Rambler's Top100
Лениградская Правда
16 OCTOBER 2019, WEDNESDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Пятое поколение Клебанова
18.03.2002 00:01
Как сообщают информированные источники "НГ", ВВС России отдали Як-130 победу в конкурсе на оснащение военной авиации новыми самолетами, которые могут играть роль учебно-тренировочных и легких боевых машин. Его конкурент - МиГ-АТ, хотя и будет поддерживаться ВВС, может теперь рассчитывать лишь на зарубежные заказы. Завершившееся соревнование "ОКБ имени Яковлева" и РСК "МиГ", которое началось еще в 80-х годах, меняет расклад сил в другом, более масштабном конкурсе, судьба которого также решается в эти дни.

В решающую фазу вступила борьба за право стать головным исполнителем самой большой военной программы, которую будет вести Россия в ближайшие 20 лет. В соответствии с поручением президента Путина до конца месяца должен быть выбран головной разработчик перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), который более известен широкой общественности как истребитель пятого поколения.

Тендерная комиссия по выбору разработчика самолета работает с начала 2002 г. Свои заявки представили обе выжившие в передрягах 90-х годов истребительные фирмы России: РСК "МиГ" и "ОКБ Сухого". Победителю в соответствии с утвержденной в январе 2002 г. Государственной программой вооружений гарантировано финансирование из бюджета в объеме 1,5 млрд. долл. на ближайшие 9 лет. Однако на самом деле ставка гораздо выше. Весьма велика вероятность того, что выигравшая фирма в перспективе станет единственным разработчиком боевых авиационных комплексов.

Кроме того, через победившую фирму пойдут весьма значительные финансовые потоки от экспорта самолетов четвертого поколения. Так, на недавнем совещании по проблемам ОПК в Ярославле глава Минпромнауки Илья Клебанов заявил: "Создание самолета пятого поколения будет как минимум на 50% профинансировано из экспортных доходов Авиационной холдинговой компании "Сухой". Любопытно, что министр либо уверен в победе "ОКБ Сухого" в тендере, либо собирается перераспределять его доходы в пользу микояновцев.

Впрочем, наиболее вероятно первое. И для Ильи Клебанова, и для главы Росавиакосмоса Юрия Коптева с победой "Су" напрямую связана возможность реализации идеологии реформирования ОПК, модель которой отрабатывается на АХК "Сухой". Эта модель предполагает создание жесткой вертикали управления под опекой правительства и Росавиакосмоса. Централизация управления позволит изымать значительную часть экспортных доходов у серийных заводов и направлять их, минуя госбюджет, на финансирование таких программ, как самолет пятого поколения.

С такой позицией не все согласны. Директора и собственники заводов, а также поддерживающая их региональная элита считают программу в ее нынешнем виде инвестиционно непривлекательной. По их мнению, слишком жесткая централизация в условиях недостатка ресурсов, большой роли субъективного фактора и потери опыта управления крупными программами чревата катастрофическими ошибками. Судя по некоторым признакам, не всем военачальникам по душе идея параллельного финансирования программы со стороны Минобороны и неких, законодательно не оформленных, инвестиционных институтов.

Кроме того, ВВС пока не собираются полноценно финансировать разработку истребителя пятого поколения. По некоторым данным, в рамках госзаказа-2002 средства на это не запланировано. Не исключено, что в этих условиях ВВС объективно не заинтересованы в скором выборе головного исполнителя, поскольку устраняется конкуренция - важный стимул для фирм вести работы за собственные средства. В то же время, по мнению некоторых экспертов, на главкома ВВС, не склонного принимать поспешные решения, оказывается давление с тем, чтобы и он одобрил суховский вариант.

Был даже задуман вариант размена: "ОКБ Сухого" получает пятое поколение, РСК "МиГ" - учебно-тренировочный самолет. Решение ВВС о победе Як-130 показывает, что в главкомате давлению поддаваться не хотят.

В этих условиях увеличилась вероятность того, что выбор головного разработчика не будет сделан в намеченные сроки. Многие специалисты полагают, что это будет правильным решением. Так, бывший глава Минпромнауки Александр Дондуков (напомним, что в свое время он возглавлял "ОКБ имени Яковлева") заявил корреспонденту "НГ": "Любое принятое сейчас решение не будет воплощено в жизнь, поскольку для создания истребителя пятого поколения нет научно-технического задела. Форсируя эту программу, мы сами себя загоняем в угол". По мнению Дондукова, в ближайшие годы следует сосредоточиться на глубокой модернизации имеющихся самолетов.

По информации "НГ", к дискуссиям подключились высокопоставленные представители Минобороны и других органов власти. Юрий Коптев заявил корреспонденту "НГ", что решение, по-видимому, будет принято до 20 марта. Сторонники "Сухого" спешат, поскольку их позиции слабеют - с упразднением поста вице-премьера объективно уменьшилось влияние Илья Клебанов, заканчивается срок контракта у Юрия Коптева.

Подведение итогов конкурса по пятому поколению проходит на фоне интенсивных подковерных схваток, которые можно назвать борьбой за наследство Ильи Клебанова. Михаил Касьянов пересмотрел ряд принятых бывшим вице-премьером решений. Это, в частности, касается размещения заказа на постройку двух новых эсминцев для КНР, который премьер вернул "Северной верфи". Обострилась и борьба за ключевые посты в наиболее доходных интегрированных структурах ОПК. Кроме того, обсуждаются различные варианты новой системы управления военно-техническим сотрудничеством. Решать так много вопросов одновременно наша бюрократия не в состоянии.
Независимая газета , 18.03.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2019, Ленправда
info@lenpravda.ru