Лениградская Правда
29 MARCH 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Комиссию Козака покидают эксперты
20.08.2002 00:01
Комиссия Дмитрия Козака по разграничению полномочий между уровнями власти заканчивает отладку законодательной базы для федеративной реформы. Тем временем ряды разработчиков редеют. Комиссию покидают эксперты - представители науки. В частности, сотрудники Института системного анализа РАН. Они уходят тихо, без скандалов, и все же по принципиальным соображениям. На их взгляд, сегодня все идет к тому, что реформа, задуманная во многом ради становления и укрепления институтов местного самоуправления, будет иметь прямо противоположные последствия.

Недавно вице-премьер Виктор Христенко презентовал свою книгу "Межбюджетные отношения и управление региональными финансами". В книге, выпущенной тиражом 2 тысячи экземпляров, подробно - с графиками и таблицами - рассказывается о том, как будут распределены финансовые потоки в стране после реформы, за которую отвечает комиссия Козака. Примечательно, что труд набран и подписан в печать еще в середине апреля, когда работа комиссии была еще в самом разгаре. Говорят, что вице-премьер торопился защитить докторскую диссертацию. Как бы то ни было, сегодня уже ясно, что под управлением Козака десятки разработчиков после долгих дискуссий пришли именно к тем сценариям, которые прописал Христенко. Этому феномену может быть только два объяснения. Или вице-премьер обладает даром предвидения, или в Кремле и Белом доме уже давно было решено, как проводить реформу, а экспертов собирали для имитации дискуссионного процесса. То есть их работа состояла в том, чтобы подгонять решение задачи под заранее данный ответ.

Между тем этот ответ уже начинает прорисовываться. У реформаторов, похоже, есть две основные цели. Первая сверхзадача преобразований состоит в том, чтобы все максимально стандартизировать и унифицировать. Каждый уровень власти получает четкий перечень полномочий (мандатов) и источников их финансирования. Второе ноу-хау - сокращение предметов ведения на нижних этажах властной вертикали и передача их на более высокий уровень. Соответственно - снизу вверх - будут перераспределены и финансовые потоки.

Меры на первый взгляд логичные. Когда достигнуто единообразие, процессом легче управлять. Когда деньги не распылены, а зажаты в одном кулаке, их легче контролировать. Однако, по мнению заведующего отделом Института системного анализа профессора Владимира Лексина и его коллег, местному самоуправлению такая федеративная реформа может нанести ущерб больший, чем десятилетие полного безразличия наверху к муниципальному уровню публичной власти.

До сих пор муниципальная сфера складывалась как бы сама собой. Единообразия, конечно, не было: муниципалитетами назывались и города-миллионники, и маленькие поселки. Там, где для этого возникали условия, появлялись выборные органы местного управления, они потихоньку расширяли зоны своей ответственности. От того, что теперь всем спустят сверху перечень из 25 пунктов - некую обязательную программу, включающую финансирование ЖКХ, дорожного строительства, объектов культуры и спорта, здравоохранения и т.п., - органы местного самоуправления не станут ни самостоятельнее, ни богаче.

А вот потери при такой попытке причесать всех под одну гребенку неизбежны. Мелкие образования будут загибаться под непосильной ношей из обязательных мандатов. А "крупняки" пострадают от того, что у них под соусом реформы заберут объекты, с управлением которых они до сих пор справлялись. При этом и те и другие станут беднее - ведь часть финансовых потоков, как уже говорилось, уйдет в более высокие сферы. Последнее аргументируется тем, что мандаты должны быть адекватны бюджету. Если муниципалам денег на что-то - например, на содержание специализированных клиник - не хватает, значит, надо отдать это хозяйство губернаторам. Между тем профессор Лексин и другие эксперты предлагали обратный подход: не полномочия подтянуть к деньгам, а деньги - к полномочиям. То есть во имя развития местных институтов самоорганизации расширять для них сферу деятельности и насыщать эту сферу финансами. Но это, конечно, никак не вписывается в логику вышестоящего начальства, ратующего за концентрацию всех властных и финансовых ресурсов в Центре, а не на местах.

Этот же подход прослеживается и в новой тактике перераспределения налогов. Прежде применялся принцип "расщепления" налоговых поступлений между бюджетными уровнями (какие-то проценты от одного налога поступали в бюджеты всех трех уровней власти). Теперь планируется переход к схеме "один налог - один бюджет". Как известно, налоги бывают легко и трудно собираемыми. Прежняя схема давала какую-то гарантию: не один, так другой источник дохода позволял муниципалитету сводить концы с концами. Теперь же, когда муниципалам оставят лишь три-четыре конкретных финансовых источника (и с далеко не самой стабильной налогооблагаемой базой), гарантии надежности исчезают. Их и без того худые бюджеты могут окончательно развалиться.

Но главная опасность в другом. В вечном споре губернатора и мэра первый получает весомый аргумент. Если раньше мэр защищался от посягательств на муниципальное имущество и свои сферы влияния с помощью закона о местном самоуправлении, то нынешняя реформа дает повод для глобального пересмотра прав собственности. И никакой страховки для местных органов власти не предусматривается. Идея о создании в региональных парламентах муниципальных палат, в которых мэрии могли бы отстаивать свои интересы на областном уровне, поддержки в Москве пока не нашла. "У муниципалитетов нет лоббистов в региональных и федеральных органах власти, - говорит секретарь Конгресса муниципальных образований Игорь Бабичев. - Роль местного самоуправления традиционно была принижена. Впрочем, сейчас делаются попытки создания институтов влияния с мест на федеральную политику. Предлагается, в частности, придать соответствующий статус нашему Конгрессу".

Как бы то ни было, в нынешних условиях решать, как и что перераспределять на подведомственной территории, региональное начальство будет без оглядки на глав местных администраций. Понятно, что губернаторы попытаются прибрать к рукам самые доходные и перспективные объекты. Прогнозируется новый всплеск борьбы за городскую недвижимость. Так, будут составляться новые перечни памятников регионального и федерального значения. Вполне может быть поставлен вопрос о том, чтобы занесенные в данные перечни особняки могли изыматься у муниципалитетов. Такие попытки предпринимались и раньше (например, в Москве), но теперь все будет поставлено на законодательные рельсы и запущено в общероссийском масштабе. Аналогичным образом под предлогом реформы могут быть пересмотрены права собственности на клиники, колледжи, университеты, институты повышения квалификации и т.д. Городские земли и сельхозугодья также могут обрести в результате реформы новых хозяев - сейчас этот вопрос еще дискутируется на комиссии.

Словом, грядет тотальный передел собственности, специфика которого состоит в том, что местные органы власти практически лишены права голоса в этом процессе. Все идет к тому, что муниципалам оставят самые убыточные и низкодоходные сферы деятельности. Такие, как общественный транспорт и ЖКХ. При такой ситуации вопрос о переходе на 100-процентное финансирование гражданами жилищно-коммунальных услуг решается как бы само собой. Поля для маневра у муниципальных органов власти уже не остается.

Рычагов для того, чтобы попытаться изменить вектор федеративной реформы, у местных администраций тоже нет. В Федеральном собрании, где будут голосоваться подготовленные комиссией Козака законопроекты, губернаторы имеют куда более сильное лобби. Так что вряд ли кто-то сможет помешать правительству и региональным элитам поставить на развитии местного самоуправления жирный крест.
Независимая газета , 20.08.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
01 02 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru