Rambler's Top100
Лениградская Правда
22 SEPTEMBER 2020, TUESDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Глава МПС отстал от поезда
25.10.2001 00:01
Фирменный стиль Путина: удары по неугодным наносятся, когда президент в отъезде. Так произошло и на этот раз: стоило главе государства собраться в Китай, как «черную метку» принесли Николаю Аксененко. Министра путей сообщения вызвали в Генпрокуратуру и зачитали обвинение в злоупотреблении служебным положением на сумму в 70 миллионов рублей. Отставки главного железнодорожника ждали давно. Тем не менее однозначного ответа на вопрос, почему за Аксененко пришли именно сейчас, ни у кого нет. Уголовное дело на министра, как выяснилось, завели еще 9 октября по материалам проверки Счетной палатой, которая была закончена в июле. Впрочем, думские аудиторы проверяли МПС и при Ельцине и всегда что-нибудь скверное там находили. Но Николай Аксененко у Ельцина был любимчиком и потому совершенно неуязвимым. Ровно настолько же он стал уязвим, когда к власти пришел Владимир Путин. В Белом доме Аксененко оставался одним из последних представителей старой команды. Известно, что основа могущества стоящего на вершине российской власти человека, то есть президента, строится на государственных монополиях: Государственный таможенный комитет, «Росвооружение» (нынче «Рособоронэкспорт»), «Газпром», МПС, «Транснефть» и в значительно меньшей степени РАО «ЕЭС» с его беспредельно изношенными мощностями. Долгое время Путин выжидал, никого не трогая. Потом процесс пошел. Первым Путин ликвидировал «Росвооружение», а в новое ведомство «Рособоронэкспорт» сел президентский человек, Андрей Бельянинов. Следующим был «Газпром», где Рема Вяхирева после недолгой борьбы заменили на питерца Алексея Миллера. Еще раньше Семена Вайнштока посадили на «Транснефть», сняв оттуда креатуру Кириенко Дмитрия Савельева. Нельзя не заметить аналогий между судьбами Николая Аксененко и Рема Вяхирева, который так же, как и Аксененко, любил тратить деньги на строительство пятизвездочных отелей в районе Сочи, никогда не жалел средств на политические игры власти - давал и на НТВ, и на выборы, - на что попросят из Кремля, на то и давал. Но когда пришло время ставить своего питерца в «Газпром», на Вяхирева посыпались обвинения в нецелевом использовании средств, и НТВ мгновенно обернулось его Голгофой. Аксененко тоже был щедр с властью. На «Единство» денег давал. На «Идущих вместе» - давал. Он был щедрый, но все равно не свой. Все знали, что он остался от прежней «семьи», от Романа Абрамовича, от Березовского... О его «шалостях» с финансами было известно уже давно. Врагов у Николая Емельяновича в сфере бизнеса и в сфере власти было много. Игра Аксененко со льготными тарифами для «своих» транспортных компаний, возглавляемых сыном, племянником и другими близкими родственниками, становилась достоянием гласности раньше, чем Счетная палата завершала очередную проверку МПС. Об этом заботились многочисленные недовольные экспедиторские фирмы, которые не вошли в число «своих» у министра. С другой стороны, у Аксененко всегда находилось оправдание политики предоставления льгот: дескать, если фирмам, которые выполняют государственной важности заказы, не давать льготного режима, то госзаказы никогда в срок не будут выполнены. Известно было, что Николай Емельянович насоздавал большое число фирм-посредников, которые забирали по дешевке уголь у шахтеров в виде взаимозачетов за транспортировку, а потом, естественно, продавали этот уголь по цене чуть ниже рыночной, но выше, чем купили. Прибыль, как говорится, оседала где надо. Но Генпрокуратура молчала. Видимо, не было сигнала из Кремля. Почему он прозвучал именно сейчас? Неужели последняя проверка Счетной палаты, которая была инициирована непосредственно Владимиром Путиным, накопала что-то такое, чего не удавалось раньше? Вряд ли. Николаю Емельяновичу вменяют злоупотребление бюджетными средствами, выделенными на «северный завоз» в 1997 году, покупку квартир людям, которые не работают в МПС, недоплату министерством налогов за 2000 год. Однако слухи об отставке Аксененко появились задолго до этой проверки, они исходили из административной логики сложившейся в России системы власти: беспризорных денег не должно быть, финансовые потоки государственных РАО должны служить главному человеку в государстве, а не второстепенным людям. Момент для атаки на Аксененко был выбран самый удачный: непосредственно перед стартом реформы его ведомства. Что такое реформа супермонополии, в которой все давно распределено? Это глобальный передел собственности. Аксененко задумал такую реформу МПС, чтобы самому занять пост главы РАО «Российские железные дороги», главного ведомства, которое сосредоточит основные объекты собственности МПС. В тот момент, когда реформа была обнародована, накаты на Аксененко в прессе усилились. Заинтересованные бизнес-сообщества посчитали, что министр совсем не хочет делиться. Бизнес пошел в наступление на Аксененко, понимая, что другого удобного случая может не быть. Если Аксененко сядет на запланированное место, его уже не сдвинешь. В этот момент Счетная палата и занесла свой топор. Причем Сергей Степашин лично ходил докладывать Владимиру Путину о результатах этой последней проверки и передал ему некую записку, в которой изложил все, что он думает о деятельности Аксененко на посту министра. Сегодня интересы большого бизнеса и Счетной палаты совпали с чаяниями президента. В судьбе Аксененко все на этот раз сошлось. Нынче он уже не избежит отставки, он попросит ее как блага в обмен на личную свободу. Чтобы ни у кого не было сомнений в серьезности намерений Генпрокуратуры, одновременно сообщалось, что бывший политический шеф Аксененко - Борис Березовский объявлен в розыск. Уход Аксененко с министерского поста сразу освободит много интересных мест для больших чиновников, создаст возможность более свободного передела собственности в бизнесе, повернет финансовые потоки в нужное русло. Правда, трудно понять, выиграют ли интересы дела, то есть развитие железнодорожной сети Российской Федерации. Суть в том, что, несмотря на индивидуальные особенности Николая Аксененко, министром он был очень сильным. Всюду можно было натолкнуться на его проекты, которые не всегда имели отношения к МПС. Он наравне с Чубайсом решил вложить деньги в строительство ГЭС на реке Бурея, чтобы ликвидировать дефицит электроэнергии для Приморья и Хабаровского края, а взамен потребовал залог акций будущей электростанции. Он рассчитал, что гигантский проект дотягивания Транссиба до Японии путем строительства моста от Сахалина до японских островов сделает бесценной эту железную дорогу для доставки грузов в Европу. Видимо, потому, что прямых поводов для отставки не было, власти и решили задействовать уголовно-процессуальный кодекс.
Общая газета , 25.10.2001

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Накануне на сайте сервиса "Платон" появилась позиция "легковой автомобиль." Пока "Платон" взымается только с водителей тяжелых грузовиков и как говорят автоперевозчики представляет собой, по сути, скрытый налог за пользование автодорогами. Эксперты считают, что появление нового раздела - не просто баг или ошибка разработчика. Код сайта системы недавно дописывался и обновлялся. Одним из пунктов техзадания разработчика было как раз создание нового раздела. По данным источника, изначально введение платы "Платона" для легкового транспорта обсуждалось к 2025 году, но сейчас дедлайн вроде сдвинули ближе. «Расширять систему видимо будут поэтапно, от региона к региону. Сначала "тестирование" для легковых автомобилей лишь на некоторых дорогах, потом тестирование повсеместной платы в отдельных регонах. К 2025 году Платон покроет всю страну».
Логин
Пароль

Архив Ленправды
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2020, Ленправда
info@lenpravda.ru