поскольку Чечня остается в поле моего постоянного внимания. Более того, каждый рабочий день начинаю с оперативной сводки за истекшие сутки, а затем идет обязательный сеанс связи с моим заместителем в Чечне генералом Чекалиным, его доклад.

Мы говорили сегодня, что нужно сделать для повышения эффективности работы МВД. Не последнее место занимает и техническое перевооружение внутренних войск. Увы, многие проблемы идут от нашей бедности. Скажем, есть специальные устройства, способные подавлять радиосигнал. Наличие такого прибора в каждой машине или бронетранспортере застрахует их от радиоподрыва на фугасах. Но эти устройства нужно изготовить, приобрести...

- А вы еще хотите вооружить милицию полицейским оружием.

- Это необходимо. Сегодня наши сотрудники используют армейское вооружение, обладающее большой поражающей способностью. А ведь часто оружие требуется, только чтобы остановить преступника. Такое оружие есть, есть пули, сбивающие с ног, но не наносящие серьезного вреда здоровью.

- Просчитывали, во что станет это перевооружение?

- О перевооружении сегодня речь не идет. Нет у нас на это денег. Мы сейчас решали вопрос о смене формы сотрудников ГИБДД и поняли: сможем сделать это только по мере износа старого обмундирования. То есть года за три с половиной. Словом, говорить, что скоро полицейское оружие появится в достаточном количестве, преждевременно. Есть и много других проблем, требующих решения.

Двенадцатичасового рабочего дня на все не хватает.

- А когда, к слову, вас в последний раз ночью будили?

- Несколько дней назад. Оперативный дежурный обязан в любое время суток докладывать мне обо всех крупных ЧП -взрывах, пожарах, терактах, громких убийствах или ограблениях.

- Кроме работы и редких заездов на "Мазде", на что еще силы остаются?

- Вот создал футбольную команду в министерстве. О нашей сыгранности можно судить и по победе со счетом 4:2 над украинскими коллегами.

- Футбол - это, конечно, замечательно, но...

- Никаких "но"! Спорт очень важен, а в центральном аппарате о нем, похоже, совсем забыли. Будем возрождать общество "Динамо", я возглавил воссозданный попечительский совет. Для меня ясно, что сотрудник милиции, помимо профессиональных навыков, должен обладать и хорошей физической подготовкой.

- У вас с последней нормально?

- Не жалуюсь. В молодости занимался легкой атлетикой, футболом, волейболом, баскетболом, везде имел первые разряды.

- На какие дистанции бегали?

- На средние. Увлекался спортивной ходьбой.

- Значит, дыхание умеете держать?

- Умею. В том числе и вне беговой дорожки...

***
Личное дело

Родился 15 декабря 1950 года во Владивостоке в семье военного летчика и учительницы. С 54-го года жил в Ленинграде, где с золотой медалью окончил физико-математическую школу.
Выпускник Ленинградского электротехнического института связи. Участник разработки космических систем связи. Более 20 лет проработал в ПО "Электронприбор". В декабре 99-го избран депутатом Госдумы по списку "Единства". В январе 2000 года стал главой фракции "Медведь" в нижней палате парламента. В апреле 2001 года указом президента Путина назначен министром внутренних дел России.
Комсомольская правда , N144 , 10.08.2001

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru