Лениградская Правда
20 APRIL 2024, SATURDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Дискаунты приходят с севера
29.10.2001 00:01
Крупнейшая по количеству магазинов российская торговая сеть «Пятерочка» насчитывает 69 универсамов «эконом-класса». Девять из них питерская компания «Агроторг», владелец сети, открыла за последние три месяца в Москве. К 2002 году компания намерена занять 15% столичного рынка в своем сегменте. С помощью франчайзинга «Агроторг» собирается вывести сеть на общенациональный уровень. На строительство самой большой в России сети универсамов-дискаунтеров «Агроторгу» потребовалось менее трех лет и около $30 млн. В этом году оборот «Пятерочки», как ожидается, составит около $200 млн. «Мы достигли успеха, потому что пытались максимально соответствовать запросам клиентов», – утверждает Сергей Лепкович, директор сети «Пятерочка». Компания действительно начала свой бизнес в очень подходящий момент. Первая питерская «Пятерочка» открылась в феврале 1999 года, и магазинам сравнительно легко удалось перетянуть с оптовых рынков потрепанных кризисом граждан. Однако куда более правдоподобно быстрый рост сети объясняется кредитами (около $16 млн), полученными «Агроторгом» от неких бельгийских и немецких компаний. Их Лепкович предпочитает не называть. По его словам, деньги были привлечены на короткий срок – до того момента, как компания выйдет на самоокупаемость. Сейчас «Пятерочка» предпочитает кредитоваться в Сбербанке и Промстройбанке. За качество отвечаю Лозунг «Выжмем все с квадратного метра!», висящий в кабинете Лепковича, как нельзя лучше отвечает идеологии классического дискаунтера: минимальные издержки, максимальный оборот. «Мы торгуем только тем, что очень хорошо продается», – говорит Лепкович. В маленьких «Пятерочках» (торговая площадь 300 – 400 кв. м) ассортимент составлен из 1600 наименований. В больших (от 500 кв. м) продается 2500 товарных позиций. Одним из критериев для формирования ассортимента «Пятерочек» является продажа как минимум одного логистического места (т.е. одной коробки товара) в день в каждом магазине. Если продажи какой-либо продукции не достигают минимально установленного объема, такой товар попросту выводится из ассортимента. Не менее жестко выстроена и ценовая политика сети. Стоимость товаров в магазинах примерно равна ценам на городских оптовых рынках. Как считает Лепкович, именно гарантии качества и низкие цены сделали «Пятерочки» популярными у петербуржцев, что вкупе с экономией на издержках позволило компании развиваться «с опережением всех графиков». Еще недавно «Агроторг» был готов остановиться на сети из 50 торговых точек. Сейчас называются совсем другие цифры. В следующем году количество магазинов «Пятерочка» должно составить полторы сотни. Они будут снабжаться из собственного складского центра стоимостью $6 млн. Больше трети всех торговых предприятий «Пятерочки» придется на столицу. Питерские в Москве Потенциал куда более емкого в сравнении с питерским и едва ли не столь же слабо освоенного столичного рынка не мог не соблазнить «Агроторг». «Мы даже не стали проводить какие-то специальные исследования, – рассказывает Лепкович. – Для нас было очевидно, что плотность торговых точек в Москве чрезвычайно низка». Очевидно, ускорению процесса способствовал и тот факт, что нынешней весной в «Пятерочку» из столичной сети «Продмак» перешла часть команды. Первый московский магазин питерской сети открылся в конце июля на юго-западе столицы. На столичном рынке «Пятерочка» надеется превзойти свои питерские результаты. Сделать это ей будет сложнее. Брэнд практически неизвестен в столице и пока не имеет такой же мощной рекламной поддержки, как в Санкт-Петербурге. Кроме того, в Москве куда больше оптовых рынков и конкурирующих сетей. Их, кстати, не особенно впечатляет масштаб бизнеса гостей с северо-запада. «Те темпы роста, которые демонстрирует в этом году «Пятерочка», соответствуют средним темпам роста по отрасли в целом, – говорит Томс Берзинь, гендиректор компании «ДИСКОНТ-центр», управляющей сетью «Дикси». – По нашим оценкам, «Пятерочка» увеличила свой бизнес в два раза. Другие сети – например, «Копейка» и «Седьмой континент» – также удвоили свой бизнес. «Дикси» увеличила обороты по Москве в два, а по Петербургу в три раза». Тем не менее Лепкович уверен, что в Москве «Пятерочки» будут еще успешнее. По крайней мере уже к 2002 году «Агроторг» планирует занять в столице 15% ниши дискаунтеров. На это компания готова потратить $15 млн. «Эти намерения вполне осуществимы, – считает Томс Берзинь. – В Москве данная ниша сейчас находится в стадии формирования, и магазинов, работающих по принципу дискаунтера, на данный момент менее ста». «У «Пятерочки» неплохие перспективы для расширения бизнеса в Москве, – соглашается с Берзинем и Дмитрий Озолин, директор департамента маркетинга сети «Продмак». – Нет необходимости искать новых поставщиков: многие питерские компании возят свою продукцию в Москву. Удовлетворение амбиций компании – вопрос денег». Сейчас в Москве работают девять «Пятерочек», и, как говорит Лепкович, до конца года будет открыто еще с десяток магазинов. При этом дефицит торговых помещений, о котором говорят в этом году все столичные ритейлеры, «Агроторг» волнует мало. Очевидно, с деньгами у «Пятерочки» все в порядке. Тем более что приоритетным для себя направлением компания определила самостоятельное строительство. В Петербурге пока действует всего один самостоятельно построенный магазин, однако в распоряжении «Агроторга» находятся еще 14 участков под застройку, полученных по конкурсу в прошлом году. Наряду с поиском объектов под покупку и аренду работа по получению земельных участков под строительство ведется и в Москве. «Открывать по три магазина в месяц в Москве и Питере тем или иным способом – реальная задача», – считает Лепкович. Смелость города берет Ограничиваться рынками двух столиц «Пятерочка» не намерена. Программа-максимум предполагает строительство розничной сети в масштабах всей страны. Разработанную в компании схему регионального развития, которая предусматривает продажу лицензий на торговую марку «Пятерочка», в «Агроторге» считают одним из наиболее перспективных направлений. «Мы подробно описали все необходимые для построения и нормального функционирования сети бизнес-процессы, – говорит Михаил Лапин, вице-президент компании по региональному развитию и инновациям. – Благодаря этому наш бизнес легко воспроизводим и столь же эффективен в любом российском городе». Готовый работать под маркой и по стандартам «Пятерочки» предприниматель получает от компании «комплект» типовых решений, куда включено буквально все, начиная от требований к архитектуре магазинов и складов и заканчивая конкретным оформлением ценников и бэджей для персонала. Помимо этого «Агроторг» берет на себя разработку системы общего и финансового менеджмента и обязательства по обучению управляющих специалистов. В «Агроторге» предполагают, что 60 – 70% ассортимента региональных «Пятерочек» будет обеспечено за счет продукции местных поставщиков, 15 – 20% займут собственные брэнды сети, а остальное придется на магистральные брэнды. По словам Лапина, работа по перенесению бизнеса в регионы идет полным ходом: с потенциальными партнерами из четырех городов уже подписаны предварительные договоры. Названия тех населенных пунктов, в которых чуть ли не со дня на день могут появиться «Пятерочки», в интересах дела держатся в секрете. Можно, впрочем, предположить, что предложения «Агроторга» по организации розничных сетей в первую очередь заинтересовали бизнесменов из Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Самары, Краснодара, крупных сибирских городов вроде Омска и Новосибирска. Однако, по мнению президента Национальной торговой ассоциации Вадима Зуйкова, региональная экспансия может сложиться не столь удачно, как о том мечтается «Агроторгу». «Франчайзинг – это в первую очередь проблема достаточного контроля над соблюдением стандартов торговой марки», – говорит Зуйков. Кроме того, считает президент НТА, в определенный момент бурно развивающаяся компания может столкнуться с проблемой нехватки персонала: «Без достаточного количества обученных сотрудников бизнес просто не сможет двигаться дальше. Здесь не помогут никакие инвестиции». На этот случай «Пятерочка» подстраховалась. В прошлом году на базе одного из универсамов был открыт учебный центр, и, скорее всего, уже сейчас в компании подумывают о целой сети собственных учебных заведений
Компания , 29.10.2001



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru