Rambler's Top100
Лениградская Правда
1 DECEMBER 2021, WEDNESDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Щедрый дар
3.12.2002 00:01
Фестиваль под названием "Родион Щедрин. Автопортрет", который проводится в Москве и Петербурге в преддверии 70-летия композитора, стартовал внушительным гала в Большом театре. Емкая программа продемонстрировала разнообразие жанров в творчестве Щедрина, особое предпочтение все же отдав балетному. На знаменитой сцене в этот вечер царили два кумира из разных эпох - Майя Плисецкая и Анастасия Волочкова.

Что бы ни говорил Родион Щедрин о тех преградах, которые чинила ему советская цензура, и о том прессинге, что устраивал потом авангардистский Запад, более благополучной творческой судьбы среди отечественных композиторов все равно не найти. Официально признанный в доперестроечном отечестве, он вполне успешно функционирует теперь за его пределами. Его музыка, в которой раз и навсегда найден естественный баланс между доступностью и свежестью, любит большие залы и известных исполнителей. В ней неизменно присутствуют два специфически щедринских качества - остроумие и театральность. Поэтому, думаю, составлять программу юбилейного концерта Щедрина - на редкость благодарное занятие: все сочинения одно другого эффектней.

Другое дело этот концерт проводить. В день гала выяснилось, что у самой важной звезды - скрипача Максима Венгерова - заболела мама и он не приедет. Скрипичную "Эхо-сонату" поэтому спешно заменили "Казнью Пугачева" в исполнении хора Бориса Тевлина, который много лет назад сделал весьма активную театрализованную версию этой хоровой поэмы: с шатанием хора из стороны в сторону, взволнованной суетней на сцене и солистом-Пугачевым, троекратно осеняющим себя крестом. Так что потеря Венгерова прошла незамеченной. Еще пара козырей первого отделения: "Озорные частушки" в исполнении оркестра имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева и финал Четвертого фортепианного концерта с вызывающе-артистичным Олли Мустоненом за роялем. Несколько выбивалась из игривого щедринского стиля солистка Большого театра Ирина Долженко, которая исполнила песню Варвары из оперы "Не только любовь" с тяжелой вердиевской страстью.

В целом, все шло своим юбилейным чередом до тех пор, пока ближе к антракту зал не погрузился на несколько мгновений в полную тьму. Когда свет включили, на авансцене обнаружилась хрупкая фигурка в черном, стоящая спиной к залу. Зал понимающе загремел овациями, о которых, увы, сложно мечтать даже самому преуспевающему композитору на свете. Фигурка, выдержав долгую паузу, медленно раскрыла пару огромных вееров, и арфа заиграла первые такты "Аве Марии" Баха--Гуно - единственной музыки, не принадлежавшей на этом вечере Щедрину. Это был танец Майи Плисецкой, поставленный Бежаром специально для нее к минувшему семидесятипятилетию. Ну что тут можно сказать? Счастлива та женщина, которую тянет танцевать на семидесятилетии собственного мужа.

Второе отделение было отдано специально восстановленной к юбилею "Кармен-сюите". Пикантность ситуации состояла в том, что легендарную партию Плисецкой танцевала балетная поп-звезда Анастасия Волочкова, с которой, впрочем, ее предшественница предварительно поработала. Толку от этого вышло немного. Вместе со своим постоянным партнером Евгением Иванченко (Хозе) Волочкова составляла вполне фарсовую пару марионеток, напоминая своими движениями то утреннюю физзарядку, то бег трусцой, то тяжелую атлетику. Только с появлениями знойного киевского Тореро Дениса Матвиенко Волочкова приобретала хоть какую-то бычью пластику, и для того, чтобы все это понять, совершенно не надо быть балетным критиком. Впрочем, Волочкова тем и отличается от прочих своих коллег, что рассуждать о ней могут решительно все. Не так давно один обозреватель даже возвел ее в порнозвезды, с чем после просмотра ее "Кармен" очень сложно согласиться. Если это и порнография, то совсем уж без эротики. Щедрин, впрочем, сам пожелал видеть Волочкову в этой роли и после концерта признался, что ему она очень понравилось. Ну что тут можно сказать? Счастлив тот композитор, который может позволить себе в семьдесят лет такие желания.
Известия , 3.12.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2021, Ленправда
info@lenpravda.ru