Лениградская Правда
20 APRIL 2024, SATURDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Опасности национальной рыбалки
29.09.2003 00:01

В минувшую пятницу Ленинградская областная прокуратура предъявила обвинение в организации избиения и убийства трех человек неработающему инвалиду 2-й группы Артуру Кжижевичу.

Арест после футбола

Задержан Кжижевич был неделей раньше, 19 сентября, на стадионе «Петровский» после матча «Спартак» - «Зенит». Вместе с Кжижевичем сотрудники Оперативно-разыскного бюро ГУ МВД по СЗФО задержали его сына и четырех охранников одного авторитетного знакомого Артура, ошибочно принятых за телохранителей самого Кжижевича (у которого личной охраны никогда не было). Через несколько часов охранников и сына отпустили, а Артура Витольдовича препроводили в изолятор на Захарьевскую, где он спустя несколько дней встретил свой 42-й день рождения.

По версии следствия, 5 сентября Артур Кжижевич находился на катере ССП-96 в акватории Ладожского озера между островами Хейнясенма и Рахмансари вместе с преступной группой из неустановленных лиц, которой сам же и руководил. Этим неустановленным лицам он и дал распоряжение напасть на троих человек, находившихся на соседнем катере, избить их, а затем, чтобы скрыть следы избиения, убить всех троих. Эти люди - начальник Управления гостиничного хозяйства при городской администрации Алексей Курников, директор ООО «Интмар» Павел Кириллов и прапорщик ФСБ, старший смены по охране здания на Литейном, 4, Константин Нагорный.


Легенда бандитского Петербурга

Артур Кжижевич всю неделю был в городе ньюсмейкером номер один. И это понятно: среди тех, кого молва причисляет к «могиканам» питерского преступного мира, Кжижевич - один из последних. Все остальные (за малым исключением) - в эмиграции или на том свете.

Кжижевич стал легендой бандитского Петербурга еще в начале 90-х. Его порой путали (и продолжают путать) с другим Артуром - бойцом из чеченской ОПГ по прозвищу Динго. Кжижевича же окружали в основном уроженцы Казани, и потому его иногда, во избежание путаницы, называли Артуром Казанским, хотя Кжижевич родился в карельском городе Лахденпохья.

Артур Кжижевич всегда отличался жестким характером. Окружающие ценили его за верность своему слову и несгибаемость. За счет этого Кжижевич и выбился в лидеры. Первый срок - четыре года - он получил в Калининском райсуде в 1986 году за нанесение тяжких телесных повреждений. Вернувшись с поселения в Питер, Артур сколотил неформальный коллектив, с которым вынуждены были считаться представители конкурирующих группировок. Местом дислокации коллектива было кафе «Сугроб». Сам Кжижевич в то время формально занимал пост принадлежавшего ему АО «Спектр». В декабре 1993 года в подъезде своего дома на Комендантском проспекте Кжижевич получил две пули в спину и чудом выжил. Киллер скрылся на джипе Кжижевича и бросил его с простреленными колесами. Уже тогда прошел слух, что покушение было организовано «авторитетом» Андреем Маленьким, который в то время руководил одной из бригад «малышевской империи», но дело повисло «глухарем».

Летом 1994 года Кжижевич вместе со своими двумя приближенными поехал в родной город Лахденпохья решать один бизнес-конфликт. Троица вывезла в лес местного коммерсанта Дурыкина, чтобы получить с него пять миллионов рублей. При этом Кжижевич решил попугать «терпилу» и выпустил рядом с ним несколько пуль. Все трое были схвачены карельскими рубоповцами. Кжижевич получил шесть лет и отсидел их полностью, от звонка до звонка, в Верхнеуральской тюрьме (а это считается более тяжелым отбыванием наказания по сравнению с зоной). Ходили слухи, что в тюрьме Кжижевич получил титул «вора в законе», но говорят, что сам он информацию о своем «короновании» не подтверждал.

Весной 2000 года Кжижевича этапировали в Петербург для допросов по делу Андрея Маленького - тот уже был арестован со своей бригадой, и у следствия имелись данные о причастности Маленького к давнему покушению на Кжижевича. Однако Артур, поступив «по понятиям», отказался от дачи показаний - в итоге этот эпизод в «деле Маленького» развалился и не дошел до суда.

Окончательно Кжижевич вернулся в Питер в августе 2000-го. О нынешнем его статусе в теневой «табели о рангах» есть разноречивые мнения. Одни называют Артура лидером «казанских» (или, как теперь принято говорить, «казанской бизнес-группы») и приписывают ему контроль за львиной долей Морского порта, похоронного бизнеса, нефтяной и фармацевтической промышленностью. Между тем достоверно известно об участии Кжижевича в деятельности лишь одной портовой компании, возглавляемой его давним соратником Аликом-Татарином. Эта компания является трейдером одного нефтяного гиганта и поставляет топливо для морских судов Петербурга. Официальных постов Кжижевич в бизнес-структурах не занимает и даже нигде не числится учредителем (правда, долями в нескольких компаниях владеет его жена).

Вероятно, столь же преувеличены слухи о назначении Артура Кжижевича после смерти Кости-Могилы «смотрящим» по Питеру от воровского мира. Достаточно сказать, что даже покойного Константина Карольевича в этом качестве мало кто из воров признавал, хотя ему вместе с Пашей-Кудряшом право быть «смотрящими» доверил лично легендарный Дед Хасан. В нынешнем же запутанном криминальном раскладе, как уверяют сведущие люди, титул «смотрящего» фактически ничего не значит (разве что - дополнительный аргумент при переговорах). По крайней мере, воровское сообщество Питера, в котором состоит около 40 «законников», скептически относится к чьим бы то ни было притязаниям на роль «смотрящего».

Еще один миф вокруг имени Кжижевича - о силовой поддержке, оказываемой ему одним из отделов УБОПа. Во главе этого отдела стоит бывший армейский сослуживец Кжижевича - Игорь Гусев, который якобы планомерно отправляет за решетку всех конкурентов и врагов Артура. Между тем ни с одним фигурантом, которых разрабатывал «гусевский» отдел, Кжижевич даже косвенно не пересекался в бизнесе, а врагом его из этих фигурантов можно назвать одного лишь Андрея Маленького. Притом Кжижевичу, по понятным причинам, было бы намного интереснее, если б Маленький не сидел, а гулял на свободе... К тому же, в отличие от многих авторитетных бизнесменов, имеющих «корочки» милицейского агента, Кжижевич как человек старых «понятий» (близких к воровским) вряд ли пошел бы на сотрудничество с милицией. Говорят, кстати, что отношения Кжижевича с Гусевым в последнее время очень далеки от теплых.

«Боевые» товарищи Артура по бурным 90-м давно легализовали свой бизнес, обзавелись связями в политике и активно работают над имиджем, занимаясь благотворительностью и отливая церковные колокола. Кжижевич же предпочитал оставаться «теневой» фигурой. Но даже в той среде, где вопросы по-прежнему решаются по понятиям, он не мог обрести должный вес хотя бы потому, что немало времени у него отнимала забота о здоровье - давала о себе знать простреленная в 1993 году печень, а, кроме того, после тюрьмы развился тромбофлебит. Более полугода Кжижевич лечился в Израиле, где минувшей зимой ему ампутировали ногу ниже колена.

Раньше Кжижевич был заядлым футболистом и даже в свое время сколотил команду из бывших осужденных. После ампутации круг его удовольствий оказался ограничен - посещение стадиона, а еще рыбалка на катере в ладожских водах, близ родных мест.

Трое в лодке

53-летний Алексей Курников отправился на рыбалку 5 сентября. Компанию ему составили друг детства Валерий с женой, зять Валерия - 28-летний предприниматель Павел Кириллов, и друг Валерия - 27-летний Константин Нагорный. Лагерь был разбит на островке Койонсаари. Оттуда Курников, Нагорный и Кириллов отправились порыбачить на катере «Сильвер Игл», принадлежавшем Павлу. Когда рыбаки не вернулись в субботу утром, как обещали, Валерий с супругой забеспокоились и обратились в милицию. Начались поиски, к которым подключился прибывший сын Курникова - Вадим. В субботу в водах Ладоги был обнаружен обгоревший остов катера, а в понедельник - труп Алексея Курникова с колото-резаными ранениями шеи. Тела Кириллова и Нагорного до сих пор не найдены.

Дело об убийстве возбудила сперва прокуратура города Приозерска. К местной милиции подключилась бригада из сотрудников уголовного розыска, Управления ФСБ и ОРБ главного управления МВД по Северо-Западу. Искать свидетелей в водах Ладоги - занятие бессмысленное, но путем опроса жителей окрестных селений оперативникам удалось выяснить, что примерно в то же время в той же части акватории «засветился» катер с опознавательными знаками госрыбнадзора. Нашелся и свидетель, который видел, как двое человек, сошедших с этого катера на берег, развели костер и сожгли в нем окровавленную одежду.

Поначалу никому из оперативников не приходило в голову, что близлежащий городок Лахденпохья напрямую связан со случившейся трагедией. Оказалось, именно оттуда вышел катер рыбнадзора, на котором, по версии следствия, вместе со своими земляками отправился отдыхать уроженец этого живописного городка - Артур Кжижевич.

Что произошло между экипажами этих двух катеров, сейчас выясняет следствие. Как нам известно, до конца не отброшена и версия о том, что Курников и Кжижевич встречались в акватории Ладоги для деловых переговоров, закончившихся конфликтом. Но она представляется малоубедительной. «Гостиничный бизнес, которым занимался отец, был замкнутым и не предусматривал никаких переговоров с представителями другого бизнеса», - уверен сын погибшего Вадим Курников.

Согласно основной версии следствия, компанию с рыбнадзорного судна просто заинтересовал роскошный финский катер стоимостью не менее пятидесяти тысяч долларов. Не потерпев рядом подобной «крутизны», отморозки решили поставить на место экипаж катера и, перебравшись на «Сильвер Игл», избили троих мужчин. Обнаружив у Нагорного удостоверение сотрудника ФСБ, бандиты решили во избежание неприятностей не оставлять никого из троих в живых. С Курниковым и Кирилловым они расправились с помощью ножа, а Нагорный, прыгнув с судна, попытался спастись вплавь, но в него всадили восемь пуль. Катер подожгли, надеясь, что он заполнится водой и потонет, но этого не случилось, так как он полностью был изготовлен из непотопляемых материалов - стекловолокна, пластика и алюминия.

Согласно официальной версии, никто из бандитов не установлен, есть лишь организатор, он же единственный обвиняемый по этому делу - Артур Кжижевич.
Однако, по информации «Города», несколько предполагаемых участников преступления все же задержаны, но их дела пока не объединены с делом Кжижевича. Ряд подозреваемых объявлен в розыск. Имена их в интересах следствия раскрывать рано.

Делу Кжижевича уже попытались придать политический оттенок - возникла версия, что новая власть демонстрирует таким образом борьбу с криминалом. Действительно, арест Кжижевича вполне укладывается в любопытную закономерность последнего времени: всех мало-мальски значимых питерских авторитетов либо отстреливают, либо сажают.

Однако члены следственно-оперативной бригады, работающей по делу, в разговоре с корреспондентом «Города» поделились, что доказательная база вины Кжижевича довольно прочная и не позволяет говорить ни о политическом пиаре, ни о «заказном» характере дела.

Город , 29.09.2003

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru