Лениградская Правда
20 APRIL 2024, SATURDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Реформа всей жизни
18.08.2003 00:01
Вице-премьер Владимир Яковлев предлагает сделать Санкт-Петербург финансовой столицей России, а отсталый российский жилкомхоз - процветающей сферой услуг и бизнеса. Об этом вице-премьер рассказал в интервью "Итогам". - Владимир Анатольевич, президент недавно так разъяснил главам российских регионов суть вашего назначения: мол, не надо думать, что Владимир Яковлев будет нести ответственность за все, что происходит на местахЙ Чем вызвано такое заявление? Не случится ли так, что "главный по ЖКХ" станет "крайним"? - Сейчас одна из главных задач в стране - подготовка к зиме. Поэтому важно на данном этапе активизировать и скоординировать работу в этом направлении. Но у меня, между прочим, много обязанностей помимо этого: региональная, жилищная и транспортная политика, местное самоуправление, развитие городов, архитектура, а также строительство и ипотека. То есть целый ряд проблем, которые в совокупности можно было бы назвать "жизнеобеспечением". Ну а в части, где речь идет о том, что регионы сами должны готовиться к зиме, президент абсолютно прав, потому что, если все будут ждать, когда что-то решит некий дядя из Центра, ничего хорошего не получится. Я уже сказал, что не собираюсь "переставлять ноги" губернаторам или руководителям местного самоуправления - пусть сами думают и делают. Это их обязанность - готовить жилищный фонд, коммуникации, моя задача - создать условия для их успешной работы на этом поприще, помочь им наладить работу, выйти из кризисной ситуации. - Кстати, что из ваших нынешних обязанностей было вам предложено при переговорах о назначении на пост вице-премьера, а что вы попросили для себя сами и почему? - Ничего для себя не просил. Эта должность выстраивалась по поручению президента и премьера. Я в этот процесс не включался. - Хотя вы и не просили, но вам досталась в том числе и ипотека. Вы верите в то, что в ближайшем будущем ипотека в России будет такой же стройной системой, как и на Западе, со столь же низкими процентами и столь же высокими гарантиями и устойчивостью? Распространится ли такая схема на всю Россию, выйдя за пределы городов-миллионников? - Да и в городах-миллионниках нет ипотеки как таковой - одни разговоры. Ведь это же штучные квартиры, купленные по так называемой ипотеке. Недавно заработало федеральное агентство по ипотечному кредитованию. Но это опять же сотни квартир, а нам нужны тысячи и миллионы. Нужна система. До сих пор люди напуганы прошлым: они не верят в ипотеку, боятся, что их обманут. Побороть такое отношение можно, только кропотливо разъясняя людям через СМИ, что и как. Это с одной стороны. С другой - нам не хватает базовых законов. Законопроект о ценных бумагах надо быстрее дорабатывать и запускать его уже в сентябре. А с появлением этого закона принимать решения и по другим, уже действующим, - о банках, банкротстве. Интерес к ипотеке есть, и он огромен. Я, например, на днях встречался с заместителем министра строительства и развития Польши, а также со страховыми компаниями Польши. Они предложили свой проект по развитию ипотечного рынка в России под гарантии польского правительства (100 миллионов долларов). Пилотный проект будет обкатан в Удмуртии. - От вице-премьера Виктора Христенко к вам перешли теперь вопросы транспортной политики. Вы уже подсчитали, во сколько обойдется казне ликвидация одной из двух главных бед России? - Транспортная политика - это не только дороги. Это, например, порты. В самом ближайшем будущем мы проведем совещание по портам Каспия. Это развитие транспортных коридоров "Север - Юг" и "Восток - Запад", например строительство магистрали Чита - Хабаровск. Это мосты. В Ульяновске, в частности, пятикилометровый мост вот уже несколько лет стоит, как памятник, посреди водохранилища. Что же касается дорог, то их развитие идет медленно: нет дорожного налога, выделяемых средств катастрофически не хватает. - Поясните, пожалуйста, что такое "развитие городов" в числе ваших обязанностей? Означает ли это, что именно вам теперь решать, к примеру, до каких пределов будут разрастаться Москва и Петербург? - Под этим понимается вся экономическая политика субъекта Федерации, и не в последнюю очередь строительство и архитектура. У каждого города, поселка и деревни должен быть генеральный план развития. Оказалось, что новых планов почти ни у кого нет. Москва и Петербург - исключения. В Петербурге, например, нынешний генплан рассчитан до 2005 года, так что к концу 2004-го должен быть разработан новый. - С архитектурой тоже не все понятно. Вы что, можете запретить строить в пресловутом "московском стиле"? Или будете лично утверждать крупные проекты? - Буду курировать крупные стройки. В этом секторе нужна регламентная программа по созданию архитектурно-строительных норм и правил. Но мне на этом направлении помогают специально созданные органы, например Государственный архитектурно-строительный надзор. - А каковы потребности в строительстве жилья, например, Москвы и Санкт-Петербурга? - В Петербурге в советское время строили 1,8 - 2 миллиона квадратных метров в год. Эта цифра опускалась уже в эпоху новой России до 600 тысяч, но в этом году в Северной столице построят около 1,5 миллиона квадратных метров. При этом 10 процентов строительства ведется за счет городского бюджета, остальное - за счет частных инвесторов. В Москве аналогичные показатели выше в три раза. Что же касается потребностей, то у Петербурга они в 2-3 раза превышают нынешние объемы строительства. - Кстати, о Петербурге: как вы относитесь к идее передачи городу ряда столичных функций и переноса туда некоторых федеральных органов власти? - Смотря что мы хотим от такого переноса получить. Если определенные преференции и капитал, тогда это было бы неплохо. Но жители Петербурга сразу же понимают, что с капиталом придут и столичные проблемы - пробки на дорогах и прочие неудобства, связанные с обеспечением деятельности перенесенных структур. На самом деле у Петербурга уже есть столичные функции - в этом городе расположен морской регистр, живет главный герольдмейстер. А если уж что-то переводить, то я бы предложил перевести систему Гознака и Центробанк. Сделать Питер финансовой столицей. - Мысль интереснаяЙ А как вам другое смелое предложение: может быть, государству следует вообще уйти из жилкомхоза, отдав его в частные руки? - Когда-то такое произойдет. Но не сегодня. Хотя уже сейчас сектор ЖКХ привлекает потенциальных инвесторов. Ведь не случайно появились "Российские коммунальные системы"! Думаете, банки и частные компании стали инвестировать в этот сектор российской экономики без предварительных расчетов? Они уже просчитали, насколько этот рынок богат, но у него пока отсутствует главное - системы учета, контроля и, что важнее всего, менеджмента. Есть насущная необходимость в перестройке управления ЖКХ. Быстро сделать это не удастся: государство слишком инертная машина, сдвинуть которую крайне сложно. - Назовите пример удачной "приватизации" в системе ЖКХ. - Таких примеров, к сожалению, мало. Могу назвать изумительную котельную во Владимирской области. Душа поет, когда смотришь, как там поставлены дела: территория благоустроена, цветочки, оборудование современное. Но эта с иголочки котельная работает лишь с 15 процентами загрузки. А все потому, что разговоров о рынке много, а как до дела, так начинается - "не дадим" да "не позволим"Й - И кто это не позволяет? - Все понемногу. Конкуренты-партнеры из различных акционерных обществ. Так что свою задачу вижу в том, чтобы создать равные условия для всех участников рынка ЖКХ. Мы это уже делаем. Я дал задание сформировать список всех организаций и частных лиц, которые связаны с ЖКХ. Хочу их собрать, поговорить и создать единый документ, по которому мы будем жить несколько лет. Один документ уже есть - программа "Жилище", но она не является догмой и требует корректировки, что мы сегодня и делаем. - Верится с трудом, что можно создать равные условия, например, для РАО "ЕЭС", с одной стороны, и владимирской котельной - с другой... - Монополисты могут "придавить" любую структуру. Но, на мой взгляд, они сами будут помогать создавать новую структуру ЖКХ. - И чем же вы их заинтересуете? - А это в их собственных интересах. Не случайно же естественные монополии уже появились на рынке ЖКХ, как не случаен и тот факт, что они предпочитают реорганизовывать не весь субъект России, а лишь его часть - территории, где с ними готовы сотрудничать. Важно этот процесс расширить, втянув в него всех потенциальных инвесторов. Я намерен по очереди приглашать банкиров и представителей других финансово-инвестиционных структур на беседы о перспективности рынка ЖКХ в России. Отдельно будем обсуждать внедрение новых технологий и оборудования. Надо, чтобы и другие города и регионы узнали, что есть сегодня на рынке. Это одна сторона проблемы. Другая заключается в том, что многие главы регионов были в прошлом далеки от ЖКХ. Поэтому неудивительно, что эти бывшие политики или ученые по-своему подходят к процессу обеспечения нужд ЖКХ. Здесь надо показывать, объяснять на примере продвинутых регионов, что и как следует делать. - Какова рентабельность бизнеса ЖКХ? - На первом этапе доходность может быть вообще минимальная, если не нулевая. Иными словами, придется зарабатывать на хлеб, но если все делать правильно, можно будет заработать и на масло. - Вы предпочитаете не говорить о банкротстве предприятий ЖКХ. Почему? - А вы посмотрите, что делается: некто захотел приобрести предприятие, создал ему соответствующую атмосферу для работы, а затем скупил за бесценок. Нужна точная оценка, работоспособное предприятие или нет. Я уже дал поручение Госстрою проинвентаризировать 54 тысячи предприятий ЖКХ на предмет возможного банкротства. Банкротить будем только тех, кто действительно уже нежизнеспособен. Но и в этом случае на первые годы будем на его месте создавать акционерное общество со 100-процентным государственным капиталом. - Вы говорили о необходимости некоего переходного периода, поскольку Россия не может сразу же начать использовать западную модель, где жильцы сами выбирают услуги ЖКХ, а единой централизованной системы нет. Каковы этапы этого переходного периода и сколько он может занять времени? - Не хотелось бы рассуждать на тему конкретных часов и минут. Тем более что мы уже идем по этому "переходу" несколько лет. Сколько займет времени переход от одной формы собственности к другой, покажет только само время. Для меня главное, чтобы все люди усвоили простой постулат: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. За все надо платить. И мы должны платить, если хотим что-то получить. Мне часто отвечают, что, мол, тарифы растут, а качество услуг ЖКХ не улучшается. Оно и не может улучшиться, потому что, когда надо было, чтобы тарифы росли, они стояли на месте, да и сегодня далеко не все россияне могут оплачивать коммунальные услуги в полном объеме. А такое огромное количество льгот не даст возможности пройти в светлое будущее. Надо отказываться от льгот и переходить к адресной помощи. - Факт, что постоянный рост тарифов на услуги ЖКХ пока не особенно сказывается на их качестве. Сколько, на ваш взгляд, необходимо будет отчислять из семейного бюджета ежегодно (в процентах), дабы новая система ЖКХ заработала? - На сегодняшний день государство установило потолок в оплате услуг ЖКХ - не более 22 процентов от консолидированного семейного бюджета. Это связано с уровнем зарплат по стране. Но даже если бы все россияне платили хотя бы эти 22 процента, это был бы уже очень хороший уровень, позволяющий провести серьезные преобразования. Ну а максимум оплаты - подняться еще на несколько процентов от этих 22, не намного. Но это пока несбыточная мечта. - Вы отрицаете тот факт, что рост тарифов для населения опережает инфляцию в три раза. Тогда сколько он составляет? - Я не так сказал. Я лишь заметил, что цифра "три раза" неточна. Но рост тарифов действительно опережает инфляцию, это точно. - Так чего же от вас потребовали президент и премьер? Создания некоего глобального плана реформы ЖКХ или "наведения порядка" в отдельно взятых субъектах РФ? - В отдельно взятом колхозе коммунизм не построить. Нужен план. Я не люблю слово "реформа", потому что у населения к реформе отношение неоднозначное. Реформ боятся, потому что это всегда ведет к повышению цен. Реформа уже стала ругательством. Но как бы то ни было, а "ремонтировать" систему ЖКХ придется. Не случайно я увязываю в один узел решение всех вопросов - долгов, штрафов, зарплат, слабости управления, изношенности систем, необходимости принятия закона "Об оздоровленииЙ", создания системы ипотечного кредитования и товариществ собственников жилья (ТСЖ). Ведь ТСЖ могут найти на рынке организацию, готовую заняться обслуживанием дома качественнее предыдущей и за меньшие деньги. Вот где рынок. Должен быть интерес к качеству и цене. Ведь в мире не существует такого понятия, как капитальный ремонт, планово-предупредительный ремонт и прочие. Это - изобретение советской системы. На самом же деле все эти ремонты - обычная эксплуатация домаЙ - Регионы в свою очередь жалуются на отсутствие средств: мол, все деньги забирает федеральный бюджет. Каково, на ваш взгляд, должно быть соотношение налоговых поступлений в федеральную, региональную и местную казну, чтобы субъекты РФ и органы местного самоуправления смогли взвалить груз ЖКХ на себя? - Этот вопрос нужно было бы адресовать министру финансов. Известно, что 50 процентов налоговых средств направляется в федеральный бюджет, потому что именно на этом уровне осуществляется финансирование армии, социальных программ и т. п. И регионам, конечно, не хватает средств, которые уходят от них в Центр. Но, с другой стороны, существуют трансферы (ссуды и субсидии субъектам РФ), которые возвращаются из федерального кармана в региональный. И это немалые суммы. Проблема в том, как эти средства впоследствии расходуются в местных бюджетах. На мой взгляд, в бюджетах территорий должны быть в первую очередь заложены две расходные статьи - зарплата бюджетникам и ЖКХ. Те региональные лидеры, кто не усвоил этой простой истины, панически боятся зимы, потому что знают, что сэкономили на том, на чем экономить не следует. Ведь не секрет, что 60 процентов коммуникаций в системе ЖКХ изношено, а в трех-четырех субъектах России этот износ составляет аж 70-80 процентов! Конечно, чтобы поддерживать такое разваливающее хозяйство, нужны большие деньги. И с каждым годом все большие. - Так зачем же федеральная власть все время только и делает, что выделяет регионам деньги на то, чтобы они в прямом смысле слова вылетали в трубу? - Вот мы и пытаемся на еженедельных совещаниях с руководством Госстроя определить, как эти финансовые потоки распределяются, сколько следует платить населению за услуги ЖКХ, каковы должны быть объемы трансфера из федерального бюджета в региональный или из регионального в бюджет местного самоуправления. Эти потоки следует откорректировать. Оказывается, выгоднее переводить средства по льготам не предприятиям ЖКХ, а непосредственно населению - так больше прозрачности и проще осуществлять контроль. Тем более что население эти средства будет получать не наличными деньгами, а путем персонифицированных карточек - с их помощью человек сможет оплачивать услуги ЖКХ по льготным условиям. Эта схема уже работает в 8 субъектах РФ, и с будущего года она появится и в Москве. - При назначении на должность вице-премьера вам дали своего рода испытательный срок? - Ничего не дали. Вы же знаете, что после выборов правительство будет вынуждено уйти и будет сформировано новое. Вот это время у меня и есть.
Итоги , 18.08.2003

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru