Лениградская Правда
29 MARCH 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Виктор Иванов встал за станок
25.06.2007 00:01

В России может появиться еще одна госмонополия. В распоряжении Ъ оказалось письмо помощника президента РФ Виктора Иванова на имя премьер-министра Михаила Фрадкова с предложением принять срочные меры по поддержке отечественного станкостроения. В качестве одной из таких мер называется введение госмонополии "в области импорта и экспорта продукции станкостроения". Монополистом господин Иванов видит принадлежащее государству ОАО "Станкоимпорт", на базе которого планируется объединить российских станкостроителей.

Суть предложений Виктора Иванова по поддержке отечественного станкостроения, которые он излагает в письме на имя премьер-министра Михаила Фрадкова (#А4-8077 Пви от 19 мая), сводится к созданию "головной государственной организации в области станкостроения и обеспечения государственной монополии в области импорта и экспорта продукции станкостроения". Такой организацией, по мнению помощника президента, могло бы стать ОАО "ВО 'Станкоимпорт'", 100% акций которого находится в федеральной собственности. В этой связи Виктор Иванов предлагает правительству исключить "Станкоимпорт" из прогнозного плана приватизации на 2007 год, а также сменить его гендиректора.

Господин Иванов ссылается на письмо, поступившее в его адрес от Российской ассоциации производителей станкоинструментальной продукции "Станкоинструмент". Его авторы – президент этой ассоциации Георгий Самодуров и глава совета директоров Николай Паничев – пишут о планах по созданию в отрасли холдинга и научно-технологического центра на условиях частно-государственного партнерства. По их замыслу уставный капитал холдинга и центра будет сформирован за счет внесения госпакетов акций московских ОАО "Станкоимпорт", ОАО "ВНИИинструмент" и ОАО "ВНИИалмаз", а также ОАО "Микрон" (Владимир). Кроме того, утверждают господа Самодуров и Паничев, ряд частных компаний "готовы передать часть своих активов в уставный капитал холдинговой компании". Как сообщили Ъ в "Станкоинструменте", речь идет об Ивановском заводе тяжелого станкостроения, краснодарском ОАО "Седин", московском ОАО "Красный пролетарий" и Петербургском станкостроительном заводе ТБС.

Кроме того руководство "Станкоинструмента" рассчитывает, что государство передаст в уставный капитал холдинговой компании здание по адресу: ул. Тверская, д. 20/1 (это соседнее с офисом ассоциации здание занимает ОАО "Росстанкоинструмент"). "Вопросы создания центра и холдинга проработаны, подобраны кандидатуры руководителей. Имеется поддержка департамента промышленности Минпромэнерго РФ",– утверждают авторы письма Виктору Иванову.

Помощник президента Виктор Иванов, курирующий кадровую политику Кремля, нечасто ставит свою подпись под запросами по экономической тематике. Исключение составляют документы, имеющие отношение к деятельности ОАО "Аэрофлот" и ОАО "Концерн ПВО 'Алмаз-Антей'", советы директоров которых он возглавляет. Возможно, поэтому реакция Михаила Фрадкова не заставила себя ждать: спустя всего неделю премьер дал поручение ведомствам до 10 июля дать свои заключения на предложения господина Иванова.

В большинстве ведомств Ъ вчера заявили, что ответ находится в стадии подготовки. "Готового решения пока нет. Вопрос создания госхолдинга в сфере станкостроения требует дополнительной проработки",– сообщили Ъ в пресс-службе Роспрома. Что же касается идеи введения госмонополии на экспорт и импорт станков, то в Роспроме ее в целом поддерживают. "К сожалению, внешнеторговые отделы компаний не всегда обладают необходимой квалификацией. В этой связи было бы целесообразно, если бы экспорт и импорт станков в Россию осуществлялся единой компанией",– заявили в агентстве. В Минпромэнерго Ъ заявили, что "готовят ответ в правительство".

Только в Минэкономразвития уже определились со своей позицией по поводу предложений Виктора Иванова. Как заявили Ъ в пресс-службе МЭРТа, ответ министерства за подписью замминистра Андрея Шаронова 20 июня направлен в Минпромэнерго. Представитель пресс-службы сообщил, что не располагает информацией о сути ответа, однако источники Ъ в министерстве утверждают, что господин Шаронов раскритиковал предложение Виктора Иванова как нерыночное. Более того, по мнению МЭРТа, его реализация может нанести репутационный ущерб России при вступлении в ВТО.

С этой позицией согласен гендиректор ОАО "Станкоимпорт" Сагадат Хабиров (тот самый, которого предлагает уволить Виктор Иванов). "Идея создания станкостроительного холдинга экономически неосуществима в силу исторически сложившихся технологических и макроэкономических факторов,– считает он.– Его создание не поможет появлению российского станка нового поколения и повышению конкурентоспособности отрасли".

Сейчас в России действуют 300 разрозненных станкостроительных предприятий. Их оборудование, выпущенное по устаревшим технологиям, не находит спроса в российской промышленности, говорит Сагадат Хабиров. В 1990 году Россия занимала третье место в мире по производству станкостроительной продукции, сейчас – 22-е. Доля страны в мировом производстве составляет около 0,3%. По оценкам господина Хабирова, сейчас емкость рынка станков составляет $1-1,5 млрд в год, при этом доля продаж новых российских станков – не более 1%.

В негосударственных компаниях инициатива помощника президента вызвала негативную реакцию. "Это будет лишняя прокладка, потому что в возможности государства я не очень верю,– говорит гендиректор компании 'Комтех' Александр Рубцов.– У нас все регулярно ездят на машиностроительные выставки и все могут купить". В ОАО "Русские машины" Ъ пояснили, что закупают оборудование для своих заводов на открытых тендерах и "действующая система компанию устраивает". Возможность появления в России единого импортера станков в "Русских машинах" комментировать не стали, заявив, что "совершенно не понимают, как такая схема в принципе может работать".

Евгений Корчевой, гендиректор ассоциации "Союзагромаш" (объединяет сельхозмашиностроителей) говорит, что сельхозмашиностроители также покупают оборудование самостоятельно. "При этом сейчас уже покупаются не станки как таковые, а технологии. То есть поставщик станка вместе с ним продает программное обеспечение к нему, дополнительное оборудование для его работы, проводит инжиниринг машзала и выстраивает всю производственную логистику,– поясняет господин Корчевой.– Я сильно сомневаюсь, что госпосредник будет в состоянии выполнить этот объем работ". Возможно, продолжает он, государству имело бы смысл создать "некоего единого оптового импортера станков" в том случае, если он получит субсидии на покупку оборудования и сможет выдавать дешевые кредиты предприятиям. Однако альтернативой этому является банковский лизинг.

С оговорками идею создания госхолдинга поддержали во "ВНИИ Метмаш" (институт металлургического машиностроения). "Но все будет зависеть от структуры управления и от того, какие средства будут привлекаться – частные, государственные, смешанные",– сообщил Ъ высокопоставленный сотрудник предприятия. А глава концерна "Тракторные заводы" Михаил Болотин отмечает, что из российских станкостроительных предприятий, которые могут войти в холдинг, "наиболее дееспособным" является Ивановский завод тяжелого станкостроения. Остальные предприятия, по его словам, выпускают узкоспециализированную продукцию.

На что в России действует госмонополия

Монополия на экспорт газа принадлежит компании "Газпром". Закон "Об экспорте газа" разрешает его продажу за рубеж только собственнику единой системы газоснабжения либо его 100-процентной "дочке". При этом единая система газоснабжения закреплена в госсобственности и передана в управление "Газпрому" указом президента в 1992 году.

Госмонополия на транспортировку нефти и нефтепродуктов законодательно не закреплена. Однако все магистральные трубопроводы (кроме Каспийского трубопроводного консорциума) находятся в федеральной собственности и в 1992 году указом президента переданы в управление госкомпаниям "Транснефть" и "Транснефтепродукт".

С 1 марта 2007 года президентским указом ФГУП "Рособоронэкспорт" получило монопольное право на экспорт готовой военной продукции.

Закон "О железнодорожном транспорте" не запрещает частным компаниям владеть железнодорожной инфраструктурой общего пользования. Однако в 2003 году при преобразовании Министерства путей сообщения в ОАО РЖД в собственность этой компании передана вся железнодорожная инфраструктура.

Постановлением правительства "О реформировании электроэнергетики РФ" магистральные электрические сети переданы в собственность Федеральной сетевой компании, диспетчерское управление единой энергосистемой – компании "Системный оператор". По закону "Об электроэнергетике" государству не может принадлежать менее 75% плюс одна акция этих компаний.

Вся аэродромная инфраструктура России (взлетно-посадочные полосы, авиастоянки, навигационное оборудование и другое) находится в госсобственности. Ее приватизация запрещена президентским указом в 1993 году.

С 1992 года, согласно указу президента "Об эксплуатирующей организации атомных станций РФ", монополией на производство атомной электроэнергии обладает ФГУП "Росэнергоатом".

Коммерсант , 25.06.2007

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
01 02 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru