Лениградская Правда
29 MARCH 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Банковский пейзаж Северной столицы
29.10.1996 00:01
Прошел год с того момента, как банковская система Санкт-Петербурга - второго по величине финансового центра страны - познакомилась с понятием 'банковский кризис'. Впрочем, первый удар кризиса российской банковской системы, проявившийся наиболее зримо на московском рынке МБК, обошел петербургские банки. Их спасло то, что местный кредитный рынок достаточно инертен: скорость перечислений по городу превышает один день, и его значение для анков города не столь велико.

Тем не менее к весне 1996 года количество отозванных лицензий у банков Санкт-Петербурга было больше 10. Те, кто устоял тогда, должны были учесть изменения, произошедшие в российской экономике, и попытаться сформировать такую стратегию развития, которая позволила бы им по крайней мере избежать кризиса. Не обошла стороной Петербург и мода на межбанковскую войну в средствах массовой информации.

Правда, в отличие от Москвы, где СМИ используются в основном для дискредитации банков по политическим мотивам, питерские банки более прагматичны: они проводят атаки на конкурентов в надежде выбить из-под них клиентскую базу.

В остальном характер банковской системы Санкт-Петербурга, как ему и положено, "нордический, выдержанный". Изменения происходят не столь стремительно, как в столице. Тем не менее можно с уверенностью утверждать, что банковский пейзаж Петербурга за последние годы изменился весьма существенно.

Старые, новые и московские

Изначально, как и во всех крупных городах, доминировали бывшие специализированные государственные банки. В Петербурге это был Промстройбанк, который обслуживал отрасли столичного подчинения, т. е. крупные промышленные предприятия, Жилсоцбанк, позднее переименованный в 'Санкт-Петербург', а также вездесущий Сбербанк. За 1992-1994 годы на местном рынке появилась масса новых кредитно-финансовых учреждений, которые либо отхватывали клиентов у лидеров, либо работали с новыми, по преимуществу частными фирмами. Наиболее типичным примером является Балтийский банк, к которому перешла на обслуживание из Промстройбанка Октябрьская железная дорога (ОкЖД).

Еще один банк, вырвавшийся из группы 'новых' кредитно-финансовых учреждений, - 'Петровский'. Его 'козырным' ходом стало создание разветвленной системы филиалов по городу, соединенных в единую информационную сеть. 'Петровский' получил в свое распоряжение многие почтовые отделения города и в придачу к ним - право выдачи пенсий и других социальных выплат большей части петербуржцев, которые перечисляются из пенсионного фонда через банк. При этом ставка, очевидно, делалась на то, что пенсионеры откроют в отделениях банка свои счета и не будут снимать всю сумму пенсии. В результате у 'Петровского' должны были резко возрасти остатки на счетах физических лиц. Но ожидания оправдались не в полной мере. И хотя банку удалось ощутимо увеличить объемы средств, привлеченных от населения, ресурс этот оказался достаточно дорогостоящим. Вместе со старыми - бывшими государственными - банками эта пара и образует пятерку петербургских лидеров.

Одновременно с возникновением новых петербургских банков в город вошла целая когорта крупных иногородних кредитно-финансовых учреждений, некоторые из которых прочно утвердились на берегах Невы. Наиболее активно внедрялся в Петербург филиал Инкомбанка, получивший впоследствии статус Северо-западного агентства Инкомбанка. Этот банк с самого начала выбрал в качестве одного из своих основных направлений работу с высокодоходными слоями населения и ориентацию на крупных клиентов, нуждающихся в стабильных связях с иностранными партнерами. Это, пожалуй, один из немногих иногородних банков, которые смогли в Петербурге стать полностью 'своими'.

Обычно создание в городе филиала крупного московского банка сопровождается переходом к нему на обслуживание предприятий из местного банковского учреждения. Поскольку ведущие российские банки стали втягивать в свою орбиту промышленность российского значения, то некоторые потери клиентской базы понес Промстройбанк. Так, например, произошло после открытия дочерней структуры ОНЭКСИМбанка - БалтОНЭКСИМбанка, а также банка 'Менатеп-Санкт-Петербург'.

Стратегия старых петербургских лидеров за последние годы также претерпела ряд изменений. Промстройбанк (ПСБ) диверсифицировал отраслевую структуру своих клиентов и начал активно кредитовать наиболее экспортноспособные отрасли не только в городе, но и в регионе. Одновременно ПСБ возобновил сотрудничество с Лесопромышленным банком (ранее вышедшим из структуры того же ПСБ), обслуживающим лесную и деревообрабатывающую промышленность, а также с Витабанком, большую часть клиентов которого составляют предприятия пищевой промышленности. На базе последнего была создана первая из местных финансово-промышленных групп.

Ну, а 'Санкт-Петербург' продолжает политику, направленную на кредитование городского хозяйства, предприятий легкой промышленности, малого и среднего бизнеса. Традиционно обслуживая счета местной промышленности, банк для упрочения своих позиций так сформировал свою клиентуру, что более 70% платежей, проходящих по отраслевой цепочке между предприятиями, не выходят за рамки банка. Кроме того, он является одним из крупнейших уполномоченных банков города, обслуживая 1300 бюджетных счетов и большую часть предприятий торговли. 'Санкт-Петербург' первым из местных банков подключился к сети SWIFT.

Уполномоченные банки - новый заход

Администрация Санкт-Петербурга проводит согласование распоряжения губернатора об уполномоченных банках города, которое должно быть введено в действие в конце этого года. В процессе согласования принимают участие комитет финансов, ГУ ЦБ по СПб. и местная банковская ассоциация, в которую буквально на днях вошли филиалы и дочерние структуры московских банковских организаций: БалтОНЭКСИМбанк, 'Менатеп-Санкт-Петербург', Мост-банка, 'Российского кредита', Промрадтехбанка и Импэксбанка.

Спорам о необходимости введения специального института уполномоченных банков в городе уже более года. Весной прошлого года на рассмотрение законодательного собрания поступил проект закона об уполномоченных банках, в котором явно просматривались черты заказа со стороны одного из крупнейших кредитно-финансовых учреждений города, которое до тех пор почти не работало с бюджетными деньгами. Но поскольку закон был слишком 'сырой', его направили на доработку, которая длится до сих пор.

Кроме того, в момент обострения банковского кризиса - осенью 1995 года - мэрия Санкт-Петербурга ввела мораторий на перевод бюджетных счетов из одного банка в другой. Причем предыдущее руководство города явно предпочитало хранить бюджетные счета исключительно в местных банках. Поэтому до сих пор счета бюджетных организаций раз росаны по 25 банкам города.

Со сменой власти произошли изменения и в подходе к проблеме уполномоченных банков. Новое руководство комитета финансов взяло курс на концентрацию бюджетных счетов в 5-6 банках. Причем не ограничивая их круг лишь местными анковскими организациями. В результате появились первичные предложения администрации города по формированию группы уполномоченных банков. По мнению руководителей комитета экономики, эти банки должны отбираться на основе конкурса, к которому будут допущены все желающие независимо от того, местный ли это банк или филиал.

Кроме того, есть несколько достаточно жестких условий. Во-первых, это, конечно, выполнение экономических нормативов Центробанка. Причем не исключено, что по согласованию с ним в условиях будут оговорены ужесточенные по сравнению с общероссийскими нормативы. Во-вторых, по остаткам на бюджетных счетах банк должен выплачивать городу 20% годовых. В-третьих, платежи с этих счетов должны проходить в течение 1 банковского дня, а в случае задержки банк будет выплачивать достаточно солидные штрафы.

После получения этих предложений Главное управление ЦБ по Санкт-Петербургу начало формировать свои рекомендации. Полученный в результате всех согласований документ, судя по всему, ляжет в основу местного закона.
Сегодня , 29.10.1996

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
01 02 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru