Лениградская Правда
28 MARCH 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Питер не должен быть разрушен!
17.03.2003 00:01
В апреле-мае, как оковы, падут леса, в которые зашит весь исторический центр Петербурга, и Северная столица засияет свежими красками. Обновленный город на Неве тем не менее останется самим собой: древним памятником градостроительства, архитектурных ансамблей и постепенно открывающихся взору величественных панорам, где отдельные элементы сочетаются друг с другом по стилю, цвету, оставляя впечатление законченности.

Между тем новый век, стремительное время предполагают колоссальные изменения во всем облике нашей жизни. Так стоит ли цепляться за исторические, но сильно одряхлевшие реликвии, не косность ли это? Другими словами, не грозят ли Петербургу перемены, способные разрушить его строгий консерватизм? На эти и другие вопросы "РГ" ответил самый востребованный сегодня в городе человек, руководитель Комитета по охране памятников истории и архитектуры, заслуженный архитектор Российской Федерации Никита ЯВЕЙН.

- Никита Игоревич, вы - хранитель исторического облика, а следовательно, ауры Петербурга. Не приходилось ли вам, стоя на углу Невского и Суворовского проспектов, плеваться, глядя на новое здание, возведенное там за минувший год? На мой взгляд, оно похоже на жестянку из-под пива, на которую сверху нахлобучили столь же нелепую шляпу.

- Вопрос ауры не входит в мою должностную инструкцию. Что касается нового строительства в охранной зоне, то в компетенции ГИОП - регламентация габаритов застройки, пятна застройки и масштабности. Если говорить о доме, который вы описали, так там все три пропорции выдержаны. Рассуждения на тему "нравится - не нравится", "уродливо - красиво" - дело вкуса, а также сфера, за которую отвечает главный архитектор города и градостроительный совет.

- Вы сели в свое непростое кресло в 1994 году, во времена активного брожения капитала и обнищания объектов госсобственности. Как справлялись и справляетесь с давлением молодого бизнеса?

- Наша структура всегда была под давлением, в том числе при социализме. И на Западе аналогичные структуры - под колоссальным давлением. До 1995 года мы ощущали огромное давление общественности и очень слабое давление коммерции - всплески "дурной" агрессии неожиданно разбогатевших людей. Сейчас все поменялось. Общественное давление ослабло, видимо, людям не до защиты памятников. А давление бизнеса, в котором случайных людей уже не осталось, усилилось. И теперь это игроки, знающие правила, знающие, где мы не защищены законодательно. Я бы сказал так: увеличился цивилизованный общий пресс.

- Яркое подтверждение тому - прошлогодний шум, возникший в связи с появлением известного проекта Мосса. А почему бы ему не появиться, ведь смогли же влиятельные заказчики построить апартамент-отель в сердце города, на Манежной площади?

- Проект Мосса, в принципе, также из области "нравится - не нравится", но все регламенты по габаритам и пятну застройки, не говоря о масштабности, в нем точно были нарушены. Что касается здания на Манежной площади, то я был против его возведения, но большинство членов Совета Санкт-Петербурга по вопросам охраны культурного наследия проголосовали "за". Дом занимает на площади осевую линию, два манежа России, слева и справа от него, стали как бы его флигелями, и я до сих пор убежден, что это методическая ошибка.

Вообще же построить новый дом в историческом центре без споров и столкновений интересов практически невозможно. Когда я был во Франции, то мне сказали, что количество судебных исков по новому строительству в центре Парижа многократно превышает количество строек.

Пока существует законодательство, позволяющее сохранять историческую среду в центральной части Петербурга, серьезных изменений не произойдет. У нас нет объектов, которые "взорвали" бы среду Петербурга. Однако я не исключаю ситуации, когда городское сообщество, законодательная, исполнительная власть при поддержке Министерства культуры примут решение об определенной либерализации режима строительства в Петербурге. И тогда последствия будут существенными.

- Довольно часто можно услышать рассуждения о том, стоит ли беречь столетние - двухсотлетние, рассыпающиеся дома. Их дешевле снести, чем вкладывать средства в восстановление...

- Санкт-Петербург - это почти единственный (кроме Рима) крупный европейский город, в котором практически полностью сохранился исторический центр. И это один из наших главных конкурентоспособных резервов, который потенциально может оказаться важнее других отраслей городского хозяйства. Практически все европейские города пошли путем разрушения, а потом мучительно восстанавливали хотя бы макеты своих исторических зданий.

Наш город-музей - это то, за счет чего при благоприятных обстоятельствах мы можем вытащить себя из той жесточайшей судьбы, в которой оказались в силу определенных политических и иных факторов.

- Самые бурные дни недели у вас - среда и пятница, когда идет прием посетителей. Рассказывают, что вы на них сердитесь?

- Сержусь, так как у нас пик реставрационной активности. Впервые пошли федеральные деньги, причем достаточно серьезные. Не секрет, что каждое министерство создало сегодня в Петербурге свою систему заказчиков, все очень хотят что-нибудь отреставрировать. Беда в том, что никто не знает, сохранится ли финансирование в 2004 году и позже, поэтому торопятся, фонтанируют идеями.

Многие понятия не имеют о том, что такое реставрация. Приходят и заявляют, что по новой "итальянской технологии" берутся "сделать" Казанский собор. Там работы - минимум на два летних периода, а они мне твердят о ноу-хау, знаете, это любимое слово нынешних халтурщиков?

- А правда ли, что заказчики, давшие деньги на реставрацию Строгановского дворца, захотели вставить рамы, отличающиеся по форме от исторических?

- Такие примеры встречаются достаточно часто. Радует одно: с подрядчиками (а это петербургская школа) у нас получше, более 90 процентов того, что делается сейчас в городе, делается хорошо. В этом и наша заслуга, потому что мы часто не принимаем работу, заставляем переделывать.

- Завершения каких работ вы ждете с особой радостью, с облегчением?

- Лучше скажу об объектах, которые у меня вызывают определенное беспокойство. Беспокоит завершение работ в Петропавловской крепости. Жесткая технология, работы по металлу, золочению требуют определенной последовательности. Леса, к примеру, можно снимать только сверху, при этом нельзя одновременно делать что-то снизу.

Тут в угоду срокам не перескочишь. Понятно, что Петропавловка должна быть закончена к маю, но пока я определенно волнуюсь.

- А почему торжественное открытие Александрийской колонны не включено в программу праздничных мероприятий?

- Для меня это тоже вопрос. То ли потому, что за нее отвечает город, то ли еще из каких-то соображений. Колонна - один из наших крупнейших объектов, работы там будут однозначно закончены вовремя. Я не исключаю, что мы успеем установить вокруг нее не только фонари, но и новую ограду, для отливки которой уже изготовлены формы.

Несколько слов о том, чему я откровенно радуюсь. В прошлом году город отреставрировал около двухсот объектов, в этом году сдаст еще около двухсот пятидесяти. Я бы выделил дворец фон Дервизов - Петербург-Опера, в котором заново воссоздан пышный, богатый зал. Мы любуемся неожиданно открывшимися под слоем штукатурки цветными росписями Театра имени Комиссаржевской, обновленными Пушкинским театром, Театром музыкальной комедии.

Не надо забывать мечеть, где к маю будут закончены основные работы, Пантелеймоновскую церковь, купол которой был отклонен от вертикали чуть ли не на три метра. А Нарвские ворота? Четыре с половиной тысячи метров развернутой поверхности медной облицовки, многочисленные скульптуры, архитектурные детали! Таких объектов в мире - единицы. Удивительно, но как-то прошла незамеченной работа по реставрации мраморной облицовки фасадов Исаакиевского собора.

На Васильевском острове полностью отреставрирована вся Стрелка. Отреставрирована Биржа, хотя работы продолжаются, завершили долгострой в Кунсткамере, сияют новизной здания Академии наук, Академии художеств.

- Как вы относитесь к приватизации исторических памятников?

- Если объект переходит целиком к одному собственнику - прекрасно отношусь. Категорически против, когда дом имеет двадцать враждующих собственников, которые не могут договориться, кому же содержать общие кровлю или вестибюль. Такая приватизация - это преступление против памятника. Убежден, что федеральным законом нужно запретить деление памятника на доли, не допуская его и при дальнейшей перепродаже.

Я вообще из тех чиновников, которым нужна не свобода, а жесткий регламент, всяческие ограничения. Они заложены в новом Федеральном законе 2002 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". На сегодняшний день моя задача регламентировать сферу деятельности ГИОП на местном уровне, то есть быстрее "продвинуть" городской закон, аналогичный федеральному. И тогда я буду спокоен, что и после меня облику Петербурга долго не будет ничего угрожать.
Российская газета , 17.03.2003



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
01 02 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru