Rambler's Top100
Лениградская Правда
12 DECEMBER 2019, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Обыкновенная афера
1.03.2002 00:01
Российское правительство всерьез озаботилось проблемой невозврата 300 млн. долл., которые ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" должно было вернуть в бюджет государства после продажи Китаю двух эскадренных миноносцев проекта 956. В Санкт-Петербург прибыла группа инспекторов Счетной палаты Российской Федерации, которая начала на предприятии соответствующую проверку. Таким образом, в конце марта, когда отчет о результатах контрольного мероприятия будет вынесен на рассмотрение коллегии Счетной палаты, может быть поставлена точка в одной из крупнейших афер, произошедших в истории отечественного судостроения.

Началась эта темная история в 1992 году, когда на еще государственном судостроительном заводе "Северная верфь" был размещен заказ на эскадренные миноносцы для российского флота. Финансирование строительства полностью осуществлялось за счет средств госбюджета. Представители государства тогда еще не предполагали, с каким количеством махинаций им придется столкнуться на "Северной верфи". Вниманию читателей предлагается схема, по которой и сам судостроительный завод, и принадлежавшие Министерству обороны эсминцы стали собственностью кучки авантюристов.

Начало афере положила приватизация "Северной верфи", проведенная с многочисленными нарушениями законодательства. Так, вместо предписанной Госкомимуществом реорганизации в холдинг и последующей приватизацией на судостроительном заводе была реализована незаконная схема по уводу основного имущества. В результате все фонды государственного предприятия "Северная верфь" достались предприятию-двойнику со схожим названием АО "Судостроительный завод "Северная верфь". Учредителями последнего выступили 19 физических лиц, не имевших к заводу практически никакого отношения. Вместе с остальным имуществом собственностью незаконных приватизаторов на опять же совершенно незаконных условиях стали и два недостроенных эсминца, находившихся на балансе Министерства обороны.

В 1997 году ФГУП "Росвооружение" заключает контракт с Китайской Народной Республикой на поставку двух эскадренных миноносцев, застрявших в цехах "Северной верфи". Этому предшествовало распоряжение 1054 рс правительства РФ от 24 июля 1997 года. Документ преследовал три основные цели: погашение затрат федерального бюджета на строительство двух эсминцев, определение доли прибыли, получаемой государством от выполнения этого экспортного контракта, и, наконец, использование полученных денежных средств для нужд Минобороны. Распоряжение предписывало оставить недостроенные эсминцы на балансе министерства и заключить договор на их достройку по фиксированной цене с ОАО "Северная верфь". Другими словами, собственник кораблей - военное ведомство - выбрал этот завод в качестве обычного подрядчика. А поскольку эсминцы более чем наполовину были построены на государственные деньги, распоряжение указывало на необходимость определения размера средств, затраченных на их строительство из федерального бюджета.

Особое внимание в распоряжении правительства было уделено порядку распределения прибыли. Специальный пункт этого документа гласит, что чистая прибыль, полученная после продажи эсминцев Китаю, должна быть перечислена Министерству обороны. Именно из этих средств последнее планировало оплатить работы "Северной верфи" по достройке кораблей. Каково же было удивление инспекторов Минфина и Минобороны, когда они узнали, что в ходе приватизации недостроенные корабли были проданы по договору купли-продажи от 10.07.97, то есть за 14 дней до выхода распоряжения правительства, всего за 540 тыс. долл.! При этом продавец - АООТ "Северная верфь" - реализовал эскадренные миноносцы не кому-нибудь, а своему двойнику - ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь", не являющемуся, как было сказано выше, правопреемником бывшего госпредприятия. Таким образом, военные корабли, построенные на деньги государства, за бесценок попали в частные руки.

Дальше махинаторы, уведшие у государства одну из крупнейших верфей, действуют еще более нагло и вызывающе. Они полностью игнорируют распоряжение 1054 правительства и заключают договор с "Росвооружением", только не на достройку, а на строительство и поставку эсминцев. В результате все деньги, вырученные от продажи эсминцев Китаю, получают ловкие дельцы с "Северной верфи". Ну а настоящего собственника кораблей - Министерство обороны - махинаторы от судостроения вообще оставили не у дел, лишив его и эсминцев, и денег за них. Теперь представители государства пытаются вернуть хотя бы часть денег, полностью предназначенных для Минобороны. Как следует из запроса руководителя фракции "Единство" в Госдуме РФ Владимира Пехтина, направленного в адрес Минобороны РФ, сумма контракта по этим миноносцам составила 610 млн. долл., а их строительная готовность на момент заключения контракта с Китаем составила соответственно 70% и 30%. Таким образом, средства, вложенные государством в строительство этих кораблей, составляют до 300 млн. долл. Однако владельцы "Северной верфи" пока не собираются возвращать незаконно присвоенные деньги государства. Более того, у них хватает наглости утверждать, что никаких денег в бюджет они не должны. Правда, после серии разбирательств они все-таки долг признали, но размер его занизили как минимум в 50 раз.

Владельцы "Северной верфи" утверждают, что должны государственному бюджету всего лишь 6 млн. долл. из причитающихся 300 млн. долл. Объясняют, что им, дескать, достались лишь пустые корпуса эсминцев и они строили их чуть ли не с нуля. На самом деле это утверждение - обычная дезинформация. В договоре о продаже недостроенных эсминцев от 10.07.97 "Судостроительному заводу "Северная верфь" имеется акт приемки кораблей. В нем говорится, что эсминец, готовность которого составляла 70%, оснащен всем необходимым оборудованием и вооружением. Второй корабль также не был пустой железной коробкой, поскольку на нем было смонтировано несколько систем оборудования. Кроме того, к обоим судам прилагалось большое количество оборудования, приобретенного Министерством обороны для последующей достройки. Все комплектующие находились на складах "Северной верфи". При этом необходимо учитывать принцип формирования цены для внутренних и экспортных заказов, а также приведение затратных цен к сегодняшнему дню. Данное положение подтверждается письмом заместителя министра финансов Алексея Улюкаева в Минобороны, который справедливо полагает, что все средства, полученные по контракту с китайской стороной, должны были зачисляться на счета Минобороны, что практически и предусматривалось распоряжением правительства # 1054 рс.

Теперь становится ясна вся детальная картина того, как и по каким схемам развивалась эта грандиозная афера, в результате которой государство недосчиталось 300 млн. долл. Хочется верить, что бригада Счетной палаты РФ, работающая сейчас на "Северной верфи", доберется до истины и поможет вернуть в федеральный бюджет украденные деньги.
независимая газета , 1.03.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2019, Ленправда
info@lenpravda.ru