Лениградская Правда
16 APRIL 2024, TUESDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Как погибал рейс 612
24.08.2006 00:01
С небольшого пригорка место трагедии видно как на ладони: в овраге на выжженном участке разбросаны три двигателя, остатки хвоста и фрагменты обшивки. Все остальное сгорело.
 
Украинские спасатели, работавшие на месте трагедии, говорят, что опознать можно лишь несколько тел погибших и одного из членов экипажа самолета. Остальные люди превратились в пепел.
 
Одним из свидетелей падения Ту-154 был пасечник Геннадий Урасов. Лайнер рухнул всего в трехстах метрах от его пасеки.
 
- Здесь, возле поселка Сухая Балка, дожди бывают редко. Но во вторник была очень сильная гроза, я давно такой не помню. Неожиданно я услышал страшный гул. Поднял голову и обомлел: на меня падал самолет! Его крутило в воздухе, как жернова мельницы, но я не видел, чтобы он горел. Я бросился бежать куда глаза глядят, даже обувь потерял. Потом услышал хлопок и удар о землю. Аж оглох. Наши, кто видел, как самолет падал, сбежались к месту трагедии, чтобы попытаться кого-то спасти. Но даже близко к нему нельзя было подойти, так жарко горел...
 
По словам очевидцев, уже через 20 минут после падения Ту-154 на место приехал специалист Донецкого аэропорта, который сообщил спасателям точные координаты места трагедии. Позже приехали пожарные. Но вплотную подобраться к самолету они не смогли - начался сильный ливень, склон холма размыло, и тушить пожар пришлось, качая по рукаву воду из озера. Керосин из разбившегося самолета тушили 10 пожарных машин.
 
К 17 часам 23 августа из-под обломков удалось извлечь фрагменты тел 150 погибших. В черных полиэтиленовых мешках спасатели увозили их в Донецк. Там проведут опознание.
 
- Я восемь лет работаю в МЧС, но такого никогда не видел, - признался один из спасателей. - Дети и их матери буквально сплелись в одно целое. Тела жутко обгоревшие. На лицах - ужас... 
 
Эксперт по авиапроисшествиям Вячеслав Соломатин: Он слишком высоко поднялся

- Судя по имеющимся данным, которых, конечно же, пока недостаточно, вырисовывается одна главная версия. Когда пилот приблизился к грозовому фронту, он решил обходить его «высотой». То есть, грубо говоря, перелететь сверху. Набрал 11 700 метров, что для этого класса воздушных судов нормально. А дальше могло произойти что угодно. Вероятно, высота оказалась слишком большой для веса самолета. Возможно, борт вошел в более теплое воздушное течение (чем ниже температура - тем лучше для самолета), а под брюхом - гроза... Словом, скорее всего, произошло «сваливание в неуправляемое падение». В таких случаях борт обычно делает пару витков по спирали, а потом уходит в штопор.
ДРУГИЕ ВЕРСИИ
 
Угол атаки был крут
 
При переходе через грозовой фронт самолет взял слишком крутой угол атаки. В условиях сильной турбулентности это привело к сваливанию борта с последующим вхождением в штопор. На 3 тысячах метров у экипажа получилось выйти из штопора и принять горизонтальное положение, но вертикальная скорость падения самолета была столь высока, что он буквально плюхнулся плашмя на склон оврага.
 
Ту-154 падал вниз со скоростью около 300 км/час. У парашютиста до раскрытия купола скорость падения редко превышает 180 км/час. Шансов перевести машину в горизонтальный полет у экипажа не было.
 
Сваливание в штопор уже случалось с самолетами Ту-154. 7 декабря 1995 года под Хабаровском потерпел катастрофу борт 85164, летевший из Южно-Сахалинска. В Хабаровске самолет должен был сесть на дозаправку. Топливные баки самолета расположены в крыльях. По мере расходования топлива специальные насосы перекачивают горючее, чтобы центровка самолета не нарушилась. Экспертиза показала, что насосы оказались неисправны, и с полупустыми баками самолет завалился на борт с высоты 10 000 метров и вошел в штопор. Шансов спастись не было.
 
Нечто подобное вполне могло произойти с рейсом 612. В Санкт-Петербург самолет шел без дозаправки в Анапе. Значит, в баках, рассчитанных на 5 тысяч километров полета, оставалась ровно половина керосина. И если насосы для перекачки не работали, то в условиях турбулентности нарушение центровки могло сыграть роковую роль. 
 
ХРОНИКА Ту-154
 
В 15.05 самолет вылетел из Анапы. В 17.45 он должен был прилететь в «Пулково».
 
В 15.25 на высоте 11 700 метров подал три сигнала бедствия.
 
В 15.27 на высоте 3 тысяч метров подал еще один сигнал и пропал с экранов радара.
Почему пилот пошел на грозу?
 
Вчера поступило сообщение о том, что экипаж Ту-154 был несколько раз предупрежден о грозовом фронте на их маршруте. «Метеобюллетень о грозовом фронте был вручен под расписку командиру экипажа перед вылетом из Анапы. Перед тем как передать слежение за самолетом харьковским авиадиспетчерам, российские диспетчеры еще раз предупредили экипаж о грозе», - рассказал «Интерфаксу» директор филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения по России» Валерий ГОРБЕНКО.
 
Действительно, как нам сказали специалисты, все экипажи получают перед вылетом бюллетень с погодой по маршруту. Это рутинная процедура. На специальной полетной карте указывается все: фактическая погода, погода по прогнозам, возможные изменения...
 
А потом еще весь полет о погоде рассказывают на специальной радиоволне. Если пилота интересует что-то конкретное на определенном участке, ему расскажут хоть об атмосферном давлении и скорости ветра на любой высоте.
 
Словом, у экипажа есть время принимать нужные решения. Решение о том, как обходить грозу, принимает пилот и докладывает о нем диспетчеру. Диспетчер может оспорить это решение. По практике, пилот обязан ему подчиниться, хотя могут и поспорить, но только - обязательно прийти к какому-то общему решению.
Бушевало ли небо над Донецком?
 
В Московском метеобюро подтвердили: во вторник с 12 до 17 часов (по московскому времени) над большей частью Украины, в том числе и над Донецком, было очень много гроз. Напомним, что трагедия произошла около половины четвертого вечера по московскому времени.
 
На метеосайте http://www.meteocenter.net/ дана подробная информация о фактической погоде в Донецке во время катастрофы:
 
15.00 (по московскому времени) - слабая гроза с дождем, скорость ветра 1 м/сек., видимость 10 км. Облачность кучево-дождевая. По классификации метеорологов она обозначена цифрами 8/8: это значит, что небо затянуто облаками, в которых изредка видны просветы.
 
15.30: погода явно ухудшается. Гроза с дождем, видимость 2300 м, ветер 7 - 13 м/сек. Облачность кучево-дождевая, также 8/8.
 
16.00: слабая гроза с дождем, видимость 10 км, скорость ветра 4 м/сек., облачность кучево-дождевая, 10/10 - то есть небо целиком покрыто плотными облаками, без просветов.
 
Бывают ли грозы на такой высоте?
 
Обычно, когда смотришь из окна самолета, белые сугробы облаков видны далеко внизу. Лайнер проходит сквозь облачную пелену только на взлете и посадке. Но облака бывают разные. Опасность представляют так называемые кучево-дождевые облака вертикального развития. Они могут начинаться на высоте около 500 метров и тянуться вверх аж до высоты 14 км над землей!
 
Во всей этой толще может бушевать гроза. Как правило, сильнее всего она у нижней границы облаков. На высоте 11 км воздух разрежен и грозовые разряды слабее.
 
Кто предупреждает летчиков о непогоде?
 
Как рассказали специалисты, перед вылетом экипажу дается прогноз по всей трассе полета, вплоть до погоды в аэропорту приземления и на запасном аэродроме. Если на трассе есть грозовые фронты, летчикам выдают карту: где опасность. Авиаторы пользуются краткосрочными прогнозами погоды на ближайшие 3 часа. Полет от Анапы до Санкт-Петербурга длится примерно столько же. То есть перед вылетом экипажу уже должно было быть известно, что на пути - гроза!
Пилоты просили харьковских диспетчеров изменить курс
 
Это случилось на высоте 10 тысяч метров
 
Сигнал от экипажа Ту-154 харьковские диспетчеры «Украэроруха» (государственная диспетчерская служба. - Прим. ред.) получили, когда самолет летел на высоте десять тысяч метров над Донецкой областью. В это время самолет находился в зоне, которую обеспечивают харьковчане - они как раз должны были передать лайнер донецким коллегам. Пилоты обратились к украинским диспетчерам с просьбой разрешить изменение эшелона, то есть курса. Потом самолет исчез с экранов радара.
 
Другой источник утверждает, что харьковские диспетчеры получили сигнал SOS от экипажа, пилоты даже успели сообщить, что у них на борту пожар, после чего связь пропала.
КП , 24.08.2006



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru