Лениградская Правда
28 MARCH 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Год энергетической небезопасности
24.03.2006 00:01
Рисунок: КОНСТАНТИН КУКСО / Коммерсантъ
2006 год объявлен годом энергетической безопасности. Но точнее было бы его назвать годом энергетической небезопасности. Воспользовавшись тем, что Россия сейчас председательствует в G8, президент Путин поставил энергетическую безопасность во главу повестки дня на встрече лидеров G8, которая должна состояться в июле в Санкт-Петербурге.

Ужесточение правил игры на энергетических рынках заставило многие страны вновь обратить внимание на проблемы энергетической безопасности. Европа убедилась в их реальности во время российско-украинского газового спора. А учитывая нефтяную зависимость Америки, США также не следует с таким хладнокровием относиться к проблеме собственной энергобезопасности. Тем более что внутренние энергетические запасы сокращаются, а зависимость от импорта растет.

1 января 2006 года, как известно, "Газпром" сократил объемы газа, транспортируемого через Украину. "Газпром" поступил так, поскольку не смог договориться о новых ценах на газ с компанией "Нафтогаз Украины". Последствия драматического снижения давления в газопроводе моментально ощутили и на Украине, и по всей Европе. И европейская реакция последовала незамедлительно, однако направлена она была не против Украины, а против России. Уже 2 января 2006 года "Газпром" восстановил поставки газа в обычном объеме.

Президент Путин много говорит о надежности России как поставщика энергоносителей. Но, по крайней мере, два раза за последнее время "Газпром" использовал свое влияние на европейских газовых рынках, ограничив поставки и поставив тем самым под сомнение собственную надежность.

Что бы президент Путин ни имел в виду, сокращая поставки газа в первые дни нового года на Украину, он явно переборщил. Его запутанная логика, согласно которой Европа будет винить в перебоях Украину, оказалась в корне неверной. Все пострадавшие европейские страны рассматривали в качестве первичной проблемы действия именно поставщика, а не транзитной страны. И действия президента Путина в результате продемонстрировали Европе, что чрезмерная энергетическая зависимость от России является ее серьезной проблемой. Просто потому, что Россия не смущаясь готова использовать свои энергоресурсы в качестве политического оружия, когда считает, что это служит ее интересам.

Совсем другой диалог

Усилия президента Путина в результате привели к переоценке европейцами своей политики энергетической безопасности. Председатель Еврокомиссии Баррозу на прошлой неделе побывал в Москве, где во время своей встречи с президентом России пытался убедить его в необходимости "истинного партнерства" с Европой в области энергетики. Результатом такого партнерства, с точки зрения европейцев, должен стать взаимный доступ на энергетические рынки, включающий открытие для европейцев российских газопроводов. Отсутствие такого сотрудничества будет означать, что Европа расширит поиск альтернативных российскому газу энергетических ресурсов. Таким образом, в долгосрочной перспективе новогодние перебои с поставками российского газа могут скорее принести европейцам пользу, чем вред.

Диалог между Россией и США по энергетическим вопросам не прекращается со времени распада СССР. Обсуждение этой темы стало более интенсивным после того, как президенты Буш и Путин подписали в мае 2002 года соглашение, определяющее ключевые направления сотрудничества в энергетической области. Документ давал надежду не только на улучшение инвестиционного климата для американских компаний в России, но и на увеличение импорта энергоресурсов из России в США.

В любом случае диверсификация энергопоставок является краеугольным камнем энергетической безопасности США. Поэтому визит министра энергетики США Сэмюэля Бодмэна в Москву и его встречи 15-16 марта 2006 года с президентом Владимиром Путиным, первым вице-премьером Дмитрием Медведевым и министром промышленности и энергетики Виктором Христенко стали еще одной попыткой сохранить осмысленность диалога и не дать ему угаснуть.

Однако после многих лет, прошедших с момента начала энергодиалога, выяснилось, что усилий для его поддержания было потрачено больше, чем достигнуто результатов. Инвестиционная обстановка в российском энергетическом секторе не сильно изменилась, а в ряде случаев ухудшилась по сравнению с маем 2002 года. Хотя существование диалога позволило повысить значимость обсуждаемых в его рамках тем, результатов, ожидаемых при его рождении, это не принесло.

Темой переговоров министра Бодмэна с высокопоставленными российскими чиновниками были старые проблемы, обсуждение которых затягивалось многие годы: развитие проекта по поставкам сжиженного газа со Штокмановского месторождения; расширение нефтепроводной сети, которой владеет и управляет Каспийский трубопроводный консорциум; развитие инфраструктуры трубопровода; реформы в области налогов и разработки недр. Никаких новых инициатив предложено не было.

Поиск решения старых проблем отражает не только безразличие России к энергетическому диалогу, но и показывает, насколько низок приоритет, который Россия уделяет энергетическим связям с США.

Промах достиг цели

Теперь, когда президент Путин и Россия выкладывают карты на стол, становится все более очевидно, что для США было бы большой ошибкой продолжать делать ставку на политику большей энергетической зависимости от России, которую намечало соглашение 2002 года. Теперь очевидно, что ренационализация Россией своих энергетических активов была проведена не в целях повышения эффективности. Точнее, контроль над стратегическими энергетическими активами был использован для оказания политического давления и усиления влияния в Центральной Азии, ближнем зарубежье, а сейчас и в Европе. Почему же тогда США хотят поставить свое энергетическое будущее в зависимость от политических устремлений президента Путина и путинской России? Если Россию нельзя будет воспринимать как надежного, стабильного партнера, тогда возрастающий импорт российских энергоресурсов в США может привести к ослаблению энергетической безопасности, а не к ее укреплению.

Так что президента Путина следует поблагодарить за тот промах, который он допустил, перекрыв в Новый год газ для Украины. Он говорил, что хочет сделать 2006 год годом внимания к проблемам энергобезопасности – и благодаря его собственным действиям к ней сегодня приковано гораздо больше внимания, чем он мог надеяться в своих самых смелых мечтах.

ЛЕОНАРД Л. КОБЕРН, независимый консультант по международной энергетике, экс-директор управления России и Евразии министерства энергетики США.

Перевели ЕВГЕНИЙ Ъ-ХВОСТИК, НИКОЛАЙ Ъ-ЗУБОВ

КоммерсантЪ , 24.03.2006

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
01 02 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru