Лениградская Правда
19 APRIL 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Клебанов напугал оборонщиков Интеллектуальной собственностью
4.02.2003 00:01
К 2006 году в России будет создано около 70 вертикально интегрированных структур, в которые будут объединены государственные и частные предприятия оборонно-промышленного комплекса. Что касается собственников частных предприятий оборонки, то тем из них, кто не захочет объединения, "поможет" государство.

Уже в 2003 году планируется создать 18--20 оборонных холдингов, заявил в Санкт-Петербурге после совещания с руководителями оборонных предприятий министр промышленности, науки и технологий РФ Илья Клебанов.

А к 2006 году 45 из 70 образованных интегрированных структур должны стать ключевыми, ориентированными на выпуск новейшего вооружения и военной техники.

Полетят не все

Это касается, например, создания нового истребителя пятого поколения, что станет главной задачей формируемой в настоящее время холдинговой компании во главе с АВПК «Сухой». При этом корпорация 'МиГ' и конструкторское бюро Яковлева будут участвовать в создании самолета в кооперации с «Сухим». По мнению Ильи Клебанова, авиастроительные компании уже создали глубокие заделы в создании двигателя и авионики для самолета пятого поколения, и есть уверенность в том, что новый истребитель поднимется в воздух в 2008 году.

По словам Ильи Клебанова, интегрированные структуры будут созданы во всех 5 оборонных агентствах России, но не все предприятия оборонного комплекса войдут туда. Глава Минпромнауки отметил, что при создании интегрированных структур предстоит осуществить выбор ограниченного числа базовых предприятий и организаций, на которых бы концентрировался государственный заказ и финансовые ресурсы федеральных программ.

Остальные предприятия, как считает Клебанов, должны осуществить диверсификацию и перейти на выпуск гражданской продукции.

Передел собственности

Правда, министр промышленности пожаловался, что некоторые частные оборонные предприятия 'не очень хотят участвовать в подобных структурах'.

Но, по его словам, он 'реально' стал запугивать их «интеллектуальной собственностью». «Я сказал: будете препятствовать концентрации ресурсов, уважаемые коллеги, мы можем включить механизм оценки интеллектуальной собственности», - заявил после совещания с руководителями предприятий министр.

Стоимость государственной интеллектуальной собственности, которой пользуются частные предприятия, после проведения ее оценки может намного превысить стоимость контрольного пакета акций предприятий. Как пример Илья Клебанов привел оценку интеллектуальной собственности на «Пермских моторах» (контрольный пакет акций принадлежит 'Интерросу'. - ГАЗЕТА), одном из основных производителей авиадвигателей.

«Когда с участием акционеров была оценена интеллектуальная стоимость авиационного двигателя ПС-90А, оказалось, что не просто контрольный пакет, а пакет порядка 75% должен принадлежать государству», - сказал глава Минпромнауки.

Двое в лодке

Что касается большинства предприятий 'оборонки' Северо-Запада, то, по словам Ильи Клебанова, они все вольются в интегрированные структуры.

Такая судьба, в частности, ожидает два крупнейших судостроительных завода Санкт-Петербурга - АО «Судостроительный завод «Северная верфь» и АО «Балтийский завод». Несколько дней назад Балтийский завод стал головным предприятием первого в России судостроительного холдинга, в состав которого вошли Пролетарский завод, специальное конструкторское бюро котлостроения (СКБК), ЦКБ 'Айсберг' и ЦНИИ судового машиностроения .

Теперь, по словам главы Минпромнауки, если акционеры Балтийского завода (контрольный пакет акций принадлежит группе компаний 'ИСТ'. - ГАЗЕТА) и 'Северной верфи' (крупнейшие акционеры: столичный холдинг 'Новые программы и концепции' - 53,46%, Российский фонд федерального имущества - 20,96%. - ГАЗЕТА) не договорятся о слиянии, то государство может включить механизм воздействия на них через свое право интеллектуальной собственности. Напомним, что конфликт между акционерами этих двух предприятий едва не стоил России срыва контракта с Китаем на постройку двух эсминцев 956-го проекта, стоимостью около 1,4 млрд. долларов.

Вместе с этим в Санкт-Петербурге планируется также создание еще одного судостроительного холдинга, который будет специализироваться на строительстве подводных лодок. Основными его предприятиями станут ФГУП 'Адмиралтейские верфи' и разработчик -- ЦКБ 'Рубин'.

В то же время Илья Клебанов признал, что пока сроки и предприятия, где механизм оценки государственной интеллектуальной собственности будет запущен, еще не определены.

«Мы сегодня думаем, как использовать этот механизм, чтобы не попасть под всякие подозрения типа национализации и так далее. Не хочется выглядеть консерватором, но, в принципе, такой механизм используется во всем мире», - подытожил министр промышленности науки и технологий.

Впрочем, главный 'оборонщик' страны пугает своих коллег не первый раз. Например, была идея деприватизировать Иркутское авиационное производственное объединение, чтобы увеличить госпакет с нынешних 14,7% до 51%. Пугал тем, что на предприятиях оборонного комплекса, где у государства нет контрольного пакета, не будет размещаться госзаказ. Директора заводов на это особого внимания не обращали. Дескать, оборонного заказа и так нет, а вся техника идет на экспорт.

Что же касается госдоли в интеллектуальной собственности предприятий, то сейчас она мизерная, так как большинство модернизаций и новых разработок было сделано после 1992 года и за счет собственных средств предприятий. Как справедливо замечают эксперты, все попытки создания холдингов по указке 'сверху' заканчивались ничем, в то время как идеи 'снизу' реально работают.
Газета , 4.02.2003

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru