Rambler's Top100
Лениградская Правда
7 DECEMBER 2019, SATURDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Тамбовский фантом
14.11.2001 00:01
Недавно в Петербурге начался судебный процесс против известного предпринимателя, депутата Законодательного собрания города Сергея Шевченко. Его обвиняют в вымогательстве крупной суммы. Это событие заставило в очередной раз вспомнить о "тамбовской" преступной группировке. Братья Шевченко, как утверждает молва и многочисленные публикации в прессе, имели прямое к ней отношение, едва ли не стояли у истоков. Что сейчас происходит со знаменитыми "тамбовцами", существуют ли они вообще? Или это миф, сказка, которой бандиты пугали своих детей: "Не будешь слушаться папу - отдам тебя "тамбовцам"?

В Питер едет Тамбов

В том, что группировка существовала, теперь уже сомневаться не приходится. Появилась она в Питере 10-12 лет назад. Начинала с рэкета и вымогательства, сферой деятельности считались гостиница "Москва", международный аэропорт Пулково-2, некоторые рынки. "Тамбовцам" приписывалась четкая организация, богатая экипировка (иномарки, радиотелефоны, средства наблюдения и прослушивания).

Время от времени в средствах массовой информации и в милицейских сводках появлялись отдельные эпизоды, связанные с группировкой. В 1991 году оперативники задержали автомобиль, в котором нашли пистолет, гранату, топор и нож. В машине находился Михаил Глущенко (Хохол), по слухам, один из лидеров "тамбовцев". Через полгода он вышел из "Крестов". В 1994 году был тяжело ранен Кум - традиционно считающийся лидером группировки Владимир Кумарин. После обстрела "Мерседеса" ему ампутировали правую руку. В том же году в Будапеште нашли труп Анджея - Андрея Сергеева. Потом погибли еще несколько человек. И пошло-поехало. Едва ли не о каждом убитом или задержанном в Питере СМИ важно сообщали: "имеются данные о принадлежности к "тамбовскому" преступному сообществу":

Тогда еще слухов об их проникновении во власть или в бизнес не было. Они появились в 1995 году, когда задержанный в очередной раз Глущенко показал оперативникам удостоверение помощника депутата Государственной думы, а через полгода сам стал депутатом по списку ЛДПР. "Тамбовцы" одними из первых стали развивать легальный бизнес, внимание уделялось банковскому делу, строительству, энергоносителям. Многие лидеры стали владельцами фирм, влиятельными фигурами в мире бизнеса. Сообщество разрослось численно и укрепилось финансовой инфраструктурой. Во второй половине 90-х "тамбовцев" можно было сравнить с холдингом, который имеет самостоятельные подразделения, специализирующиеся на разных видах деятельности.

Кому "Кум", кому "господин Барсуков", а кому и "папа"

Кстати, почему "тамбовцы"? Тот, кого называли лидером сообщества, Владимир Кумарин, - уроженец Тамбовской области, приехавший когда-то в Ленинград с трудовой книжкой колхозника.

Сегодня Кумарин - легальный бизнесмен Владимир Барсуков, являвшийся вице-президентом Петербургской топливной компании, лидирующей на топливном рынке Северо-Запада. И дело не только в объемах, которые теоретически могли быть отвоеваны у конкурентов сомнительными методами. Но ПТК славится еще и качеством топлива, качеством обслуживания, тщательностью контроля. Один мой знакомый, работающий в компании, рассказал, что даже рядовые работники за глаза величают Кумарина-Барсукова не иначе как "папой".

ПТК контролирует большую часть топливного рынка Петербурга, а также владеет предприятиями в смежных отраслях. Сегодня компании принадлежат множество бензозаправочных станций, крупнейшие нефтебазы в Северо-Западном регионе. Практически полный контроль рынка бензина и дизельного топлива позволяет ПТК диктовать свои условия. Предполагается, что так называемый бензиновый кризис в мае 1999 года, когда цены на горючее в считанные дни подскочили в несколько раз, стал следствием сговора операторов рынка, во главе которого стояла Петербургская топливная компания.

Казалось бы, Кумарину впору в петлю лезть от такой "славы" и от всевозможных слухов и домыслов. Но он как раз и не старается делать вид, будто ничего нет и никогда не было. И говорит достаточно откровенно: "Да этого уже давным-давно в помине нет, всех этих "тамбовских", "казанских" - как это было в начале 90-х. Сейчас вся так называемая организованная преступность ушла в крупный бизнес, в финансовые группы".

Не первый, но громче всех войну сообществу объявил бывший начальник ГУВД Анатолий Пониделко. Причем он обещал обнародовать даже список членов этой группировки, якобы расположившихся в кабинетах Смольного, их лоббистов в других структурах власти. Но дальше обещаний дело не пошло.

А когда Пониделко в интервью назвал Кумарина лидером "тамбовцев", тот сразу же подал на него в суд. Генерал оказался в весьма неприятном положении - он не являлся на судебные заседания, потом винил журналистов, мол, ничего не говорил, все они придумали.

...Только значков не носят

Летом в Петербурге министр внутренних дел Борис Грызлов заявил: "Особое беспокойство вызывает деятельность "тамбовского" преступного сообщества, которое держит под контролем топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга. С такой ситуацией мириться нельзя". Тогда сотрудники правоохранительных органов и опытные криминологи просто развели руками и рассмеялись: где и кого искать, с кем конкретно бороться? Времена изменились, и что сейчас представляет собой "тамбовская" преступная группировка, не берутся сказать даже они.

Здесь есть два мифа. Согласно первому, "тамбовцы" всесильны, они проникли уже во все структуры власти и бизнеса на Северо-Западе и метят чуть ли не в Кремль. Противоположное мнение - нет никакой "тамбовской" преступной группировки, это фантом, страшная сказка для взрослых.

- Кто такие сегодня "тамбовцы"? - с этим вопросом я обратился к криминологам из Центра девиантологии Социологического института РАН.

- Что-то вроде сообщества выпускников Йельского университета, - отвечали мне, - только значков не носят. А если серьезно, Кумарин скорее всего прав, когда говорит, что взносов они не платят, производственных совещаний не проводят... По всем признакам, сейчас и в самом деле говорить о "тамбовцах", "казанцах" и так далее можно только в прошедшем времени. Если и есть какое-то сообщество "старых друзей", чем бы они в прошлом ни занимались, то преступным его называть следовало бы только доказательно. А что касается заявлений Грызлова: Еще когда Пониделко объявил войну "тамбовцам", это было смешно, потому что - поздно. Но и не смешно, потому что если объявляется война одному сообществу, то это непременно на руку какому-то другому, и вовсе не обязательно, что те, другие, лучше прежних.

P.S. Крупнейшие организованные преступные группировки Петербурга (по слухам и сообщениям прессы):

Малышевская. Названа по имени лидера, Александра Малышева (Малыша). Считалась самой многочисленной и организованной в городе. Имела связи в среднем звене управления городом. Контролировала Невский проспект, гостиницы "Октябрьская", "Охтинская", "Прибалтийская", ряд ресторанов и рынков. Сфера интересов - банки, торговля антиквариатом, игорный бизнес.

Группировка "Кости-Могилы". Возникла в Петербурге в начале 90-х. Лидер группировки Константин Яковлев считался "резидентом" московского преступного мира. Контролировала импорт алкоголя и продуктов питания. Ушла в легальный бизнес.

Казанская. Сформировалась из молодежных банд городов Татарстана. Контролировала автомобильный рынок, коммерческие структуры (акционерные общества, совместные предприятия), малые предприятия и финансовые учреждения города (банки, обменные пункты), бизнес от проституции.

Чеченская. Появилась в городе в начале 80-х. Пыталась взять под контроль все сферы бизнеса. Считалась самой мобильной в городе. Контролировала предприятия общепита, ряд гостиниц и пансионатов, автотранспорт.

Азербайджанская. Другое название - "черные". Являлась многочисленной и хорошо вооруженной. Контролировала почти все городские рынки (организовывала на них продажу наркотиков), гостиницы "Россия", "Советская"; рестораны.

Комаровская. Лидер - Юрий Комаров (Комар). Контролировала автотрассу Санкт-Петербург - Выборг, всю дорожную инфраструктуру (рестораны, кафе, гостиницы, ремонтные мастерские), процесс перевозок.

АиФ , 14.11.2001

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2019, Ленправда
info@lenpravda.ru