Лениградская Правда
20 APRIL 2024, SATURDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Степашин хочет контролировать губернаторов
12.02.2002 00:01
Счетная палата, активность которой за последнее время заметно возросла, стремится к расширению зоны влияния. Ведомство Сергея Степашина хочет взять под свой контроль проведение финансовых проверок в регионах, подчинив себе контрольно-счетные палаты субъектов Федерации. Если такая система возникнет, это будет означать усиление контроля за финансовой деятельностью губернаторов, а также потерю контрольно-ревизионными управлениями (КРУ) Минфина фактической монополии на проверку региональных бюджетов. И губернаторы, и КРУ, разумеется, делают все возможное, чтобы помешать дальнейшему усилению влияния СП. От того, кто победит в этом конфликте интересов, зависит, насколько эффективно сможет государство контролировать расход бюджетных средств.

Напомним, что сейчас региональные органы внешнего финансового контроля - контрольно-счетные палаты (КСП) - действуют в 67 субъектах Федерации. Однако ни их функции, ни статус федеральное законодательство не определяет. Создание внешнего контрольного органа зависит от прихоти региональных властей, а их полномочия также вольно определяются законодательством субъектов РФ. Это создает дополнительные трудности при проведении независимых проверок в регионах, а руководители КСП часто жалуются на давление со стороны чиновников региональных администраций.

Статус региональных представительств КРУ Минфина и контрольных органов исполнительной власти в регионах куда выше. Они имеют полное право проверять, как исполняются бюджеты, на что идут деньги налогоплательщиков и целевым ли образом расходуется финансовая помощь Центра на выплату зарплат, пенсий и детских пособий. Эксперты между тем уверены в том, что механизм ведомственных самопроверок очень далек от совершенства.

Система, к созданию которой стремится ведомство Степашина при поддержке депутатов Государственной Думы, выглядит следующим образом. Региональные контрольно-счетные палаты подчиняются непосредственно Счетной палате России. Более того, согласно законопроекту, внесенному в нижнюю палату парламента депутатом Геннадием Семигиным, который получил одобрение ведомства Степашина, КСП становится обязательным для всех субъектов Федерации органом, который имеет право на осуществление финансовых проверок в регионах. Если предложенные Семигиным поправки в Бюджетный кодекс будут приняты, КСП станут создаваться не по доброй воле региональных властей, а в соответствии с жестким требованием федерального законодательства, которое закрепит за ними определенные полномочия и статус.

Правительство, однако, с изрядным упорством сопротивляется изменению системы финансового контроля в регионах. На проект депутата кабинет министров направил отрицательный отзыв, подписанный вице-премьером Виктором Христенко. Главный довод правительства - поправки в БК ущемляют самостоятельность регионов по регулированию контрольной деятельности. Такой аргумент противоречит не только сути бюджетного законодательства, провозглашающего единство бюджетной системы, но и общему вектору действий исполнительной власти, который как раз направлен на ограничение региональных полномочий. С чего бы вдруг правительство решило проявить невиданный либерализм, да еще в таком важнейшем вопросе, как контроль за расходованием бюджетных средств? Виной тому, считают аналитики, не столько сам документ, сколько то, что предложенные депутатом и поддержанные Счетной палатой поправки в Бюджетный кодекс стали еще одной вехой в жесткой борьбе между Минфином и ведомством Степашина за осуществление финансового контроля в стране.

По сути, депутаты и Счетная палата хотят создать постоянно действующую систему внешнего независимого финансового контроля, охватывающего все уровни бюджетной системы, таким образом подорвав позиции КРУ Минфина. А это явно не устраивает последний. Усиление Счетной палаты, которая в случае принятия предложенных депутатом изменений в БК приобретает мощную опору на местах, очевидно. Вторым, не менее сильным фактором, укрепляющим ведомство Степашина, должны стать поправки в Закон "О Счетной палате", предоставляющие президенту РФ право направлять запрос в СП, которые сегодня должен рассмотреть Совет Федерации. Таким образом, руководитель СП получает право непосредственно информировать президента о результатах всех своих проверок, выстраивая таким образом не только властную, но и информационную вертикаль.

Судьба депутатских законодательных поправок будет нелегкой. И Минфин, и региональные начальники будут активно препятствовать прохождению законопроектов через парламент. Однако будет ли в России независимый финансовый контроль, призванный защитить бюджет страны от недобросовестных чиновников, зависит главным образом от политической воли главы государства.
Независимая газета , 12.02.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru