Лениградская Правда
19 APRIL 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Минтранс выруливает на взлетные полосы
10.07.2006 00:01
Министр транспорта Игорь Левитин в ходе рабочей поездки во Францию на прошлой неделе уже начал изучать опыт работы частно-государственной компании Aeroports de Paris
Здание аэропорта Аэропорт Электронное табло в аэропорту

Вслед за консолидацией авиакомпаний и авиапрома в России под крылом государства могут быть объединены и аэропорты. Как стало известно Ъ, Минтранс начал разработку проекта создания единой госкомпании по управлению аэропортами. Она может получить контроль над Шереметьево, Пулково, аэропортами Красноярска и Новосибирска. Однако уже очевидно, что эта идея встретит сопротивление частных операторов и менеджмента аэропортов. Большинство участников рынка сходятся во мнении, что лучше поспешить с приватизацией аэропортов, нежели создавать очередной неповоротливый государственный конгломерат.

Как рассказал Ъ высокопоставленный источник в Минтрансе, министерство рассматривает возможность создания единой госкомпании для управления отечественными аэропортами. В ее уставный капитал планируется передать госпакеты в АО и ФГУП после их акционирования. "Это следующий шаг в рамках инициированного Минтрансом несколько лет назад процесса по разделению авиапредприятий, совмещающих аэропортовый и перевозочный бизнес,– пояснил собеседник Ъ.– Создание единой компании позволит сконцентрировать финансовые и материальные ресурсы, повысить эффективность управления аэропортовыми активами".
Министр транспорта Игорь Левитин в ходе рабочей поездки во Францию на прошлой неделе уже начал изучать опыт работы частно-государственной компании Aeroports de Paris (ADP), управляющей 14 аэропортами в окрестностях Парижа и рядом аэропортов за рубежом.
Сроки создания компании и перечень ее активов пока не определены. В десятке крупнейших по объемам перевозок аэропортов России полностью государственными являются только ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" (Москва), ФГУП "Аэропорт Сочи" и ФГУП "Аэропорт Пулково" (Петербург), государству также принадлежат контрольные пакеты в ОАО "Аэропорт Толмачево" (Новосибирск) и "КрасЭйре", в состав которого входит красноярский аэропорт Емельяново. Московские Домодедово и Внуково управляются, соответственно, группой "Ист Лайн" и правительством Москвы совместно с частной "Внуково-Инвест", екатеринбургское Кольцово – компанией "Ренова" Виктора Вексельберга и местными властями, краснодарский Пашковский входит в группу "Аэропорты Юга" и контролируется Русско-Азиатской инвестиционной компанией, управляющей активами Олега Дерипаски.
По данным Росавиации, сейчас в госреестре 383 аэродрома гражданской авиации. В 2005 году из них были отправлены 31 млн пассажиров, почти половина приходится на московский авиаузел. Суммарная чистая прибыль – 2,4 млрд руб., при этом прибыльны только 45 аэропортов. Росавиации подведомственны десять аэропортов в форме ФГУПов, 23 – в форме АО. В госсобственности находится неприватизируемое имущество (взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, светосигнальное оборудование). Терминалами, как правило, управляют частные операторы, они же оказывают различные сервисные услуги.
Идея объединения аэропортов не первая в отечественной авиаиндустрии. Сейчас комиссия под руководством главы Минпромэнерго Виктора Христенко формирует АО "Объединенная авиастроительная корпорация", Минтранс и Минэкономразвития в течение месяца должны выработать концепцию консолидации авиакомпаний. До сих пор ни один из госпроектов по объединению активов не увенчался успехом – все они буксуют на разных стадиях.
Участники рынка по-разному оценили инициативу Минтранса. "Объединение госпакетов и маневрирование госресурсами в рамках одной компании – хорошая идея,– считает глава одного из аэропортов.– Во Франции это сделали еще в 1945 году. Время показало, что операторская компания стала прибыльной и привлекательной для частных инвесторов (объем продаж ADP в первом полугодии 2005 года составил €932,2 млн, чистая прибыль – €89,6 млн.– Ъ). Подобная российская компания могла бы со временем конкурировать с иностранными операторами на рынках СНГ и Восточной Европы". "Я в курсе этой идеи,– сообщил Ъ на условиях анонимности другой участник рынка.– Однако считаю, что отношения к бизнесу она не имеет. Как можно достичь эффективности, объединив Шереметьево и аэропорт Нижнего Новгорода? Можно только ухудшить бизнес Шереметьево. К тому же крупные узловые аэропорты – уже в руках частников и объединение только помешает им развиваться". Эту точку зрения разделяет Роман Троценко, президент инвестгруппы "Промышленное развитие" – собственника блокпакета в ОАО "Аэропорт Толмачево". По мнению господина Троценко, было бы разумно не создавать очередную госструктуру, а просто закончить процесс приватизации аэропортов, продав их открыто с аукциона, предварительно разделив на аэропортовый и перевозочный бизнес.
Впрочем, у государства есть серьезный административный ресурс. Взаимоотношения госсобственника и частных операторов по поводу аренды федерального аэродромного имущества в 90-х годах не были урегулированы. Поэтому государство всегда может оспорить такие договоры, как уже было в случае с аэропортом Домодедово и его собственником группой "Ист Лайн", претензии к которому со стороны Росимущества до сих пор не сняты.
Сергей Рыжкин, КоммерсантЪ , 10.07.2006



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru