Лениградская Правда
29 MARCH 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Москвичи перетряхнут питерский нефтерынок
14.01.2002 00:01
По оценкам нефтетрейдеров, соотношение количества автозаправочных станций и транспортных средств в городе достигло европейского уровня. Дальнейшее увеличение числа заправок приведет к банкротству некоторых операторов. Однако в 2002 году компании предполагают построить еще 60—70 АЗС, затратив на это до $50 млн. Главная причина обострения конкуренции — приход на петербургский рынок московских операторов. Сравнительный анализ площади, количества АЗС и транспортных средств в городах России и Европы показывает, что Петербург уже достиг уровня развитых европейских стран. Более того, ему может угрожать ситуация, сложившаяся в Москве, где явно избыточное число станций привело к банкротству ряда компаний. Коммерческий директор АОЗТ «ТИК «Балт-Трейд» Артур Смирнов отмечает, что «за последние два года количество станций, занимающихся рознич-ной продажей бензина в Петербурге, значительно увеличилось. Это привело к уменьшению объема продаж на каждой действующей автозаправке». Многие операторы убеждены, что выгоднее производить реконструкцию имеющихся станций, чем ставить новые. Сегодня, по мнению специалистов, розничная сеть должна не расти, а видоизменяться в соответствии с новыми рыночными условиями, транспортными потоками и потребностями горожан. Несмотря на это, на 2002 год запланирована постройка рекордного количества АЗС. Инвестиционные планы нефтетрейдеров на 2002 год Сергей Факеев, заместитель начальника Управления застройки города, комментирует следующим образом: «В 1998 году был совершен прорыв в развитии строительства АЗС — за год построено 22 станции. Примерно 20—25 заправок появилось в городе в 1999 и 2000 годах. Сегодня такие объемы строительства являются средним показателем за год. Если в 2002 году откроется хотя бы 40—50 АЗС, то темпы роста соответственно увеличатся вдвое. «Славнефть» мутит рынок Резкое увеличение темпов строительства АЗС складывается в основном за счет программ ОАО «Нефтегазовая компания «Славнефть» и холдинговой компании «Фаэтон». «Славнефть» только в прошлом году вышла на розничный рынок, и сейчас в городе ей принадлежит одна заправка, еще 29 АЗС работают под вывеской «Славнефти». Уже в будущем году эта компания намерена построить в Петербурге 15 АЗС. Начаты работы на пяти участках. По заявлению президента компании Михаила Гуцериева, северная столица является одним из наиболее выгодных рынков в стране. Планируется, что к концу 2002 года под маркой «Славнефти» будут работать 80 станций. Андрей Шторх, вице-президент компании, утверждает, что в их планы входит контроль 30% городского рынка нефтепродуктов. В борьбе за петербургский рынок «Славнефть» не собирается останавливаться на получении большого числа заправок, работающих под маркой компании. На всех подконтрольных заправках компания планирует продавать бензин на 50—60 копеек за литр дешевле, чем другие операторы. Снижение цен может быть достигнуто за счет прямых поставок топлива от производителей. Если говорить о холдинге «Фаэтон», то данная компания готова потратить на строительство АЗС в 2002 году $12 млн. собственных средств. По словам председателя правления холдинговой компании «Фаэтон» Сергея Снопка, в 2002 году предполагается построить не менее 20 АЗС, и еще 30 новых станций, возможно, откроются в ближайших пригородах Петербурга. Появление компании «Славнефть» на петербургском рынке внесло серьезные изменения в планы местных операторов. Еще в августе 2001-го компании БФПГ и «Балт-Трейд» собирались до конца года построить 10—13 АЗС. Но вскоре руководство обеих компаний заявило о вынужденном сокращении их количества, что было вызвано обострением конкуренции на топливном рынке и снижением доходности этого бизнеса. Изначально на строительство предполагалось выделить $6 млн. 700 тыс. Однако с появлением новых конкурентов инвестиционную программу сократили примерно в полтора раза. АЗС идут под снос Некоторые петербургские операторы уже поняли опасность дальнейшего массового строительства. Часть из них решила, что в нынешних условиях выгоднее заниматься реконструкцией имеющихся АЗС. Одна из таких компаний — ЗАО «ПТК». По заявлениям ее представителей, затраты на реконструкцию АЗС примерно равны сумме, необходимой для нового строительства. Реконструкция включает снос старой конструкции, замену емкостей для топлива, систем коммуникаций, после чего на этом участке возводится новый современный комплекс. «Несмотря на то что затраты на реконструкцию и строительство примерно одинаковые, — считает Вадим Глазков, президент компании «ПТК», — есть одно явное преимущество в финансовом плане — отсутствие отчислений на развитие городской инфраструктуры». Участков много, да не все они нужны Вероятнее всего, появление программ реконструкции АЗС не в последнюю очередь связано с дефицитом привлекательных участков для строительства АЭС. Как заявляет Александр Шабасов, заместитель председателя Комитета по строительству, операторы подали 400 заявок на строительство АЗС. Компании претендуют на участки, расположенные рядом с оживленными транспортными артериями. Но, по словам заместителя начальника Управления застройки КГА Сергея Факеева, хотя общее число пятен, предполагаемых для строительства АЗС, довольно велико, это совсем не означает их пригодность для этих целей. Активнее всего застраиваются Приморский (32 адреса, по которым ведется подготовительная работа), Калининский (24 адреса), Выборгский (17 адресов) и Невский (17 адресов) районы, что объясняется наличием в них различных магистралей. По мнению президента «ПТК» Вадима Глазкова, из 150 предложенных администрацией Петербурга участков примерно треть являются привлекательными для топливных операторов, остальные либо расположены в коммерчески непривлекательных местах, либо требуют очень высоких финансовых затрат. Представители компании «Несте» солидарны с ним: «Не все участки, заявленные инвесторами как места под постройку АЗС, после детальной проработки оказываются годными именно для такого строительства». В компании «Несте» считают, что сейчас в городе осталось около 50 приемлемых для строительства участков, а остальные не представляют интереса для петербургских операторов. По данным Комитета по строительству, сегодня невостребованными остались 35 участков. Вместе с тем существует острый недостаток площадок в центре города. По данным Комитета по градостроительству и архитектуре в центре Петербурга подготовительная работа ведется всего лишь на трех участках в Центральном и Василеостровском районах, на пяти участках — в Адмиралтейском. Проблема строительства в центре города связана с тем, что Генеральный план развития города, утвержденный в 1985 году, вообще не предусматривал строительство АЗС. Наиболее перспективной площадкой для строительства АЗС сегодня считается территория вокруг КАД. По мнению Александра Шабасова, «строительство КАД очень сильно изменит трассовую инфраструктуру Петербурга и Ленобласти, однако пока участки на данной территории еще не распределялись». Тем не менее многие компании заявляют об уже существующих договоренностях по определенным участкам. По их мнению, места вокруг кольцевой распределяются на основе приватных встреч между бизнесменами и отдельными чиновниками. Добросовестная конкуренция не прижилась Ряд нефтетрейдеров уверен, что сегодня распределение участков происходит на неравных условиях. Предпочтение отдается не петербургским фирмам, а вертикально-интегрированным компаниям. Основа такой дискриминации — пренебрежение рыночным механизмом распределения участков под строительство. Инвестиционные торги как элемент рыночной экономики, позволяющий наделить все компании равными возможностями, уже стали нормой во всех субъектах Российской Федерации, кроме Москвы и Петербурга. По мнению отдельных специалистов, далеко не все операторы двух самых крупных рынков страны поддержат такое начинание. Крупные компании всегда заручаются поддержкой представителей городской администрации, которые в свою очередь лоббируют их интересы. По словам Александра Шабасова, члена Инвестиционно-тендерной комиссии и заместителя председателя Комитета по строительству, в последнее время инвестиционные торги в Петербурге проводятся довольно редко, в основном участки раздаются по целевому назначению. Вместе с тем Александр Шабасов уверен, что существующий механизм не дает преимуществ отдельным компаниям. Для получения участка для строительств АЗС необходимо собрать комплект документов (инвестиционно-тендерную документацию), включающий заключения различных ведомств и комитетов (по градостроительству и архитектуре, по oxpaне природы, Санэпиднадзор, ГИБДД и других). На подготовку всех документов? уходит шесть-восемь месяцев. При этом все компании имеют равные условия. Однако право на участок получает компания, быстрее других подготовившая документацию. Независимые же эксперты считают, что раньше других собрать документы сможет именно та компания, которая заручится небескорыстной поддержкой чиновников, а значит, существующая система распределения «пятен» помогает обогащению отдельных государственных служащих.
Деловая панорама , 14.01.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
01 02 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru