Лениградская Правда
28 MARCH 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Битвы при АЗС
31.05.2004 00:01

Вот уже месяц не утихают страсти вокруг решения Валентины Матвиенко целевым назначением передать "ЛУКойлу" 60 пятен под АЗС в Питере в обмен на 100 миллионов долларов инвестиций. Многие городские топливные операторы считают это администрированием рынка, нарушением принципа честной конкуренции. Но не все.

Лукавая арифметика

Больше всех возмущается председатель некоммерческого партнерства "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга" Олег Ашихмин. Он крайне недоволен экспансией "ЛУКойла" и тем, что ему переданы 8 участков под бензоколонки, которые подготовили для себя городские операторы.

Трудно не согласиться с господином Ашихминым, достойна похвалы его критика топливной политики Смольного - редко кто из коммерсантов решается на такие смелые действия. Администрация отбивается: в городе, мол, можно построить еще 250 АЗС, империя Вагита Алекперова претендует только на четверть от их числа, а на открытые торги для других компаний в июне 2004 года поступят 25 лотов.

Сто миллионов долларов за 60 мест - это здорово, но поражает только итоговая цифра. Одна заправка обойдется "ЛУКойлу" в среднем в 330 тысяч долларов, а некоторые операторы уже платят за пятно под АЗС в хороших местах по 500 - 600 тысяч. Казалось бы - выстави город эти 60 пятен на открытые торги, и бюджет получит больше 100 миллионов долларов. Но это - лукавая арифметика. Не выстроятся в очередь региональные операторы.

Не нужны Питеру 200 -250 новых заправок, на которые ссылаются чиновники. Сейчас в мегаполисе качают топливо 260 стационарных комплексов, и очередь на них появляется только во время бензиновых кризисов. Уже, тьфу-тьфу, забытых - последний случился в апреле - мае 2002 года.

Еще пять лет назад менеджеры ведущих фирм, торгующих топливом, отмечали, что Питеру с его транспортным потоком хватит 350 станций. Остались они при своем мнении и сегодня. Самые привлекательные участки давно разобраны, перспективными выглядят разве что места на будущей КАД.

Ставить бензоколонку только ради того, чтобы поставить, - это нонсенс: современный комплекс обходится в миллион и более долларов. Словом, коммерческий интерес пока вызывают 80 - 90 новых участков, две трети из которых хочет освоить "ЛУКойл".

Это мы уже проходили

Не факт, что региональное подразделение империи господина Алекперова сможет реализовать амбициозные планы развития в Питере розничной сети. Денег, конечно, хватит, но вот энтузиазма...

Помню, как осенью 1997 года Вагит Юсуфович открывал на Пулковском шоссе первую фирменную станцию компании в нашем городе. На разрезании ленточки нефтяной олигарх пообещал к 2000 году настроить аж 25 современных комплексов, а Владимир Яковлев в свою очередь пообещал выделить под них места целевым назначением.

Сделка почему-то не состоялась, и к указанному сроку гигант построил только 4 новые станции. Правда, сегодня под знаменами "ЛУКойла" работают около трех десятков АЗС, но большинство бензоколонок куплены у аутсайдеров топливного рынка.

И все-таки региональные операторы побаиваются экспансии "ЛУКойла", и в первую очередь - Петербургская топливная компания. С момента своего образования в 1995 году ПТК стала фаворитом Смольного, на ее баланс за символические деньги город передал более 100 автозаправок почившей в бозе в те годы компании "Нефто-Комби".

Долгие годы гегемонии (35 процентов рынка) усыпили бдительность менеджеров ПТК. Пока конкуренты из "Фаэтона", Neste, "Балт-Трейда" выбивали у власти пятна и строили за большие деньги новые комплексы, "Петербургская топливная" неспешно и без особых затрат реконструировала наследство "Нефто-Комби". Спохватились в ПТК поздно - когда новая администрация не захотела иметь с компанией "особых отношений".

Нынешняя активность "Нефтяного клуба" - это глас отчаяния именно ПТК, так как почти все ее конкуренты считают клуб карманной структурой этой компании. Если "ЛУКойл" все-таки осуществит задуманное, по количеству станций он догонит и перегонит ПТК, "съест" лидерство регионального оператора за счет более мощных ресурсов.

Хочешь быть богатым - имей дело с богатыми

В топливном Питере делают погоду 4 региональных оператора - ПТК, "Фаэтон", Neste St. Petersburg и "Балт-Трейд" и две компании российского масштаба - "Славнефть" и "ЛУКойл". Смольный дал понять, что будет поддерживать именно нефтяных монстров.

"Хочешь быть богатым - имей дело с богатыми, - философски заметил начальник коммерческо-операционного управления холдинговой компании "Фаэтон" Михаил Снопок. - Губернатор поставила своей целью наполнение бюджета, и в свете этой концепции она действует логично: в город пошли нефтяные акцизы, теперь вот на слуху выгодное соглашение с "ЛУКойлом". Но. Если в новых правилах игры на рынке появилось целевое назначение, это не должно быть прерогативой только "ЛУКойла". Мы, например, тоже вправе претендовать на ряд участков: "Фаэтон" - социально ответственная компания, лауреат премии "Золотой пеликан" за активную благотворительную деятельность".

Признаться, не ожидал я от господина Снопока такой тирады. Именно "Фаэтон", генеральным директором топливного подразделения которого был Михаил Снопок, в 1999 - 2000 годах боролся с вмешательством администрации в этот бизнес.

В Питере тех лет наблюдался дефицит нефтепродуктов. Чиновники заключили от имени города договор с "Сургутнефтегазом" о гарантированных поставках топлива и передали весь ресурс одной компании - ПТК. "Фаэтон" тогда через ТУ МАП заставил Смольный отказаться от протекционизма.

"Михаил Иванович, куда делся боевой дух?" - напомнил я былое менеджеру.

"Ситуация 2000 года и нынешняя принципиально разнятся, - ответил господин Снопок. - Смольный сегодня предлагает правила, одинаковые, надеюсь, для всех участников топливного рынка, - целевое выделение земли и открытые торги по пятнам под АЗС. Не все в этих правилах устраивает коммерсантов, но чиновники стремятся к пополнению бюджета. А 4 года назад вице-губернатор Юрий Антонов лоббировал интересы конкретной компании, в которой сейчас и работает. Бюджет от активности Юрия Васильевича ничего не выиграл".

"Фаэтон" считает, что экспансия в город нефтяных компаний, имеющих собственные скважины, к переделу рынка уже не приведет. "Всех, кого можно было "съесть", уже "съели", а с сильными выгоднее договариваться", - уверен Михаил Снопок.

Тем не менее с 2002 года "Фаэтон" начал диверсифицировать свою деятельность. Несколько лет назад торговля нефтепродуктами обеспечивала 100 процентов оборота холдинговой компании, сейчас эта цифра снизилась до 40 процентов.

"Фаэтон" купил три совхоза (в Волосовском и Гатчинском районах) с поголовьем скота 4 тысячи 500 голов, имеет в структуре 6 предприятий торфоразработки, открывает сеть фирменных магазинов "Фунтик".

"Наша сеть займет нишу "магазина у дома", - комментирует Михаил Снопок. - Концепция сети - уютный, чистый магазин с привлекательным набором продуктов, часть которых поставляется из собственных хозяйств. Пять "Фунтиков" уже открыты, а летом под этим брэндом будут работать свыше тридцати".

По состоянию на 25 мая 2004 года в Петербурге работают 266 АЗС общего пользования. Ведущие фирмы - владельцы сетей:

1. Петербургская топливная компания - 68 комплексов;

2. "Фаэтон" - 34;

3. "ЛУКойл - Северо-Западнефтепродукт" - 29;

4. Neste St. Petersburg - 28;

5. "Славнефть" - 26;

6. "Балт-Трейд" - 20.

По данным коммерческой информационной службы "Купол"

Вечерний Петербург , 31.05.2004

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
01 02 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru