Лениградская Правда
29 MARCH 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Защита Миллера
19.03.2003 00:01
Сегодня в 16.30, если не случится никаких форсмажорных обстоятельств, у премьер-министра Михаила Касьянова состоится совещание по вопросам развития рынка газа. Минэкономразвития будут представлять министр Герман Греф и его заместитель Андрей Шаронов, курирующий реформы естественных монополий. «Газпром» бросит в бой председателя правления Алексея Миллера и ответственного за развитие газового рынка зампреда Александра Рязанова, которые, как стало известно газете «Время новостей», постараются убедить Михаила Касьянова в ложности четырех краеугольных тезисов концепции Минэконмразвития, внесенной в правительство на минувшей неделе (подробнее см. «Время новостей» от 17 марта). Со стороны «Газпрома», как сообщил нам источник в Белом доме, никаких новых документов после тех, что были представлены в декабре к несостоявшемуся обсуждению на заседании кабинета, не поступило. «Мы на 90% согласны с содержанием концепции ведомства Грефа», -- заявил вчера газете «Время новостей» источник в концерне. По его словам, только четыре тезиса вызывают категорические возражения. «Во-первых, считаем, что принципиальная позиция государства должна заключаться в равноправии всех участников рынка газа, -- говорит он. -- Поэтому из текста должны быть удалены дискриминирующие «Газпром» пассажи о необходимости создания привилегированных или благоприятных условий для так называемых независимых производителей». Более того, в концерне считают, что и сам термин «независимые производители» должен быть исключен из текста. Президент фонда «Институт стратегического развития ТЭК» Владимир Милов полагает, что равные условия для всех участников могут быть только в случае их «равноудаления» от контроля над инфраструктурой рынка. «Минэкономразвития предлагает искоренить существующее неравенство между «Газпромом» и остальными производителями, а не создать преференции для последних», -- подчеркивает эксперт. Второй тезис, против которого сегодня будут возражать топ-менеджеры концерна, -- о необходимости выделения инфраструктуры в отдельные юридические лица с целью обеспечения равного доступа. Собеседник газеты «Время новостей» говорит, что главная проблема в сфере доступа заключается в дефиците транспортных мощностей и, соответственно, отсутствии принципов их распределения между участниками. «Нефтяники предлагают выдавать квоты пропорционально добыче, как это происходит в их отрасли, -- рассказывает он. -- Однако они забывают о том, что оказавшийся вне трубы газ нельзя транспортировать никаким другим способам (к примеру, железной дорогой) и нужно будет попросту сжечь». По словам собеседника, есть несколько возможных способов справедливо распределять мощности: по принципу права первого заявившего объем, на аукционных торгах, по размеру заявок, по готовности взять на себя часть социальных функций «Газпрома» по осуществлению балансовых поставок газа. При этом в концерне заявляют, что на самом важном для независимых производителей северном направлении (из Надым-Пуртазовского района) свободных мощностей нет почти никогда, а зимой с ними плохо и на двух других коридорах (центральном и южном). Что касается стимулов для развития трубы в интересах всех участников рынка, то их отсутствие объясняется двумя факторами: низким тарифом на транспортировку и отсутствием гарантий со стороны независимых на заполнение новых трубопроводов. «Мы готовы строить новые газопроводы при нормальном экономически обоснованном тарифе и подписании контрактов с потенциальными поставщиками на условиях «поставляй или плати», -- заявляют в «Газпроме». -- Найти деньги под такие гарантии для нас будет проще простого». Аргументы же относительно необходимости выделения транспортной «дочки» с целью увеличения прозрачности издержек в концерне называют полной чушью: «Уже сейчас мы представляем нашим акционерам и правительству абсолютно прозрачные расходы 17 транспортных «дочек». Если кто-то не хочет это понимать, то он не поймет это, даже если создать одну 100-процентную «дочку». Никаких экономических обоснований выделения мы так и не увидели, есть лишь идеологическая аргументация». Владимир Милов считает, что никаких доказательств заявлений «Газпрома» о дефиците мощностей в трубе не существует. «На сегодняшний день этой информацией владеет только концерн, и выдвигать это в качестве аргумента просто некорректно, -- считает он. -- Поэтому один из главных принципов МЭРТ -- создать прозрачную систему информирования участников о наличии мощностей в трубе». Кроме того, сам факт того, что прямой конкурент независимых производителей на рынке владеет инфраструктурой и обладает правом отказать в доступе, является мощнейшим ограничением для частных инвестиций в отрасль. Третьим «неугодным» «Газпрому» тезисом является возможность демонополизации добычи с целью ускорить развитие конкуренции на рынке, появившаяся в последних версиях концепции. Вчера Андрей Шаронов заявил, что его ведомство предлагает два основных варианта демонополизации добычи газа. Первый предусматривает ужесточение законодательства в области недропользования. «Этот вариант более мягкий, но очень длинный», -- сказал он. Второй вариант, по словам г-на Шаронова, «более короткий, но жесткий и вызывает резкую критику «Газпрома» -- он предусматривает принудительное расчленение действующей добычи компании. Представитель концерна говорит, что в перспективе достаточными факторами, обеспечивающими нормальный уровень конкуренции, будут «предложение независимых», импортный газ из Средней Азии, а также межтопливная конкуренция между газом, углем и мазутом, которая возникнет после повышения цен на газ. «К 2010 году мы получим от независимых максимум 120 млрд кубов в год, еще 45 млрд -- за счет импорта. При том что, по прогнозам, к этому времени спрос в России вырастет до 450 млрд кубов, доля «Газпрома» составит порядка 70%. Это чистой воды монопольный рынок», -- возражает г-н Милов. Последнее возражение, которое представит сегодня руководство «Газпрома» на совещании, относится к требованиям институализации ЦПДУ и транспортной компании с целью сделать их самостоятельными центрами прибыли и ответственности. «Газпром» сам является более надежным центром ответственности», -- считают в компании. Однако Владимир Милов полагает, что это как минимум снизит субъективные риски, связанные с отсутствием у ЦПДУ контрактных обязательств перед другими участниками рынка. Арбитра в спорах правительства с «Газпромом» искать пока что бессмысленно. По крайней мере Кремль формально брать на себя такую роль явно не намерен. «Пока что стороны обмениваются не содержательными аргументами, а объемом административного ресурса, -- говорит собеседник газеты «Время новостей» в администрации президента. -- Конечно, и Миллер, и Греф имеют возможность поговорить с президентом и как-то повлиять на процесс. Но это в конечном счете не имеет отношения к реформе. На данный момент есть понятная позиция «Газпрома» -- ничего не менять -- и начальные, плохо просчитанные, предложения МЭРТ. Говорить о том, что есть позиция правительства, нельзя. А реформа, безусловно, должна строиться на базе решений правительства. Но при этом хотелось бы еще, чтобы правительство смогло просчитать результат не одной отдельно взятой газовой реформы, а реструктуризации всех естественных монополий в комплексе».
Время новостей , 19.03.2003

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
01 02 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru