Лениградская Правда
29 MARCH 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Уставный суд отомстил за кофейный аппарат
21.04.2003 00:01
В минувшую пятницу Уставный суд запретил Смольному перераспределять значительную часть средств внутри городского бюджета. Так закончилась попытка губернатора Яковлева наказать оппозиционных депутатов и отобрать у них часть коллективной поправки.

После того, как парламентское большинство ЗакСа дважды обидело Смольный, не избрав Тарасова спикером и сорвав забастовку блока "Единый город", губернатор решил отомстить. 11 февраля он подписал распоряжение 316-ра, которым отдал средства коллективной поправки оппозиционных депутатов из комитетов городской администрации в районные управления.

Формально ничего страшного не произошло, так как эти средства должны были расходоваться на те же цели, что и предполагалось изначально. Однако депутаты занервничали. Во-первых, у многих из оппозиционных парламентариев плохие отношения с главами своих районов. А во-вторых, потратить деньги можно по прежней статье, но совсем не на те объекты, на которые хотели депутаты.

И вообще, возникает путаница. Например, еще в бытность депутатом Анатолий Кривенченко отдал часть своей поправки на ремонт Университета. Поскольку он был депутатом от Кронштадта и Зеленогорска, теперь эти деньги достались кронштадтской администрации. Которая, по идее, должна направить их на ремонт зданий, находящихся на Васильевском острове.

Объектом губернаторского гнева стал 31 парламентарий. В их числе люди абсолютно невинные: Юрий Шутов, который точно не голосовал за Тюльпанова, или Михаил Амосов, который, как уверены почти все его коллеги, поддерживал Тарасова.

Побомбив губернатора безрезультатными запросами, парламентарии прибегли к своему любимому способу борьбы -- обратились в Уставный суд. При этом депутаты оспорили не сам факт перераспределения средств своих коллективных поправок, а право администрации перераспределять средства вообще.

Право исполнительной власти перемещать часть средств внутри принятого бюджета в процессе его исполнения -- общая практика. Бюджетный кодекс разрешает регионам перераспределять до 10% средств внутри одного распорядителя (в нашем случае -- комитеты и территориальные управления), но не между ними. Зато статья 20 петербургского закона о бюджете на этот год дает городской администрации такое право.

Депутаты посчитали, что администрация может двигать слишком много средств внутри бюджета, и попросили Уставный суд эти права подсократить. Как выяснилось во время судебного процесса, средства бюджета направлялись не в отраслевые комитеты администрации, а в комитет финансов, который затем перераспределял их между получателями.

По словам Виктора Кротова, таким образом проще контролировать финансовые потоки. Однако председатель Контрольно-счетной палаты Петербурга Дмитрий Буренин считает, что это -- способ перевести деньги на другие статьи. Он заявил, что был случай, когда 21 миллион рублей, предназначеннй бюджетникам, попал в резервный фонд губернатора. Всего, по его оценкам, комитет финансов перераспределяет до 80% бюджета.

В начале апреля комитет финансов нанес ответный удар -- прислал в Уставный суд контролеров своего контрольно-ревизионного управления. Они подсчитали, сколько дорогих мобильников и машин числится на балансе суда, нашли платный кофейный аппарат, который не был поставлен на учет в налоговой инспекции и, самое страшное, предали гласности среднюю зарплату судей -- 63 тысячи рублей в месяц. Все эти цифры были немедленно "слиты" в интернет.

"Кофейный аппарат у нас стоит для собственного пользования, -- заявили в Уставном суде, -- мы туда деньги опускаем, а потом вынимаем их и покупаем кофе, чтобы в аппарат засыпать. А что касается зарплат -- так пусть они свои назовут". Сейчас злополучный кофейный аппарат стоит посреди здания суда с табличкой "не работает".

Проверка комитета финансов не оказала должного воздействия на суд -- в минувшую пятницу он постановил, что все оспариваемые депутатами пункты закона "О бюджете Петербурга на 2003 год", в которых говорится о праве городской администрации перераспределять средства, не соответствуют Уставу. Поскольку они противоречат декларируемому им принципу разделения властей.

Решение суда вступит в силу через три месяца -- это время дано комитету финансов, чтобы перевести средства, находящиеся у него, в отраслевые комитеты. Теперь губернатор сможет перемещать деньги внутри бюджета, только опираясь на бюджетный кодекс, что значительно сократит его поле для маневров.

Комментарий

Николай Кропачев, председатель Уставного суда:

-- Закон Петербурга о бюджете, который принимается на каждый год, изначально содержит положения такого рода: деньги на питание школьникам закрепляются не в территориальных управлениях, а в комитете образования, и чтобы они дошли до школы, их нужно переместить от одного главного распорядителя к другому.

А средства на повышение заработной платы сотрудникам бюджетной сферы закрепляются не за соответствующими комитетами, а за комитетом финансов, и их тоже надо перераспределять. Но перемещения, как утверждалось в ходе процесса многими свидетелями, происходят не только ради этих целей -- был случай, когда деньги на зарплату учителям перемещались на содержание губернатора.

В итоге бюджет выглядел следующим образом: утверждено, куда идут деньги, а потом есть статья 20, которая говорит -- "деньги направляются туда-то, но вы можете переместить их куда захотите".

Фактически идет речь о восстановлении права Законодательного собрания утверждать бюджет в полном объеме. Представьте, когда вы дома распределяете бюджет на месяц: сыну столько-то, дочери столько-то, маме, папе, бабушке. А потом добавили: в принципе, теща может все это поменять.

Я бы не хотел, чтобы это выглядело как параллель или оценка работы администрации, но статья 20 напрямую противоречит норме Устава, который уполномочивает только один орган -- Законодательное собрание -- принимать бюджет Петербурга. Если резервный фонд депутатов -- 2%, то благодаря статье 20 резервный фонд администрации получается 98%. Хотя в принципе не должно быть ни того, ни другого.

Виктор Кротов, вице-губернатор, председатель комитета финансов:

-- С нашей точки зрения, все действия администрации осуществляются в соответствии с законом о бюджете, который был принят депутатами ЗакСа. Нормы, на основании которых сегодня идет исполнение бюджета, в нем прописаны. И ни у депутатов, ни у юристов ЗакСа они не вызвали замечаний.

А сегодня вдруг возникают какие-то проблемы. Мне, мягко говоря, это не очень понятно.

При таком решении суда мы, во-первых, не сможем погасить кредиторскую задолженность, во-вторых, не сможем осуществить реструктуризацию долга перед монополистами -- "Ленэнерго", ТЭК, Водоканалом. И, в-третьих, не сможем использовать резервный фонд администрации, т. е. не сможем оперативно реагировать на изменение ситуации в городе, на все то, что не предусмотрено бюджетом, и что невозможно было предусмотреть.
Город , 21.04.2003



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
01 02 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru