Лениградская Правда
20 APRIL 2024, SATURDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
В начале "славных" дел
28.02.2002 00:01
Перспективы питерского нефтерынка, в сете прихода в регион государственной нефтегазовой компании "Славнефть», анализируются вдоль и поперек. Противоречивые комментарии едины в одном: это - всерьез и надолго. Обсуждаются планы самой компании, перечни возможных партнеров, шансы конкурентов. Однако практически все обзоры делаются с позиций нефтебизнеса, и мало кто задумывается, чем обернется развертывание «Славнефти» для принимающей стороны - города Санкт-Петербурга.

Самый верный способ спрогнозировать будущее - присмотреться к недавнему прошлому. «Славнефть» появилась в Питере более пяти лет назад, - что называется, в прошлом веке. Иначе выглядел расклад на топливном рынке, другой была власть в городе и стране, другие люди руководили самой «Славнефтью». В то время компания никем не рассматривалась как серьезный фактор и сильный рыночный игрок.

«Славнефть» входила в город на плечах небольшой фирмы «Линос». Ежемесячно на ее АЗС поступало около 10 тысяч тонн бензина. В том же 1996 году «Славнефть» начала строить несколько собственных станций, но еще полгода назад ей принадлежала в Петербурге только одна автозаправка (впрочем, до последних месяцев такая картина была типична для федеральных НК).

Положение изменилось два года назад, когда пост президента ОАО НГК «Славнефть» занял Михаил Гуцериев. Возросший интерес компании к петербургскому рынку стал виден невооруженным глазом. Повысились объемы поставок, разрослась франчайзинговая сеть (франчайзинг позволяет обеспечить сбыт продукции по договорам между компаниями). Год назад партнеры «Славнефти» фирмы «Линос», «Баррель», «Прага», «Торговый дом Яппеля» - эксплуатировали уже 27 автозаправок. Но по мере нарастания активности вокруг «Славнефти» уплотнялся скандальный фон.

Основные проблемы и конфликты возникали у НГК с налоговыми органами. В замысловатых коммерческих схемах «Слав-нефти» типа договоров франчайзинга налоговики видели банальный уход от платежей. Первым проверили «Линос», с которым договор франчайзинга «Славнефть» заключила в мае 2000 года. Петербургское управление налоговой полиции крепко пошерстило документацию «Линоса» и выявило 9 миллионов рублей недоплаченного НДС. Руководители четырех коммерческих структур (помимо самого «Линоса», засветились также фирмы «КомИнтерн», «Рэндом» и «Нева-бензин») стали фигурантами уголовных дел, возбужденных УФСНП.

Руководители «Линоса» всячески открещивались от фирм-«подельников» - дескать, они арендовали заправки, они и должны отвечать за неуплату налогов. Точно по тому же принципу отводила стрелки «Славнефть»: все вопросы к франчайзерам, которые непосредственно продавали топливо. Метод, в общем, не оригинальный. Крупная структура искусственно гроздит малые предприятия, на каждом этапе занижая объемы реализации, прибыли и налоги. Однако получалось, что, хотя город на операциях «Славнефти» терял бюджетные доходы, виноватых в этом не было. По крайней мере, никто себя таковым не считал.

Три месяца назад в налоговом прицеле оказалась компания «Фаэтон». Эта структура - третий по величине нефтетрейдер Петербурга, не сравнимый по масштабу с прежними франчайзерами «Славнефти». Президент «Фаэтона» Владимир Хильченко, похоже, запланировал красивый уход с беспокойного топливного рынка и решил продать свой нефтебизнес компании Михаила Гуцериева. На этом фоне ординарная, в общем-то, налоговая проверка, которым нередко подвергаются различные структуры, получила шумное паблисити.

В ноябре президенты «Фаэтона» и «Славнефти» согласовали договор франчайзинга, очевидно нацеленный на скорое поглощение питерского нефтетрейдера федеральной НГК. По имеющейся информации, Гуцериев готов купить розничную сеть «Фаэтона». На эту цель предназначены средства «Славнефти», получаемые из бюджета в порядке государственного инвестирования.

Так выглядит взаимодействие «Славнефти» с петербургскими бизнес-структурами. Наработан и определенный опыт сотруд-ничества с Петербургом в лице городской администрации. Этот опыт не украшен криминальными скандалами и потому выглядит гораздо скучнее.

В октябре 2000 года администрация Петербурга договорилась со «Славнефтью» о ежемесячных поставках 20 - 30 тысяч тонн топлива. При этом Михаил Гуцериев пообещал солидные вложения в социально-культурную сферу и деловую инфраструктуру города (содержание спортивной команды, постройка аквапарка и бизнес-центра, реконструкция исторических особняков). И надо же было так случиться, чтобы практически сразу возникли претензии у теруправления Министерства по антимонопольной политике! На этом фоне соглашение Гуцериева со Смольным аннулировалось само собой.

Никакого другого вклада в развитие Петербурга «Славнефть» пока что не внесла. Компания ни разу не проявила интереса к муниципальным программам жизнеобеспечения. Даже ежегодные конкурсы на топливное снабжение бюджетных предприятий, к участию в которых стягиваются все сколько-нибудь значимые операторы, обходятся без «Славнефти».

Здесь, вероятно, надо отдать должное реализму г-на Гуцериева и его петербургских представителей. Возможно, компания просто не может гарантировать качественных поставок и не хочет нарываться на неизбежный скандал? Типа того, какой разразился в прошлом сентябре, когда пострадали сотни, а то и тысячи клиентов «Славнефти», а вину свалили на «конкурентов-диверсантов», кстати, не найденных по сей день.

Но несмотря на это, «Славнефть» плотно обустраивается в Петербурге. На льготных условиях компания получает полтора десятка земельных участков под строительство АЗС, планирует развернуть розничную сеть в 80 станций, готовится к покупке стратегически важного предприятия «Моторные масла - завод имени Шаумяна». В конце концов, можно рассуждать и так: кто старое помянет... Только старое ли?

Как это ни удивительно, операторы-франчайзеры по договорам не обязаны продавать продукцию «Славнефти». В результате поставщик, не отказываясь от прибыли, заранее уходит от ответственности за качество продаваемого бензина. Абсурд? Только на первый взгляд. На самом деле тут есть серьезный смысл. Чем хуже качество, тем больше оснований уклониться от акцизов. Ведь, к примеру, прямогонный бензин ими не облагается. По имеющимся, хотя официально не подтвержденным, сведениям, доходными операциями с низкокачественным топливом занят близкий северо-западный партнер «Славнефти».

Экономические шалости «Славнефти» уже были предметом рассмотрения Счетной палаты РФ. Проверялась «эффективность и целесообразность» использования федеральной собственности ОАО НГК «Славнефть». Несколько месяцев аудиторы тщательно изучали документы самой компании, ее автономных подразделений и дочерних структур.
Выводы СП сформулированы тяжеловесно, но достаточно внятно. Излишне широки полномочия президента компании в распоряжении государственными активами. Налицо факты произвольного распоряжения акционерными долями. Несоизмеримо низки в сравнении с доходами налоговые поступления в бюджет. Правительству РФ и представителям государства в совете директоров «Славнефти» рекомендовано принять меры к соблюдению компанией Налогового кодекса и увеличению поступлений в федеральный бюджет.

Собственно, Михаила Гуцериева можно понять. Зачем себя ограничивать? Жизнь учит другому. Коммерческий успех приносит не только качественная работа и законопослушание, но и хорошо отлаженное лоббирование. Надо заплатить тому, кому следует, и столько, сколько нельзя не принять. Во всем этом Михаил Сафарбекович, прошедший школу Госдумы, вероятно, даст фору даже коллегам по олигархии.
Новая газета-СПб , 28.02.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru