Начало жилищной реформы в северной столице не было отмечено торжествами и прочими яркими событиями. Это произошло до обидного рутинно: Смольный внес в Законодательное собрание проекты трех законов, а депутаты принялись в них разбираться. С основательностью и дотошностью, должной вызвать у стороннего наблюдателя искреннее уважение.
Жилищная реформа для администрации Петербурга — вопрос жизни и смерти. Не внедрив «жилищного пакета» нормативных актов, Петербург останется без федеральных дотаций по социальным законам, которые предусматривают выплаты и компенсации для инвалидов, ветеранов и других незащищенных категорий граждан. По крайней мере такую версию озвучивают в коридорах Смольного: мол, есть такое жесткое условие правительства России. То есть, не приняв жилищные законы, Петербург останется со своими социально незащищенными один на один. И нет гарантий, что бюджет города вытянет эту ношу.
Сроки поджимают. Начинать реформу надо было чуть раньше: на полгода или даже год. Петербург отстал от федерального центра и теперь мучительно наверстывает. Ситуация напоминает положение пассажира на вокзале, которому уже сообщили, что поезд отошел, но он все равно бежит к нужной платформе.
Итак, Смольный внес в городской парламент три закона: «Об оплате населением жилишно-коммунальных услуг при превышении социальной нормы», «О введении платы за наем жилья», «О плате за капитальный ремонт жилого фонда». Первый закон — о социальной норме, был рассмотрен на очередном заседании бюджетно-финансового комитета ЗакСа и вызвал множество вопросов. Депутаты атаковали представителей Смольного, чиновники старались отвечать доходчиво и внятно.
Что такое социальная норма? — Часть площади квартиры, за которую владелец платит по сниженным ставкам. Сколько квадратных метров эта норма? — По федеральному закону — 18, по местному — 16. Что делать с лишними метрами? — Пла-тить по полной программе.
По версии чиновников Смольного, введение платы за излишки жилой площади в первую очередь ударит по горожанам, которым принадлежит две, три и более квартир. Или только одна, но очень большая. У депутатов другой взгляд на проблему: что, например, делать пенсионерке, которая живет одна в огромной квартире? Она же не сможет заплатить по полной программе!.. Итак далее.
На очереди еще два закона: во-первых, о плате за наем жилья у государства или города, во-вторых, о повышении отчислений на капитальный ремонт. По крайней мере один из них может породить «взрыв» и скандал: плата за госжилье. Предполагается, что пользователи неприватизированных квартир будут платить за некий сбор, сравнимый по сумме с налогом на недвижимость, который платят собственники квартир. Но госжилье в основном находится в бывших ведомственных домах… В общем, проблем возникает масса. А значит, главная борьба вокруг жилищного законодательства еще впереди.
Кстати
По оценкам комитета по содержанию жилищного фонда администрации Петербурга, из 2,5 миллиона петербуржцев, живущих в отдельных квартирах, каждый второй занимает квартиру с площадью, превышающей социальную норму: превышение до 5 про-центов — у 254 124 человек, АО 10 процентов — у 109 976 человек, до 15 процентов— у 113 818 человек, до 20 процентов — у 85 356 человек, более 20 процентов — у 849 134 человек. В коммунальных квартирах живут около 1 миллиона человек.
Известия-СПб ,
15.10.2001