Лениградская Правда
2 MAY 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Партийная чистка
9.02.2006 00:01

Главным вопросом партийной чистки, начатой Кремлем (справа – замглавы президентской администрации Владислав Сурков), станет вопрос о том, кто заменит в следующей Госдуме «Родину» Дмитрия Рогозина (слева)

Председатель Центризбиркома Александр Вешняков вчера подвел итоги этапа регистрации кандидатов на восьми региональных выборах, которые впервые пройдут в единый день голосования 12 марта. Глава ЦИКа не стал скрывать, что введение единого дня голосования позволит по-новому взглянуть на существующую структуру и количественный состав партий. А опрошенные Ъ эксперты полагают, что нынешняя региональная кампания свидетельствует о начале решающего этапа выстраивания малопартийной системы.

В течение всего прошлого года Кремль вел подготовительную работу к пропалыванию "партийной грядки", создавая для этого необходимую законодательную базу. В число таких подготовительных мер вошли, в частности, увеличение минимальной численности партий с 10 тыс. до 50 тыс. человек, предоставление ЦИКом права собирать и проверять ежеквартальные финансовые отчеты партий, запрет на создание блоков, переход к выборам в Госдуму исключительно по партспискам и повышение на них проходного барьера с 5% до 7%.

Впрочем, большинство этих новшеств еще только предстоит проверить на практике, а вот другое нововведение – единый день голосования – уже оказало серьезное влияние на ход нынешних региональных выборов. Необходимость вести одновременно восемь парламентских кампаний (не считая двух довыборов в Госдуму, шести выборов мэров региональных столиц и множества выборов в муниципальные советы), что по финансовым и организационным затратам вполне сопоставимо с федеральными выборами, привела, по мнению Александра Вешнякова, к явному разделению 37 существующих в России партий на три неравные группы.

Первую из них, самую малочисленную, составили организации, располагающие наиболее серьезными ресурсами, включая и государственные субсидии. Прежде всего, речь идет о парламентских партиях – "Единой России", КПРФ и ЛДПР. В эту же группу, по данным Александра Вешнякова, вошла и Российская партия пенсионеров (РПП), не представленная в Госдуме нынешнего созыва, но участвующая во всех восьми региональных кампаниях. Во вторую – еще семь партий (в частности, Российская партия жизни, Аграрная партия и "Патриоты России"), которые смогли охватить своим участием от двух до семи регионов. Наконец, наиболее многочисленной оказалась группа аутсайдеров из 26 партий, которые выдвинули кандидатов только в одном регионе либо не участвуют в выборах вовсе.

Из приведенной главой ЦИКа статистики, а также участившихся случаев снятия партий с региональных выборов (см. справку) можно сделать вывод о том, что долго готовившаяся атака на партии действительно началась. Ведь состав упомянутых групп практически полностью соответствует прогнозам, которые не раз высказывал тот же господин Вешняков в своих публичных выступлениях. Напомним, он полагает, что к 2007 году в России останется не более 20 партий, порядка 10 из которых будут участвовать в думских выборах, но пройдут в нижнюю палату лишь три-четыре из них. Статистика нынешних выборов этот прогноз уже подтверждает: сложение первой и второй групп дает 11 потенциальных участников думских выборов-2007, члены первой группы являются их потенциальными победителями, а 26 аутсайдеров наверняка первыми попадут под удар в ходе проверок численности и финансовой отчетности.
При этом четвертое место в Думе "пенсионерам" пока не гарантировано: они должны еще доказать Кремлю, что способны заменить "Родину" в качестве партии, оттягивающей на себя значительную часть левого электората. Стоит напомнить, что почти такую же активность, как сейчас, РПП демонстрировала на региональных выборах и во втором полугодии 2005 года, но тогда ей активно противодействовали власти, в результате чего партия была снята с целого ряда выборов. Итогом той атаки на РПП стала смена ее лидера: депутата Госдумы Валерия Гартунга, чьи амбиции вошли в противоречие с расчетами Кремля, сменил лояльный тульский вице-губернатор Игорь Зотов, после чего дела у партии резко наладились. "Видите, какие замечательные изменения произошли после того, как я перестал руководить партией! – прокомментировал успехи РПП господин Гартунг.– Нас снимали с выборов, а их везде зарегистрировали. Ресурс на это надо небольшой, Кремль наверняка решил эту задачу".
В то же время "Родина", не допущенная к выборам в трех регионах, попала из-за этого лишь во вторую группу, у членов которой шансов присоединиться к аутсайдерам гораздо больше, чем войти в авангардную четверку. "Отмашка была сделана из Москвы. Нас хотят выдавить на обочину",– пояснил Ъ лидер партии Дмитрий Рогозин. Правда, Александр Вешняков считает, что "положение 'Родины' неоднозначно". К примеру, суд Ханты-Мансийского округа восстановил "Родину" на выборах, хотя в силу это решение еще не вступило. Однако стоит отметить, что поводы, по которым рогозинцев снимали с выборов, были чрезвычайно похожи на претензии, предъявлявшиеся в прошлом году РПП (в частности, избиркомы признавали нелегитимными партконференции по выдвижению кандидатов). А это наводит на мысль и о едином заказчике этих антипартийных кампаний.

А вот СПС и "Яблоку", как следует из вчерашних заявлений главы ЦИКа, еще есть на что надеяться. Как одобрительно отметил господин Вешняков, 12 марта не будет ни одних выборов, где бы кандидаты этих двух партий конкурировали: "Яблоко" выдвинуло список в четырех регионах, СПС – в двух. При этом они поддерживают друг друга, то есть фактически выступают совместно на шести выборах. Поэтому и пройти в следующую Госдуму, по мнению главы ЦИКа, демократы могут, только объединившись.
Опрошенные Ъ эксперты уверены, что новые правила региональных выборов уже приводят к снижению общего числа партий. "В нашей исторической ситуации, когда в некоторых регионах есть семи- или даже десятипроцентный заградительный барьер, может выжить только разумное количество партий,– пояснил Ъ секретарь федерального политсовета СПС Борис Надеждин.– Оно вряд ли превышает десять. А делить либеральный фланг на несколько партий вообще нереально. Такова политическая и юридическая реальность".

Член научного совета Московского центра Карнеги Андрей Рябов также согласен с тем, что нынешние региональные кампании станут началом "зачистки" партийного поля. При этом он полагает, что верно и обратное утверждение: Кремль будет следить за этими выборами, чтобы сделать выводы о жизнеспособности тех или иных партий. "С первой лигой партий практически все ясно – это тройка 'Единая Россия', КПРФ, ЛДПР. А на четвертое место объявлен тендер,– заявил Ъ господин Рябов.– По результатам региональных кампаний власть посмотрит, кто тянет, но уже совершенно ясно, что 'Родина', говоря актерским языком, идет в отвал". Прогнозы политолога немногим отличаются от предположений главы ЦИКа: "Десять-пятнадцать партий уйдут в отвал, остальные пять-шесть попадут в так называемую полупроходную зону. Власть посмотрит, кто из них успешнее выступит в регионах". В то же время партиям, которых регулярно снимают с выборов, по мнению господина Рябова, власть дает отчетливый сигнал о том, что дальше им идти не стоит.


Как снимали партии с выборов 2006 года

12 марта выборы местных законодательных органов пройдут в восьми регионах: Адыгее, Республике Алтай, Ханты-Мансийском АО, Оренбургской, Нижегородской, Курской, Калининградской и Кировской областях. В пяти из них партии лишались регистрации.
Нижегородский облизбирком не зарегистрировал сразу шесть партий.

Социалистической единой партии России, Партии социальной справедливости, Демократической партии, Аграрной партии и "Патриотам России" отказано из-за большого числа недостоверных подписей. "Родина" отстранена из-за нарушений "системного характера". Так, партконференция, на которой был утвержден список партии, признана нелегитимной, поскольку 8 из 15 ее делегатов избраны с нарушением законодательства. Жалоба "Родины" рассматривается судом.

Избирком Ханты-Мансийского АО отказал "Родине" за два нарушения: преждевременную агитацию и неполные сведения о кандидатах (суд отменил постановление избиркома). Кроме того, от участия в выборах в округе отказалась Российская партия жизни (РПЖ). Ее представители не смогли найти печать, чтобы проштамповать платежное поручение для перечисления в банк избирательного залога.

В Оренбургской области в регистрации также отказано партии "Родина". Конференция партии признана нелегитимной, так как не все партячейки "Родины" участвовали в выдвижении кандидатов. Жалоба партии рассматривается судом.

В Курской области отказано в регистрации партии "Народная воля" во главе с бывшим губернатором Александром Руцким. Избирком вынес решение после прокурорской проверки, которая поставила под сомнение легитимность руководящих органов местной партячейки (курские народовольцы не уведомили регистрационные органы о смене главы политсовета).

Кировский облизбирком первоначально не стал регистрировать список РПЖ. Нелегитимным было признано решение партконференции о выдвижении списка, так как часть делегатов только вступила в партию и не успела пройти процедуру официальной регистрации. ЦИК России отменил это решение и сам зарегистрировал партию.

Социологи подтверждают планы Кремля

Последние опросы общественного мнения подтверждают, что в целом симпатии избирателей совпадают с расчетами Кремля, согласно которым три из четырех парламентских партий должны сохранить свое представительство в Госдуме следующего созыва. В частности, согласно проведенному 28-29 января фондом "Общественное мнение" опросу, ответы на вопрос "За какую из партий вы проголосовали бы, если бы выборы в Госдуму состоялись в ближайшее воскресенье?" распределились так: "Единую Россию" назвали 25% избирателей, КПРФ – 9%, ЛДПР – 5%. Партию "Родина" готовы поддержать лишь 3% опрошенных, а Партию пенсионеров – 1%. При этом 26% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос, 19% – заявили, что не пойдут на выборы, а 7% намерены проголосовать "против всех".

Вы бы сколько партий оставили?

Сергей Егоров, председатель совета директоров БИНбанка:

– Это должно решаться естественным путем. Демократия у нас формируется – нужна дистанция, чтобы понять, какие партии нужны. Сейчас даже такие продвинутые люди, как Явлинский, пока в обществе не воспринимаются. А Вешняков не первый раз озвучивает идею сокращения партий административными методами. Но это мнение не общества, а президента, которому чем меньше конкурентов, тем лучше.

Андрей Ананов, президент компании "Русское ювелирное искусство":
– Одну – правящую. Я считаю, что за любые поступки должен отвечать один человек. Партия, победившая на выборах в результате здоровой конкуренции, должна формировать правительство и нести за все ответственность. Надо вернуться ко временам КПСС и перенять ее положительный для страны опыт.

Александр Лаврентьев, вице-президент "Стройтрансгаза":
– Двадцать. Три-четыре мало, а тридцать много. Я не против сокращения количества – главное, чтобы оставшиеся не получились одинаковыми.

Василий Дума, член Совета федерации, экс-президент "Славнефти":
– Для нас и пять много, а две нормально. Две понятных идеологии – например, правые и центристы. Правые – это либералы и демократы, молодежь, а центристы – умеренные, тормозящие, аксакалы. Это даст сменяемость власти, четкость задач и четкость для определения электорату. Сейчас не понятно, какая у кого идеология. Сколько губернаторов побывали уже в пяти, а то и шести партиях.

Виктор Ерофеев, писатель:
– Столько, сколько нужно обществу – административными рычагами нельзя кастрировать партии. С одной стороны, мне, как избирателю, хочется, чтобы власть придумала некую модель партийного плюрализма, но пока я за этим вижу только гиперкорысть, которая вызывает отвращение.

Александр Иванченко, председатель совета директоров Независимого института выборов, экс-глава ЦИКа:
– Я бы не стал считать – важнее многопартийность. А с этой бухгалтерией мы теряем принцип многопартийности. Очевидно, он противоречит стилю управления в Кремле, который начинает спускать плановые разнарядки на выборы.

Генри Резник, адвокат, член Общественной палаты:
– Не знаю. Но я восхищен тем, что власть планирует что-то в политике. В частности – сколько партий должно быть в 2007 году. А случайно не сказали, какие партии оставят?
Ефим Шифрин, артист:
– Мне нужно много. Оставить пять – это кощунство. Ельцин сказал "берите суверенитета сколько хотите", и если уж с суверенитетом не сложилось, то эта формула должна работать в случае с многопартийностью.

Борис Краснов, президент компании "Краснов design":
– Точно, не одну. Если партии содержат, если за них голосуют, то пусть существует столько, сколько будет создано.



Ирина Нагорных, Юрий Чернега, КоммерсантЪ , 9.02.2006



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru