Лениградская Правда
25 APRIL 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Взял Греф на душу
16.02.2005 00:01

Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) предложило снизить пошлины на импорт комплектующих для сборки иномарок в России. Документ вчера был направлен на утверждение в правительство. Предполагается, что пошлины будут снижены с 10-15% до 3%, а на отдельные автокомпоненты полностью отменены. По примерным расчетам ГАЗЕТЫ, это практически не повлияет на конечную стоимость собираемых в России иномарок. Более того, это решение нанесет удар по мелким и средним предприятиям, производящим комплектующие для российских автопроизводителей: отечественный рынок будет завален дешевой китайской продукцией. Об этом правительству известно: как следует из письма депутатов Нижегородской области, после отмены пошлин примерно 100 тысяч человек потеряют работу.

В конце прошлой недели глава МЭРТ Герман Греф заявил о готовящейся отмене пошлин на ввоз в Россию комплектующих деталей для последующего производства иномарок. Вчера, как сообщил ГАЗЕТЕ близкий к правительству источник, проект по снижению этих пошлин с действующих 10-15% до 0-3% был отправлен на рассмотрение правительства.

Снижение пошлин на автокомплектующие приведет к сокращению издержек автосборочных предприятий, а следовательно, и к снижению себестоимости автомобиля. По мнению разработчиков документа, это позволит привлечь в Россию новые иностранные автоконцерны, которые пока занимают выжидательные позиции в отношении российского рынка.

В карман производителю

Иностранные концерны не раз обращали внимание правительства России на 'некомфортный' таможенный и налоговый климат в стране. По словам пресс-секретаря совместного предприятия (СП) 'Автофрамос', созданного правительством Москвы и компанией Renault, Ванессы Леви, при организации СП в 1998 году разница между импортом готовой продукции и комплектующих составляла около 20%. Позже эта цифра уменьшилась за счет понижения пошлины на иномарки до 10-15%. 'Наши предложения по снижению пошлин на ввоз комплектующих должны лишь вернуть производству иномарок в России прежнюю рентабельность', - говорит Леви.

Об этом говорит и гендиректор Национальной ассоциации поставщиков автомобильных компонентов (НО 'НАПАК') Михаил Блохин. По его словам, сегодня компонентами считаются уже и детали кузова автомобиля, а их составляющая в себестоимости машины равна примерно 80%. 'Повышение рентабельности за счет снижения пошлин станет дополнительной прибылью для иностранных производителей', - говорит Блохин.

Дешевеющий ввоз автокомплектующих в страну взволновал отечественные автопредприятия. Объединение автопроизводителей России (ОАР) выступило с критикой планов правительства. На имя премьер-министра Михаила Фрадкова было направлено обращение, в котором говорилось, что снижение пошлин может нанести серьезный удар по экономике. По словам президента ОАР Евгения Левичева, снижение импортных пошлин отрицательно скажется на развитии производства автокомплектующих в России.

Цены практически не изменятся

Дело в том, что льготный ввоз автокомплектующих не сильно повлияет на конечную цену собираемой в России иномарки (см. таблицу). Большинство действующих автосборочных производств либо располагаются в свободных экономических зонах, либо освобождены от пошлин. Например, совместное предприятие по производству в Тольятти Chevy Niva по инвестиционному соглашению обязалось довести со временем долю российских комплектующих до 100%. Но с отменой пошлин делать это будет невыгодно - китайские производители будут предлагать свою продукцию по более низким ценам, быстро приспособившись под заказы российских производителей. К тому же уже сейчас иномарки низшего ценового сегмента почти выравнялись с российскими легковушками. Заявленная цена Renault Logan, который начнет сходить с московского конвейера летом этого года, составляет 8900 долларов. В прошлом году уже каждый третий проданный автомобиль был иностранного производства. Их продажи увеличились с 217 тысяч в 2003 году до 405 тысяч автомобилей в минувшем году. По оценкам экспертов, к 2010 году продажи иномарок сравняются с российскими легковушками, а объем российского производства иностранных концернов может составить 400-450 тысяч автомобилей. При этом объемы производства российских автозаводов вряд ли будут расти.

Заводы могут встать

Существует другая угроза при отмене пошлин на автокомпоненты - рост производства в Китае. Уже в прошлом году Поднебесная почти догнала Россию по выпуску автомобилей - свыше 1 млн. штук. При этом в этой стране имеется значительный переизбыток комплектующих. Это автомобильные коврики, электроника, небольшая штамповка, изделия из металла и прочее. Если пошлины на их ввоз будут отменены, небольшие российские производители не смогут конкурировать с дешевой китайской рабочей силой.

Помимо Объединения автопроизводителей России с обращением в адрес правительства выступил профсоюз работников автомобильного и сельскохозяйственного транспорта, Депутаты Законодательного собрания Нижегородской области. По мнению депутатов, конкуренция с китайскими производителями может привести к тому, что только 'в Нижегородской области до 100 тысяч человек могут потерять работу'.

СПРАВКА

В России уже работают шесть иностранных автопроизводителей. Ford Motor Company комплектует на заводе во Всеволожске Focus. СП 'GM-АвтоВАЗ' собирает Chevrolet Niva и Chevrolet Viva, а на таганрогском ТагАЗе выпускаются Hyundai Accent и Sonata. На калининградском 'Автоторе' организована сборка нескольких моделей Kia, а также BMW и Hummer. 'Иж-Авто' производит лицензионные Kia Spectra, а московский 'Автофрамос' наладил отверточную сборку Renault Symbol. В конце следующего года внедорожники на УАЗе начнет собирать южнокорейская SsangYong.

В ближайшие два года российское производство иномарок могут пополнить Volkswagen (моделью Touran) и Toyota (моделями Corolla и Camry). При этом если в 2003 году с российских конвейеров сошло 53,6 тыс. иномарок, то в прошлом году этот показатель составил уже 133 тыс. авто.

Возможность снижения

О возможности снижения пошлины на ввоз комплектующих для сборки автомобилей иностранного производства в правительстве заговорили весной прошлого года. До этого только некоторым иностранным компаниям было разрешено ввозить автокомплектующие по льготным ставкам (осенью 2002 года правительство России снизило таможенные пошлины на ввозимые 'Автофрамосом' автокомплектующие с действующих 30 до 10-15 процентов). В апреле 2004 года после встречи главы российского правительства Михаила Фрадкова с председателем Еврокомиссии Романо Проди было принято решение о снижении максимальной таможенной ставки на новые иномарки с 35 до 20%. Тогда же российскому правительству стало ясно, что многолетняя поддержка российских автозаводов при помощи заградительных пошлин не дала результатов - вместо повышения качества они лишь поднимали цены. Министерство промышленности и энергетики России (Минпромэнерго) выступило с предложением снизить импортные пошлины на комплектующие для сборки иномарок в России в 10 раз (с 30 до 3%) и привлечь таким образом в страну иностранные автоконцерны.

Газета , 16.02.2005

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru