Rambler's Top100
Лениградская Правда
21 AUGUST 2019, WEDNESDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Масяня - мега хит Рунета
18.02.2002 00:01
Российский Интернет породил героя, которого не удалось создать отечественному кино и телевидению.
Похожая на мыльный пузырь голова с пятью торчащими волосинами, лягушачьи глаза навыкате и обаятельнейшая улыбка до ушей.

Знакомьтесь, это - Масяня, герой нашего времени. От десяти до двадцати пяти тысяч человек ежедневно собираются у своих компьютеров посмотреть на это чудо.

Для российского Интернета, который сегодня едва насчитывает пять миллионов пользователей, посещаемость сайта, превышающая десять тысяч в день, - уже феномен. А учитывая, что более сорока процентов посетителей сайта www.mult.ru (где обитает Масяня) родом из дальнего и не очень зарубежья, можно смело сказать: этот проект - культовый. Если же заглянуть в рейтинги, то легко обнаружить, что, находясь на 40-м месте (по замерам Интернет-рейтинга Spylog) среди всех русскоязычных Интернет-ресурсов, www.mult.ru на голову обходит по посещаемости такие популярные проекты, как крупнейший российский Интернет-магазин "Озон", сетевую версию "Независимой газеты" и даже суперраскрученный проект "За стеклом-2". При этом Масяня не рекламирует товары и услуги, не рассуждает о политике и не демонстрирует свои прелести веб-камерам. Откуда такой интерес к ней - не совсем понятно.
Да и специалисты - художники и аниматоры - утверждают, что с профессиональной точки зрения проект никакой критики не выдерживает. Но создатель героини 34-летний петербургский художник Олег Куваев ведь и не претендовал на "высокий профессионализм", когда рисовал на домашнем компьютере нескладную фигурку девочки, сам ее озвучивал и предлагал полученное друзьям смеху ради.

Из чего же сделана эта девочка

Олег рассказывает, что, например, серия под названием "Сладкие грезы" родилась из фрагмента знаменитого фильма о Джоне Ленноне и Йоко Оно, точнее, из романтического фрагмента, где две легенды рок-н-ролла бегут по берегу моря навстречу друг другу: "Я сделал картинку, где на месте Йоко - Масяня, а на месте Джона - парень ее мечты, наложил сэмпл из "Земли Санникова" и разослал это друзьям". Но потом из этой хохмы вырос сюжет, где Масяня мечтает за барной стойкой о любви, а ее донимают вполне себе реальные питерские "хрюндели", которым нужно не "большой и чистой", а "сто баксов до выходных".

А когда подобные домашние ролики были выложены на личной страничке автора, началась эпидемия: за несколько месяцев у "Масяни" появились десятки тысяч зрителей, ее фанаты стали собираться на специально организованных веб-форумах, закидывать письмами автора и требовать "еще". В итоге сервер с мультиками даже вышел из строя, не выдержав наплыва посетителей, и его пришлось сменить.

Разумеется, посетителей сайта с Масяней привлекали не графические изыски и технологические новации, а сама куваевская героиня. Из хулиганского рисунка на крышке школьной парты, нелепых хохм, дворового сленга и трогательных полукриминальных историй родилась почти реальная личность. Она не похожа на сказочный диснеевский или союзмультфильмовский персонаж, а вполне правдоподобна, потому что вписана в реальную социальную среду нашего времени. Именно такого героя и не хватало российской мультипликации.
Если в советские времена современность угадывалась в антуражах сериала "Ну, погоди" (вполне тривиальные городские улицы, метро, стройки и Дома культуры), а пионерская мифология и реальность дворовых будней - в сюжетах "Чебурашки" (несмотря на явную "нечеловечность" героев), то сегодня на российских телеканалах ничего похожего нет - наша мультипликация как будто вообще вымерла, а "социальная" и не рождалась.

"Масяню" нередко называют русским вариантом "Бивиса и Баттхеда". Герои обоих мультсериалов - находчивые подростки, способные эпатировать взрослых своими дурацкими высказываниями и выходками. Однако в отличие от тинейджерских приколов американской парочки сленг Масяни быстро подхватывается и в среде немолодых людей. После массового просмотра в своих офисах
клерки с галстуками от Валентине с удовольствием перенимают такие "масяневские" выражения, как "пойдем-ка покурим-ка", "коньячку кружечку", "на полчасика, по-любому", а фраза: "Директор? Да пошел ты в жопу, директор. Не до тебя сейчас" - становится ходовой среди менеджеров среднего звена. Как ни крути, аудитория у "Бивиса" и "Масяни" совсем разная, причем, если судить по возрастным группам, то у "Масяни" даже пошире. Между тем снять такой сериал, оказывается, совсем не сложно.

За стеклом монитора

Технология flash-анимации, при помощи которой сделаны серии "Масяни", позволяет создать мультфильм без дорогостоящего оборудования и сравнительно быстро: если для съемок обычного видеоролика требуются монтажная студия, профессиональный станок, камера и месяцы работы, то отличный флэш может появиться и на втором "Пентиуме" за пару недель (по словам Олега, на
создание двухминутного ролика ему требуется два дня, пустое помещение, компьютер, звукозаписывающее оборудование, банка растворимого кофе, пачка сигарет и несколько упаковок лапши "Доширак", главное условие - хорошее настроение). Изначально эта технология создавалась для интернет-среды, чтобы анимационные фрагменты загружались быстрее (если в цифровом виде обычный мультфильм представляет собой перечисление гигантских массивов цветных точек, то flash-ролик - своего рода набор геометрических фигур, кривых и векторов, он занимает гораздо меньше места, чем обычная графика). С ее появлением Сеть ожила и приобрела голос. Вместе с тем западная flash-анимация уже переросла в культуру и создала целую индустрию, выходящую за рамки Интернета: в силу ее доступности появилось много профессиональных художников-флэшистов, предлагающих свое творчество таким развлекательным телевизионным каналам,как USA Networks, Showtime и Nickeldeon. Кстати, некоторые заставки российского MTV также сделаны с применением flash. "У наших аниматоров тоже есть реальный шанс попасть на ТВ, - говорит Олег, - потому что с помощью флэша и Сети легко показать свой творческий потенциал всем".

На безрыбье и Масяня...

Кто бы мог предположить, что сегодняшнее отечественное телевидение отважится выпустить на экраны легкомысленный (пусть даже мультипликационный) сюжет, где героиня "показывает Амстердам" другу, огрев того бутылкой по голове. И, уж конечно, крутить в эфире мульт, где нелепая девочка-тинейджер долго перечисляет легкие и тяжелые наркотики, которые нужны ей, чтобы отметить свой день рождения, а потом заявляет невозмутимым тоном: "Пива не надо. Все напьются, будет свинарник. Я девушка приличная".

Но, может быть, именно такого героя и не хватало нашему телевидению? Ведь эти ролики уже успели побывать на региональных каналах, и, как недавно сообщалось, даже телеканал ОРТ и российская редакция MTV ведут переговоры о том, чтобы "перетащить" куваевский персонаж в свой эфир.
Правда, верится в это с трудом.

Отец "Масяни" Олег Куваев говорит, что не хотел бы отпускать "свою девочку" с сайта: "Изначально эта работа была ориентирована на Сеть, поэтому там она всегда будет смотреться выигрышнее всего. В Сети нужна компактность, чтобы было проще скачать. Видео - совсем другая песня. Там компактность - враг. Нужен качественный рисунок, с более тщательной прорисовкой деталей. Не знаю, почему Масяня так раскрутилась, наверное, из-за отсутствия конкуренции...

Вообще, проект сейчас висит в воздухе, потому что он авангардный и андерграундный почти при полном отсутствии мейнстрима в нашей Сети". По словам Олега, зачастую региональные каналы берутся "крутить" его творения, только вот потом снимают их с эфира: качество у маленьких флэш-мультиков, мягко говоря, не телевизионное.
С другой стороны, вряд ли Масяня, несмотря на всю свою актуальность, выдержит конкуренцию с персонажами героев западных мультсериалов, будь то "Бивис и Баттхед", "Симпсоны" или "Южный парк". Ведь кроме своей тинейджерской тусовочности, пристрастия к теме наркотиков и задорного хохотка, ей нечего предложить зрителю.

Несмотря на это, она - пока единственный, по большому счету, современный российский социальный мультперсонаж. В этом, пожалуй, и кроется главная причина востребованности сериала. В этом же ее главная заслуга: неожиданно ставшая популярной, "Масяня" продемонстрировала, что ниша для русских социальных мультфильмов есть, причем не только в Интернете.

Неизвестный доселе художник задел телевидение за живое - показал, не особо себя утруждая, что чего-то на нашем экране не хватает. Примут ли наши заслуженные анимационные студии этот факт как сигнал к действию, покажет время.
Эксперт , 18.02.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2019, Ленправда
info@lenpravda.ru