Лениградская Правда
29 MARCH 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Армейская верхушка под надзором ФСБ
28.11.2001 00:01
В последнее время президент Владимир Путин проявляет повышенное внимание к армейской проблематике, уделяя данному вопросу гораздо больше времени, нежели прежде. Так, Верховный главнокомандующий Вооруженными силами России провел несколько продолжительных встреч с первыми лицами Министерства обороны, присутствовал на заседании коллегии МО РФ, выступил на совещании руководящего состава российского военного ведомства, а также заслушал практически всех командующих войсками военных округов и флотов. Вчера же состоялась очередная встреча Путина с министром обороны, на которой обсуждались наиболее актуальные проблемы военного строительства и гособоронзаказа.

Логика Кремля, особенно на фоне последовавших после 11 сентября событий, понятна: Вооруженные силы России не соответствуют требованиям современной войны, необходимы перемены. Как подчеркнул президент, выступая перед высшим генералитетом, "стране нужна квалифицированная, хорошо подготовленная армия. Этого требуют и наши национальные интересы, и обстановка, и наконец само время". Между тем темпы преобразований внутри Министерства обороны и механизм практической реализации военной реформы не удовлетворяют Кремль и вызывают серьезную обеспокоенность у Верховного главнокомандующего.

Впрочем, тревожит Путина не только это. Похоже, что пока не оправдались надежды президента, связанные с назначением на пост министра обороны Сергея Иванова. Он, как утверждают источники в МО РФ, все еще продолжает входить в должность и к полноценному исполнению своих обязанностей не приступил. Это означает сохранение внутри МО двух центров власти, одним из которых выступает министр обороны, а другим - начальник Генерального штаба. Первоначальным замыслам Сергея Иванова, рассчитывавшего уже к осени избавиться от Квашнина, так и не суждено было сбыться. Начальник Генштаба не только предложил Путину план действий в ситуации вокруг Афганистана, но и взял на себя ответственность за их проведение в жизнь. На долю же министра обороны остались лишь одни комментарии.

О том, что Сергей Иванов испытывает трудности на новом месте, говорят не только в кулуарах Генштаба. Недостаток специальных знаний у министра - а в военном ведомстве за все отвечает первое лицо, пусть даже в гражданском - оборачивается просчетами в выборе приоритетов реформы, в оценке характера угроз и мер по их нейтрализации и, что особенно опасно, ослаблением контроля за ситуацией в Вооруженных силах.

А она весьма тревожная. Число происшествий и преступлений в армии продолжает оставаться стабильно высоким. Коррупция поразила не только офицерский, но и генеральский состав. В целом крайне отрицательное воздействие оказывает на военнослужащих их тяжелое материальное положение. Офицеры армии и флота сегодня стоят на низшей ступени социальной лестницы, фактически оказавшись одной из самых незащищенных категорий населения в условиях рыночной экономики. Обещанные с 1 января прибавки воспринимаются в войсках как запоздавшие и явно недостаточные. Следствием же является падение рейтинга президента среди военнослужащих, усиление настроений социального реванша в армейских гарнизонах, а также рост популярности КПРФ и леворадикальных организаций.

Во многом благодаря пассивности Главного управления воспитательной работы Минобороны офицерский корпус оказался неготовым воспринять изменение внешнеполитических приоритетов Кремля после событий 11 сентября. Вывод российских баз из Вьетнама и Кубы, сближение Москвы и НАТО, обозначившийся дрейф в сторону уступок Соединенным Штатам в отношении Договора по ПРО - все это интерпретируется в войсках в самом невыгодном для Кремля свете. Итоги визита президента РФ в США и его переговоры с генсеком НАТО восприняты армией весьма настороженно.

Плюс ко всему сегодня выясняется необходимость корректировки Плана строительства Вооруженных сил РФ на период до 2005 года, в ходе работы над которым аппаратом Совета безопасности и Генеральным штабом допущен ряд концептуальных ошибок.

Очевидно, что ни Сергей Иванов, ни Анатолий Квашнин не заинтересованы, чтобы недостатками в их работе занимался глава государства, да и вообще где-либо циркулировала информация об имеющихся проблемах. Не оправдал доверия - можешь запросто распрощаться с перспективой дальнейшей карьеры и отправиться куда-нибудь послом. Как говорится, дружба дружбой, а служба службой. Впрочем, даже в условиях отсутствия объективных оценок со стороны Минобороны (вряд ли можно предположить, что министр или начальник Генштаба захотят сами себя высечь) Кремль имеет канал получения достоверной информации о состоянии дел в российском военном ведомстве. Такую возможность предоставляет Путину Федеральная служба безопасности РФ, в составе которой функционирует Управление военной контрразведки, имеющее собственный оперативный и агентурный аппарат во всех без исключения структурах Вооруженных сил - от отдельного батальона и полка до Генерального штаба включительно. Информация обобщается по видам и родам войск, затем по Министерству обороны в целом. Материалы поступают директору ФСБ, который докладывает их непосредственно президенту. Причем для Федеральной службы безопасности нет запретных тем и фигур в Минобороны. В случае необходимости оперативная разработка может вестись даже в отношении начальника Генерального штаба и министра обороны - при наличии формальных на то оснований. Отметим, что директор ФСБ Николай Патрушев, не так давно получивший воинское звание "генерал армии", является профессионалом в свой сфере и пользуется исключительным доверием Владимира Путина.

Активизацию деятельности Федеральной службы безопасности в вопросе изучения состояния дел в Минобороны, а по имеющимся данным, именно это сегодня и происходит, вряд ли можно назвать случайной. Успех или неудача реформы Вооруженных сил РФ во многом определит настроения военного электората и членов их семей накануне парламентских и президентских выборов. На карту поставлено слишком многое. Отдать же реформу полностью на откуп Минобороны, пусть даже во главе которого и стоит свой человек, - значит пустить вопрос на самотек. Информация, полученная с Лубянки, позволит Кремлю не только четко представлять себе расстановку сил внутри Минобороны и своевременно реагировать на повышение градуса напряженности в войсках, но и более точно определять контрольные ориентиры курса, которым должно следовать военное ведомство.
Независимая газета , 28.11.2001

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
01 02 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru