Лениградская Правда
20 APRIL 2024, SATURDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Владимир Яковлев: На том стоять и будем!
12.02.2002 00:01
За окном питерского представительства "РГ" проступала бело-голубая громада Смольного собора.

Один из символов города на Неве без креста на главном куполе выглядел сиротливо: увы, минувшей осенью сильнейший ураган сорвал крест. Поэтому наш первый вопрос губернатору Санкт-Петербурга родился сам собой...

- Владимир Анатольевич, когда же наконец мы сможем увидеть Смольный собор во всей его красе?

- Честно говоря, крест-то мы могли бы водрузить на место уже давно. Но когда обследовали основания всех крестов, то поняли: они находятся в таком состоянии, что вполне могут последовать за главным. Так что было решено проводить серьезные работы. Проект фактически готов.

Рабочий день нашего собеседника начался рано. Накануне вечером он вернулся из Москвы, где проходило заседание Государственной комиссии по подготовке к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга и 1000-летия Казани. А с утра Владимир Анатольевич пришел в представительство "Российской газеты" на "Деловой завтрак", чтобы ответить на вопросы наших журналистов и горожан.

Но все же начали мы с того, что попросили губернатора Петербурга поделиться своими впечатлениями от прошедшего заседания.

- Важно то, что Президент страны Владимир Путин подчеркнул во время заседания: юбилей Северной столицы и Казани - это событие национального и даже международного масштаба. И все федеральные структуры должны всемерно поддерживать работу по подготовке городов-юбиляров к праздникам.

Почему я об этом говорю? Все дело в том, что празднование - это далеко не только те мероприятия, которые пройдут в Санкт-Петербурге с 24 мая по 1 июня 2003 года.

Кстати, я хочу, чтобы люди знали: на организацию самих празднеств мы не собираемся тратить ни копейки бюджетных средств. Все это будет делаться на спонсорские деньги.

Если бы речь шла просто о том, чтобы хорошо погулять, так... наверное, не надо было и трехсотлетия ждать. Мы хотим, чтобы юбилей запомнился петербуржцам не карнавалами и фейерверками, а тем, что им стало лучше жить. Для этого же надо заниматься в первую очередь не торжествами, а каждодневной работой по налаживанию городского хозяйства. Асфальтирование улиц, ремонт домов, приведение в порядок инженерных коммуникаций - вот это и значит для нас готовить город к торжествам. На это выделяются средства из городского бюджета. Скажу так: расходная часть бюджета - 57 млрд. руб., и 60 процентов ее тратится именно на то, что смело можно назвать работами по подготовке города к трехсотлетию.

Но есть целый ряд важнейших объектов, без которых говорить об удобстве жизни для горожан не приходится. И объекты эти являются федеральными стройками. Городскому бюджету в одиночку не потянуть восстановление метро, строительство кольцевой автодороги, комплекса защитных сооружений. А Владимир Владимирович вполне справедливо отметил: если 400 тысячам петербуржцев будет по-прежнему не добраться в центр города из-за разрыва ветки метрополитена, то никакого праздника для них не будет.

Так что слова Президента относительно того, что федеральные структуры должны оказывать нам всемерную поддержку, - это бальзам на душу.

А вообще за минувший год из федерального бюджета было выделено 350 млн. руб. на программу реставрации центра, 5 млрд. на КАД и 250 млн. руб. на метро. Есть еще объекты, такие, как Эрмитаж, Мариинский театр, которые финансируются напрямую. Часть денег тоже тратится на то, что можно назвать подготовкой к празднику. Кроме того, 44 млрд. рублей составили частные инвестиции российских компаний, 1,17 млрд. долларов - иностранные инвестиции.

- Министр финансов Алексей Кудрин в своих комментариях к итогам заседания Госкомиссии заявил, что на 2002 год Петербургу выделяется 11,7 млрд. руб. Только вот порядок выделения денег какой-то, мягко говоря, странный: "высвободившиеся средства с тех федеральных объектов, на которых в текущем году так и не начнутся работы". Что стоит изобразить начало работ? Не получится ли так, что Петербург не получит ни копейки?

- Хочу сразу внести ясность: Петербург и так не получает никаких денег. Все эти средства выделяются по линии Министерства финансов на проведение работ по федеральным же объектам. Возьмем, к примеру, кольцевую автодорогу. Генеральным заказчиком ее является Министерство транспорта, структура федеральная. Подрядчиков тоже выбирает оно. И деньги, выделяемые из федерального бюджета, идут целевым назначением на финансирование этой стройки. То же по дамбе. Город только выступает в роли своеобразного контролера этих потоков. Так что говорить "деньги выделены Петербургу" не корректно.

Что же касается самой суммы... Да, предполагается на выполнение работ по федеральным объектам направить 11,7 млрд. руб. Из них 5 млрд. должно пойти на КАД (и еще 4,5 млрд. дается в виде гарантий Европейского банка реконструкции и развития), 2 млрд. на реставрацию памятников архитектуры, остальное - на объекты Мнистерства связи (к примеру, уникальный Музей связи), науки, культуры и т.д.

На метрополитен нам обещали сначала 700 млн. руб., потом эта цифра снизилась до 500 млн. А включено сейчас только 250 млн. При том, что мы из городского бюджета планируем выделить на эти работы 1,4 млрд. руб. А ведь мы так и не получили итальянского кредита на 35 млн. долларов под проходческий щит. Однако щит этот работает, и к юбилею мы планируем движение на участке площадь Мужества - Лесная восстановить. Город со своей стороны денег не жалеет.

- То есть вы хотите сказать, что из федерального бюджета денег дают мало?

- Их всегда не хватает любому городу. Но мы ни на что не жалуемся (тем более что Президент отдал распоряжение Министерству финансов и Министерству экономического развития решить вопрос об изыскании дополнительных средств для финансирования работ по метро). Надо учиться рациональнее распределять то, что есть. И вполне справедливо, на мой взгляд, Президент поручил разобраться с тем, почему так выросла стоимость строительства кольцевой автодороги. Ведь в первоначальном варианте говорили о 20 млрд. руб., а теперь цифра выросла в три раза. Хотя материалы настолько не подорожали. Тут все надо хорошо считать.

- А вообще КАД к трехсотлетию успеют построить?

- Нет, сейчас об этом речь не идет. Восточное полукольцо будет готово хорошо если к 2005 году. Но к трехсотлетию должны сдать хотя бы часть участков, наиболее важных для разгрузки центра города от грузовиков. Например, надо доделать участок от Горской до проспекта Культуры. Как только трасса дотянется дотуда (а мы к этому времени сделаем все работы по подготовке городских улиц в этом районе к приему усиленного потока машин), часть вопросов будет решена.

- Как уже говорилось, на заседании комиссии Президент особенно подчеркнул значение для города транспортных вопросов. Дамба среди объектов разговора значилась?

- Отвечу вопросом на вопрос: вы когда-нибудь видели, чтобы у нас было наводнение в феврале? А это значит, что комплекс защиты города от наводнений надо достраивать обязательно. Иначе мы будем иметь большие проблемы. Президент это понимает. Как и то, что сдача в эксплуатацию дамбы позволит городу решить еще ряд проблем. Во-первых, замкнуть кольцо автодороги. Во-вторых, разгрузить Морской канал от мелких судов, направив их через другие судопропускные сооружения. А тем самым дать возможность развиваться портовым комплексам Невской губы. В 1996 году у нас перерабатывалось 11 млн. тонн, в 2001 - около сорока млн., а к 2010 году мы хотим увеличить объемы перевалки груза в Петербурге до 60 млн. тонн.

- Владимир Анатольевич, крупные стройки - это, конечно, здорово. Но вот тут у нас люди звонят по совершенно иному поводу, более мелкому, может быть, для города, но гораздо существеннее отражающемуся на их собственной жизни. Петр Грымзин, пенсионер из Красного Села, интересуется, как можно им добраться до своей районной администрации, если автобус из Красного в те края ходит всего 8 раз в день?

- Могу ответить только одно: мы начинаем заниматься восстановлением движения городского транспорта. В этом году планируем купить 300 автобусов. Это как минимум позволит заменить выбывающие по старости машины. Но коренным образом, конечно, проблему не решит.

Давайте считать: на дотации за бесплатный проезд льготников в городском транспорте город расходует в год около 1,5 млрд. руб. А ликинский автобус стоит примерно 2 млн. Если бы нам не приходилось тратить столько денег, то можно было бы купить 700 автобусов, а не триста. И тогда не было бы проблем.

По-моему, выход только один: решить вопрос с льготами. Если пенсионерам, военнослужащим и т.д. будут платить достаточно, чтобы они могли без ущерба для себя оплачивать проезд, то и муниципальный транспорт можно будет восстановить в полном объеме. Но пока, повторяю, мы делаем все, что можем.

- А вот пенсионер Маслов интересуется: как совместить слова Президента о том, что к юбилею люди должны почувствовать улучшение своего благосостояния с решением городских властей отменить бесплатный проезд пенсионеров на пригородных электричках летом?

- Мы исследовали вопрос: где, в каких еще субъектах Федерации такая льгота есть? Оказалось, только у нас. Бюджет, может быть, и готов был бы нести эти расходы. Но тогда хотелось бы точно знать, сколько пенсионеров в действительности ездят на электричках? И как часто? Вот для того, чтобы это понять, мы и вводим символическую в сущности плату - около пяти рублей за одну поездку.

- Транспорт - это только одна часть программы подготовки к трехсотлетию. Вторая, не менее (а может быть, и более) важная - реконструкция исторического центра города. На нее, помнится, был получен кредит Всемирного банка на сумму 31 млн. долларов. Как идет выполнение этой программы?

- Заем Всемирного банка - это только часть денег, потраченных на реконструкцию. Деньги эти позволили нам привлечь к участию в проектах, реализуемых при участии ВМБ (это дворы Капеллы, благоустройство Невского и т.д.), частные инвестиции. Накануне нового года кредитная линия была закрыта. Подводя итоги сотрудничества, представитель Всемирного банка в России господин Клиффорд выразил свое удовлетворение сотрудничеством с Санкт-Петербургом. И сказал, что накопленный здесь опыт пригодится ВМБ в других регионах России. Сейчас идут переговоры о новом займе на 150 млн. долларов.

- Вообще, мы так понимаем, в подготовке к трехсотлетию нам собираются помогать по всему миру?

- Первый комитет "Петербург-300" был образован в Нью-Йорке еще четыре года назад. Теперь подобные организации есть во многих странах мира. Вообще ЮНЕСКО рекомендовало всем входящим в него странам провести праздничные мероприятия, связанные с 300-летием Петербурга. А в СНГ принято решение объявить 2003 год годом Петербурга. И идея эта встретила огромную поддержку.

К примеру, в Финляндии рабочую группу по подготовке к трехсотлетию Петербурга возглавил премьер-министр Липпонен. Во Франции президент Ширак назначил генерального комиссара по вопросам участия Франции в праздновании 300-летия Санкт-Петербурга. Французы уже предлагают большую культурную программу: выставки, концерты, неделю кино. Причем фонд для финансирования этой программы создается в самой Франции.

- Собираются активно участвовать в празднованиях не только зарубежные государства, но и многие территории России.

- С Татарстаном, например, мы договорились объединить рабочие группы по подготовке к празднованию 300-летия Петербурга и 1000-летия Казани. Для страны нашей, государства многонационального, тысячелетие Казани - юбилей тоже очень важный. И вот мы договорились помогать друг другу. У нас в городе есть Казанский собор, Казанская площадь, Казанский мост. И Татарстан берется помочь в их реконструкции. Мы же в свою очередь будем помогать им подготовить к 1000-летию (оно будет в 2005 году) Ленинградскую улицу в Казани и другие объекты, связанные с именем нашего города.

- Это все, так сказать, привлеченные средства. А как обстоят дела с бюджетными? Президент, к примеру, говорил о разрушающихся зданиях, находящихся в руках федеральных ведомств.

- Возьмем здание Сената и Синода. В нем расположены государственный архив, федеральная служба. Посмотрите, в каком оно состоянии! Отреставрирован более или менее только фасад, на который дал деньги город. Дальше работа не идет. Мы и говорим: "Уважаемый председатель Госкомитета господин Козлов, приведите в порядок свое здание". И таких объектов немало. Их руководители начинают просить деньги у нас. Но теперь Президент четко объяснил им: свои объекты надо финансировать самим. И привести их в порядок к юбилею - задача соответствующих федеральных ведомств. Посмотрим, кто лучше подготовится - мы или они.

Могу сказать, что с Министерством культуры мы вопросы решаем достаточно хорошо. Недавно подписали с министром Швыдким соглашение. Они обязались направлять на реконструкцию зданий все деньги, которые получают от сдачи в аренду помещений. Так что у нас появилась уверенность, что здания, находящиеся в ведении этого министерства, будут приведены в порядок.

Активно идет сейчас работа по реконструкции Музея связи. Он тоже должен в 2003 году войти в строй. В этом нас заверил на заседании Госкомиссии министр связи.

- Вопрос о реконструкции Мариинского театра и о том, каким будет его новое здание, ныне широко обсуждается. Хотелось бы услышать ваше мнение по этому вопросу?

- Очевидно, что новое здание нужно. Строительство его реально может быть завершено в 2006 году, а реконструкция старого - в 2008-м. Об этом мы говорили на совещании с участием министра культуры России Михаила Швыдкого, председателя Госстроя России Анвара Шамузафарова, директора Мариинского театра Валерия Гергиева, а также руководителей городских комитетов по градостроительству и архитектуре и по охране исторических памятников. Достигнута принципиальная договоренность о выделении порядка 80 миллионов рублей из федерального бюджета на расселение жилого дома и школы, расположенных на противоположной стороне Крюкова канала. После освобождения этой площадки под застройку уже в 2003 году можно будет приступить к возведению здесь нового здания Мариинского театра. Естественно, что вопрос о том, каким ему быть, должен все же быть вынесен на всеобщее обсуждение, ибо наша задача как можно более бережно отнестись к историческому центру города.

- Многие сегодняшние смелые проекты реконструкции исторической части Петербурга, как показывают звонки наших читателей, очень беспокоят горожан. Например, только что был задан вопрос о целесообразности строительства канала вокруг здания Михайловского замка...

- Да, такой проект есть. И, думаю, канал этот, как и воссоздание засыпанного когда-то трехчастного моста, украсит будущую площадь, которую мы назовем именем основателя нашего города. Конечно, на проект этот мы будем изыскивать внебюджетные деньги.

- Программа праздничных мероприятий была уже утверждена, а вчера мы услышали из уст Президента о том, что 31 мая в Петербург приедут главы практически всех европейских государств. Не будут ли стеснены их визитом рядовые горожане?

- Ни в коем случае. В нашей праздничной программе этот день, 31 мая, изначально планировалось провести под девизом "Все флаги в гости к нам". Так и случится. Только вот теперь на более высоком уровне, что несомненно повысит в глазах мировой общественности авторитет Северной столицы России. Уверен, что передвижение по городу столь большого количества именитых гостей не доставит неудобств петербуржцам. Планируется, что главы европейских государств посетят Петергоф, Царское Село.

- Владимир Анатольевич, хотя тема нашего разговора посвящена подготовке Санкт-Петербурга к 300-летию, многие звонят сейчас с вопросами, которые могут показаться не столь уж значительными. Что поделать, петербуржцев волнует не только состояние дворцов, но и собственных дворов, домов, неудовлетворительная работа местных ЖКХ... Вот, например, один из читателей просит губернатора издать распоряжение, согласно которому взимались бы крупные штрафы с тех, кто мусорит на улице...

- Хороший вопрос, но, уверен, одними административными мерами тут ничего не сделаешь. Всем вместе нам нужно избавиться от многих застарелых болезней. Увы, у нас выросло целое поколение, для которого бросать, ломать, мусорить - норма. Смотрите, снег растаял, а под ним столько грязи, окурков, следов выгула собак. Но кто это все оставил на тротуаре? Сами горожане. Так, может, проще научиться не оставлять за собой всей этой грязи, а не требовать от губернатора грозных штрафов...

Посмотрите телерепортажи из-за рубежа: на какой-нибудь западный город обрушился снегопад, и люди тут же выходят сами на помощь, чистят снег у своих домов. У нас это разве возможно? Хочется верить, что мы все-таки сумеем вырастить поколение, для которого грязь на тротуаре будет недопустима.

Мы действительно должны привести в порядок не только наши общенациональные сокровищницы и знаменитые памятники архитектуры. Весь город к своему 300-летию должен преобразиться, стать лучше, краше и уютнее для жизни и отдыха. И делать все это нужно сообща, всем вместе.

- Тысячи москвичей в год 800-летия столицы были отмечены памятными медалями. А будет ли учреждена какая-либо государственная награда в честь 300-летия Санкт-Петербурга?

- Да, такая награда будет. Мы вышли с предложением об учреждении медали, посвященной 300-летию со дня основания Санкт-Петербурга. Президент мне подтвердил, что в ближайшее время рассмотрит этот вопрос. Уже разработан эскиз, все материалы переданы Президенту. На лицевой стороне медали - профиль Петра I, а на оборотной изображен герб нашего города. Этой государственной наградой будут отмечены, полагаю, сотни тысяч петербуржцев, внесших достойный вклад и приумноживших славу великого города России.

- Вы верите, что все намеченное к 300-летию города удастся завершить вовремя?

- Наивно предполагать, что к трехсотлетию все будет блестеть. За три - пять лет все проблемы не решишь. Ведь они копились в городе десятилетиями. 2003 год должен только стать своего рода трамплином. Согласитесь, что после празднования трехсотлетия жизнь не остановится. Хотелось бы только, чтобы она была лучше.
Российская газета , 12.02.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru