Лениградская Правда
20 APRIL 2024, SATURDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
В ожидании передела
3.11.2003 00:01
Новый Смольный объявил о достижении первого серьезного успеха на экономическом фронте. Без применения административного ресурса, впрочем, обойтись не удалось.

По сообщению комитета экономики, в минувший четверг ряд ведущих городских топливных компаний согласились с изменением сложившейся практики оплаты акцизов - в пользу петербургского бюджета. По официальным прикидкам экспертов комитета, примерная цена вопроса для города может составить до полутора миллиардов рублей.

Корень «бензиновой проблемы» заключен в новом российском Налоговом кодексе, точнее - в его 22-й главе, определяющей в том числе и порядок уплаты топливных акцизов. До того, как эта глава начала действовать (до 1 января 2003-го), искомый порядок был прост: плательщиком акциза признавались «лица, реализующие произведенный ими бензин или дизельное топливо». Согласно же новой редакции НК, платить акцизы должны «лица, осуществляющие производство нефтепродуктов и их реализацию».

При этом в законе подчеркивается, что акцизы в региональный бюджет должны перечислять организации, получившие в соответствующей налоговой инспекции свидетельство о регистрации. Однако из того же закона следует, что реализовывать нефтепродукты можно и без свидетельства.

В итоге получается, что розничные операторы свой налог все-таки платят, - но не в городской бюджет, а поставщику топлива (который включает акцизы в его стоимость). В свою очередь, поставщик перечисляет деньги в бюджет того региона, где располагаются его нефтеперерабатывающие мощности.

Для города введение новых правил обернулось сокращением доходных поступлений. Этот факт нам подтвердили даже в несклонном к откровенности местном представительстве министерства по налогам и сборам: «Мы не уверены, что план по сбору акцизов на нефтепродукты (2,7 млрд. рублей) будет выполнен. Реалистичный показатель здесь - 50%». Менее официальные наблюдатели назвали еще меньшую цифру - 25%.

Понятно, что в Смольном не испытывали радости от этих финансовых сводок. И как только новый губернатор укрепилась в своем кресле, было решено действовать. В первый раз Валентина Матвиенко встретилась с представителями топливных компаний еще в позапрошлую пятницу. Повторные консультации состоялись на прошлой неделе, в них принял участие свеженазначенный руководитель городского экономического ведомства Владимир Бланк.

Как сообщают наши смольнинские источники, в ходе первой встречи особые претензии были предъявлены к руководству Петербургской топливной компании (по оценке петербургского центра исследования рыночной среды, ее доля на розничном топливном рынке - 26-28%). Этот факт вряд ли можно назвать сенсацией: не секрет, что с прежним городским начальством менеджмент ПТК связывали тесные контакты. У новой же администрации собственные приоритеты.

Тем не менее, губернаторские претензии не обошли стороной и прочих участников рынка. Подытоживая, Валентина Ивановна пообещала принять к тем, кто не прислушается к ее советам, меры административного воздействия. Первой из этих мер был назван новый подход к распределению земельных участков под строительство новых заправок - их отныне будут предоставлять лишь тем компаниям, которые согласятся перечислять акцизы в бюджет города.

В этой связи следует подчеркнуть, что новые АЗС городу действительно необходимы. Профильные специалисты выделяют специальную характеристику - уровень обеспеченности топливозаправочными услугами (он определяется через соотношение количества автомобилей, приходящихся на одну автозаправочную станцию). По данным Российского топливного союза, в Бельгии этот показатель составляет 865, во Франции - 1490, в Германии - 2485, в Москве - 3850, а в Петербурге - 4200. По расчетам экспертов того же центра исследования рыночной среды, предельное количество АЗС для города - около 500.

Наши топливные бизнесмены согласились с властными претензиями достаточно оперативно. В результате переговоров, как нам сообщили в городском комитете экономики, ЗАО «ПТК», а также местная «дочка» «Лукойла» - ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» приняли на себя обязательство перечислять акцизы в горбюджет уже с 1 ноября текущего года. ЗАО «Киришиавтосервис» (входящее в нефтяную компанию «Сургутнефтегаз») намерено сделать это с 1 января 2004-го. ООО «Шелл-АЗС» и ООО «Фаэтон» «изыскивают возможности для скорейшего решения этой проблемы». В ООО «Несте-СПб» нас также заверили, что «готовы это делать, принципиальное решение уже принято». Однако от указания конкретных сроков здесь все-таки предпочли воздержаться.

Судя по всему, сегодня уже можно всерьез говорить о том, что Петербург в ближайшие годы ожидает серьезный передел топливного рынка. И дело здесь не только в позиции новых городских властей: число участников рынка стремительно сокращается все последние три года. Если до 2000-го на рынке активно функционировали свыше ста игроков, то сейчас их, по сути дела, чуть больше двух десятков. По мнению аналитиков, в конце концов в городе останется не больше 7-8 операторов.

Действия Смольного смогут лишь ускорить этот естественно развивающийся процесс. Ибо искомое свидетельство может быть выдано лишь компании, в собственности которой имеются мощности по переработке, хранению и реализации нефтепродуктов. Те, у кого их нет, выйдут из игры уже в самом ближайшем будущем. А фаворитами в новых условиях выглядят монстры российского рынка: «Лукойл», «Славнефть» и ЮКОС (если, конечно, действия властей не окажутся для последней компании роковыми).
Дело , 3.11.2003



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru