Лениградская Правда
23 APRIL 2024, TUESDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Волочкова танцует в кубанском 'Спартаке'
10.08.2004 00:01
Балетная труппа Мариинского театра завершает сезон «Легендой о любви» – лучшим созданием Юрия Григоровича, а затем в Петербурге появится и сам мэтр. С 12 по 24 августа на сцене Мариинки пройдут гастроли Краснодарского театра балета, которым хореограф руководит с 1997 года. Театр, танцующий исключительно его хореографию, на Западе знают как «Григорович-балет». Труппа уже объездила полмира, но в родном городе худрука выступит впервые. Символично, что это событие совпадет с датой, памятной для всего отечественного балета. Сорок лет назад 37-летний хореограф покинул ГАТОБ им. Кирова, чтобы занять место главного балетмейстера Большого театра.

С тех пор Григорович нечасто гостил на кировской сцене. Из всех его спектаклей ленинградские танцовщики освоили только «Раймонду» (не считая «Легенды» и «Каменного цветка», поставленных еще до отъезда), а имя Григоровича стало прочно ассоциироваться с большим московским стилем. И все-таки о петербургских корнях хореограф никогда не забывал, регулярно советуясь со своим учителем, патриархом русского балета Федором Лопуховым, и приглашая в Большой театр способных людей. Сейчас мало кто помнит, что в конце 70-х он позвал дирижировать балетом «Любовью за любовь» Валерия Гергиева, тогда еще неизвестного молодого дирижера. Гергиев, возглавив Мариинку, добра не забыл. Изгнанный из БТ Григорович отметил в Мариинском театре 70-летний юбилей и получил предложение вновь принять вскормившую его труппу. Начать второй виток предлагалось с необузданной «Скифской сюиты» Прокофьева, где худрук имел свой дирижерский интерес. Тогда Григорович отказался, предпочтя спокойный Краснодар, но сегодня, судя по просочившимся из Мариинки, хотя и не окончательно подтвержденным сведениям, Гергиеву все же удалось уговорить хореографа поставить два спектакля. В планах на будущий сезон значатся «Иван Грозный» на музыку Прокофьева и «Золотой век» Шостаковича, причем ненасытный маэстро собирается дирижировать обоими. Он же инициировал нынешнее приглашение Краснодарского балета. Таким образом, в конце лета Петербург ждет мини-фестиваль Григоровича: сначала мариинская «Легенда», затем кубанские «Спартак», «Щелкунчик», «Золотой век » и «Ромео и Джульетта».

Вместе с Григоровичем на берегах Невы появится еще одна экс-петербурженка – бывшая солистка Мариинского театра, ныне прима Краснодарского балета Анастасия Волочкова. У нее тоже юбилей – 10 лет творческой деятельности. В отличие от своего руководителя, скромно начинавшего балетмейстерскую карьеру в детской хореографической студии ДК им. Горького, она сразу стартовала по-премьерски. Еще будучи ученицей Академии русского балета, Волочкова исполнила самую почетную балеринскую партию – Одетту-Одиллию. Перебравшись в столицу, она по меньшей мере дважды в год посещала Петербург с творческими отчетами, но на родной сцене выступила лишь раз, осенью 2001 года, во время обменных гастролей Большого и Мариинки. Размах, с которым балерина отрекламировала свой визит, в БТ не простили. Невский проспект был увешан растяжками, извещавшими об участии Волочковой в «Лебедином озере», причем ее имя было выписано аршинными буквами, а упоминание о Большом театре – мелким шрифтом.

В этот раз ситуация несколько иная. На афишах в основном фигурирует другая краснодарская прима, Елена Князькова. Она будет солировать в восьми спектаклях из двенадцати. «Ромео», «Щелкунчик», «Золотой век» рассчитаны на нее, хрупкую балерину-инженю. В «Спартаке» обе танцовщицы, чье соперничество – один из любимых сюжетов кубанской прессы, выступят вместе. Князькова станцует Фригию, жертвенную возлюбленную Спартака, а Волочкова – наложницу Красса, коварную куртизанку Эгину. Кроме того, в спектакле появится мощный, фактурный и харизматичный Марк Перетокин, чей Красс недавно покорил британцев во время лондонских гастролей Большого театра.

«Упасть, чтобы подняться»

Звездное трио Волочкова-Князькова-Перетокин на днях исполнило «Спартака» в Краснодаре, причем Анастасия ВОЛОЧКОВА танцевала Эгину впервые. О том, какой она видит свою новую героиню, балерина рассказала «РК»:

– Это партия, которую надо делать очень серьезно. Она сложна технически – там два адажио, два монолога, несколько сцен – и очень насыщена эмоционально. Известная женщина, вознесенная на самый верх, в какой-то момент может потерять все – богатство, любимого, положение. И она собирает все свои силы, чтобы отвоевать Рим для Красса. Она идет на унижение, буквально валяется в ногах у плебеев, ее волокут по земле, к ней тянутся десятки грязных рук. Она идет на это сознательно! Вынужденно. Но она возвращает все свое. В этом есть потрясающая жестокость и потрясающая правда – она должна упасть, чтобы подняться. И она поднимается, и ее, куртизанку, несут на римских штандартах как триумфаторшу, и уже сам Красс склоняется перед ней, признавая и понимая ее жертвы.

– Значит, ваша Эгина прежде всего боец?

– Не только. Она специалист в области любви – это ясно. Она знает про любовь очень много, и когда выходит танцевать, то все вокруг, включая главного героя ее жизни, Красса, внимают ее жестам и позам как увлекательному рассказу и показу одновременно. Она словно лекцию читает, демонстрирует бесконечное количество чувственных приемов, находящихся вроде бы на грани крутой эротики, но всегда остающихся в рамках эстетики. Это, если хотите, римская «звезда». Понятие любви она довела до совершенства, и именно этим сильна.

– Помогает ли вам опыт предшественниц?

– Я его учитываю. У каждой большой танцовщицы обязательно был свой актерский подтекст. У первой Эгины, Нины Тимофеевой, говорят, преобладало интеллектуальное начало, она была равна Крассу в величии и решительности. У Светланы Адырхаевой главенствовало женское. Мария Былова и Нина Семизорова сочетали оба подхода. И это мне кажется наиболее правильным. Так или иначе, но Эгину не сделать, если не решить для себя эти важные внутренние составляющие.

– В свое время Эгина оказалась необычайно тяжела для Плисецкой, которая, на первый взгляд, была создана для этой роли. Злые языки утверждали, что она просто не вытянула эту партию. Не боитесь попасть в аналогичную ситуацию?

– Естественно, я волнуюсь, но не настолько, чтобы паниковать. Мне помогает то, что я ничего не выдумываю, просто танцую с собственным ощущением этой женщины. В ней много всего. Борется ли она за свою власть и нужен ли ей Красс лишь ради этого; борется ли она за Красса и только он ей интересен? Иными словами, она авантюристка, сообщница, любовница или, может быть, кровожадная тварь, любящая смотреть на бои гладиаторов? Все зависит от исполнительницы, поскольку только ей решать, в какую сторону развивать характер, какие чувства заострить, и соответственно, куда направить мысль зрителя.
Русский Курьер , 10.08.2004

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru