Лениградская Правда
28 MAY 2024, TUESDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
"Славнефть" метит на трон
17.12.2001 00:01
С учетом этой сделки и программой строительства автозаправочных станций компания "Славнефть" может занять в 2002 году около 50% петербургского розничного рынка нефтепродуктов.
Об этом сообщил Михаил Гуцериев, президент ОАО "НГК "Славнефть", во время своего визита в Петербург на прошлой неделе. Однако большинство петербургских журналистов восприняли данное заявление как оговорку и не обратили на это внимания. Причина - официальное объявление неделей ранее о подписании франчайзингового договора между "Славнефтью" и "Фаэтоном".

Тем не менее вице-губернатор Петербурга Юрий Антонов, с которым встречался Михаил Гуцериев, подтвердил "ДП" информацию о ближайших планах "Славнефти". "Президент
"Славнефти" вполне определенно сказал мне о своем желании приобрести весь топливный бизнес "Фаэтона", -- говорит Юрий Антонов. - По их договоренности "Фаэтон" какое-то время будет эксплуатировать продаваемую сеть автозаправочных станций на правах управляющей компании".

Предполагается, что в собственность "Славнефти" перейдут 35 АЗС и 16 бензовозов "Фаэтона".

ВИНКи идут!

"Петербург продолжает оставаться лакомым куском для вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), -- говорит Светлана Снигирь, генеральный директор коммерческой информационной службы "Купол". -- Во-первых, это второй по величине рынок в стране. Во-вторых, город интересен нефтяникам как экспортное окно. Поэтому они и пытаются активно закрепиться на Неве. Так или иначе, захват нефтяными компаниями городского рынка произойдет, поэтому на пике их интереса топливные операторы могут выгодно продать бизнес. Я предполагаю, что решение о продаже топливного бизнеса руководство "Фаэтона" приняло в связи с диверсификацией бизнеса холдинга".

В конце этого года было объявлено о том, что "Фаэтон" в составе консорциума стал победителем в тендере на право реставрации Константиновского дворца, проекте государственного значения. Также стало известно, что "Фаэтон" намерен стать управляющей компанией ОАО "Планета" (Новгород) и ОАО "Уссольесимбурский химфармкомбинат" (Иркутск). Оба предприятия находятся в тяжелом экономическом положении. "Планета" специализируется на выпуске комплектующих для электронной техники, Уссольесимбурский химфармкомбинат до недавних пор был одним из крупнейших в РФ производителей лекарственных субстанций, а сейчас находится в процессе банкротства.

К тому же 2 года назад "Фаэтон" приобрел у ОАО "Петродворцовый часовой завод" производство "Медтехника", занимающееся выпуском тонометров. Также в структуре холдинга есть подразделение, занимающееся добычей торфа, и большое автотранспортное предприятие.

Большая политика

Топ-менеджмент информацию о сделке комментирует обтекаемо. "Мы с господином Гуцериевым обсуждали много проектов, в том числе и эту тему, -- говорит Владимир Хильченко, президент холдинга "Фаэтон". -- Пока мы договорились о стратегическом партнерстве и подписали франчайзинговый договор. Для того чтобы оформить сделку купли-продажи, нужно провести очень много юридической работы. Но этот процесс не завершен, и если завтра нам предложат более высокую цену, то я не смогу отказать. Эти заявления господина Гуцериева можно расценить как политические, и в принципе они нам на руку". Не исключено, что Владимир Хильченко намекает на желание непетербургского руководства практически государственной (см. справку) "Славнефти" понравиться нынешнему Президенту РФ.

По оценке специалистов топливного рынка, чистые продаваемые активы "Фаэтона" могут стоить около $20 млн, с учетом существующей работоспособной команды, выстроенной системы управления, прибыли будущих лет цена может вырасти до $30 млн.

Владимир Хильченко не скрывает, что аналогичные переговоры велись и с крупнейшей российской нефтяной компанией "ЛУКОЙЛ". Но стороны не нашли общего языка.

Один из топ-менеджеров "ЛУКОЙЛа" неавторизованно сообщил: "Славнефть" предложила "Фаэтону" в 2 раза больше, чем мы. "ЛУКОЙЛ" не собирается так переплачивать".

Руководство "ЛУКОЙЛа" начиная с 1999 года активно вело переговоры с крупнейшими городскими нефтетрейдерами -- "Фаэтон", БФПГ, Петербургская топливная компания -- о стратегическом партнерстве. Но дальше этого дело не пошло. Топ-менеджмент НК планировал к концу 1999 года перевести под цвета компании треть городского рынка АЗС (100 станций).

Конкуренты в напряжении

Приход "Славнефти" в Петербург уже вызвал недовольство конкурирующих компаний. Недавнее заявление Андрея Шторха, вице-президента ОАО НГК "Славнефть", о том, что компания готова продавать бензин через свою розничную сеть на 50-70 копеек за литр ниже, чем другие петербургские трейдеры, вызвало оживленный резонанс в среде последних. По словам Олега Ашихмина, исполнительного директора ЗАО "Восход" и председателя некоммерческого партнерства "Нефтяной клуб Петербурга", это может привести к негативным последствиям. "Понижение "Славнефтью" цен на топливо вызовет ответную реакцию петербургских компаний: они будут вынуждены также снижать цены на топливо, -- говорит он. -- Петербургские трейдеры в настоящее время работают практически на границе рентабельности, и снижение прибыли практически сведет на нет их инвестиции в развитие".

Председатель "Нефтяного клуба" обратился за помощью в Российский топливный союз (РТС), в рядах которого клуб состоит. Олег Ашихмин намерен инициировать встречу с Михаилом Гуцериевым, на которой члены РТС планируют обсудить возникшую проблему.
Как говорит Олег Ашихмин, к тактике снижения цен на топливо "Славнефть" уже прибегала 1,5 года назад в Ярославле, где расположен ее НПЗ.

Тогда все альтернативные топливные операторы Ярославля получали нефтепродукты с местного НПЗ по более высоким ценам, в отличие от собственных АЗС "Славнефти" или ее партнеров. Это привело к тому, что АЗС альтернативных трейдеров практически "высохли".

По словам Светланы Снигирь, генерального директора КИС "Купол", на прошлой неделе в Петербурге франчайзи "Славнефти" торговали дизельным топливом по цене на 20-27 копеек ниже, чем средняя цена по городу, бензин марки Аи-92 торговался на 40-45 копеек за литр дешевле, чем средняя цена по городу. В КИС "Купол" отмечают, что АЗС "Славнефти" в Петербурге лидируют по показателю удельной прокачиваемости АЗС. Светлана Снигирь прогнозирует, что в 2002 году "Славнефть" с учетом приобретения АЗС "Фаэтона" (13,3% рынка) и выполнения программы строительства АЗС (восемь станций) может претендовать на 50% розничного рынка Петербурга.

Через тернии к рынку

Освоение топливного рынка Северо-Запада для "Славнефти" с самого начала идет не гладко. Осенью 2000 года в отношении двух подставных компаний, которым принадлежали нефтепродукты, продававшиеся на заправочных станциях, арендованных ООО "Линос" (франчайзинговый партнер "Славнефти" в Петербурге, первым согласившийся на сотрудничество), возбуждено уголовное дело по ст. 199 ч. 2 УК РФ (уклонение от уплаты налогов с организаций в особо крупных размерах). При этом налоговики изъяли документы финансово-хозяйственной деятельности ряда компаний, включая "Линос". Несмотря на то что долг относился к IV кварталу 1999 года, возбуждение дела по странному стечению обстоятельств совпало с официальным визитом президента "Славнефти" Михаила Гуцериева в Петербург для подписания договора о сотрудничестве с администрацией города в октябре 2000 года. В августе текущего года "Славнефть" постигла еще одна неприятность. Тогда через сеть АЗС ООО "Линос" был реализован некачественный бензин Аи-92. В ходе проверки, проводившейся при содействии правоохранительных органов, установлено, что вредные химикаты попали в отправленную из Ярославля цистерну с бензином на одном из железнодорожных перегонов в Ленобласти.

Руководство "Славнефти" в этом ЧП увидело факт недобросовестной конкуренции. По словам Андрея Шторха, в настоящее время трое подозреваемых по делу отпущены, и оно перешло в разряд так называемых "висяков".

В ноябре этого года на АЗС "Славнефти" было обнаружено мощное взрывное устройство, эквивалентное 800 г тротила. Также в этом месяце, через день после появления в СМИ информации о стратегическом партнерстве между "Славнефтью" и "Фаэтоном", в офисы последнего нагрянула налоговая полиция. Руководство "Славнефти" в очередной раз было вынуждено выступить с заявлением о недобросовестных происках конкурентов.

Справка

Владельцами холдинга "Фаэтон" в соотношении 50% на 50% являются Владимир Хильченко и Сергей Снопок, президент и вице-президент холдинга соответственно. Основными акционерами ОАО "НГК "Славнефть" являются союзные государства -- Россия и Белоруссия. Госкомимуществу Российской Федерации принадлежит 55,27% акций "Славнефти", Российский фонд федерального имущества (РФФИ) владеет 19,68%, Мингосимущества Республики Беларусь -- 10,8%. Компания реализует топливо через сеть из 480 АЗС на территории России и Белоруссии, из них 100 -- на Северо-Западе РФ.
Деловой Петербург , 17.12.2001

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04 05
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru