Rambler's Top100
Лениградская Правда
28 JANUARY 2021, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Министерство ограбления
6.06.2000 00:01
Так "разводили депутатов

Заместитель министра финансов Андрей Юрьевич Петров, судя по всему, врал. Точнее, если выражаться на сленге новой России, - вроде как "разводил" депутатов. Его задачей было внести изменения в Закон о бюджете 1997 года на сумму 21 триллион рублей. И это всего за четыре недели до наступления нового, 1998 года! Г-н Петров вовсе не собирался рассказывать депутатам, как и куда в реальности уйдут эти деньги из российского бюджета. Попробуй расскажи - такой хай поднимется! И потому г-н Петров рассказывал депутатам сказку о тревоге правительства и Минфина по поводу нужд российских регионов. Зима наступила, говорил чиновник, люди мерзнут, особенно в северных регионах, а мы из-за отсутствия денег в казне не смогли обеспечить их топливом. Согреть россиянина - дело федеральной важности! А посему правительство должно помочь регионам, и для этого нужно провести взаимозачеты. Г-ну Петрову вторила бывшая "яблочница" Оксана Дмитриева мы должны принять поправки в бюджет сразу в трех чтениях, a то Минфин не успеет рассчитаться с регионами до середины января 1998 года! Будучи председателем бюджетного комитета Госдумы, она, конечно, не могла не знать о только что подписанном указе президента России, коим запрещаются какие-либо взаимозачеты после нового года. Не могла она не знать о законе, тем более что товарищ Оксаны Дмитриевой по фракции "Яблоко" Михаил Задорнов в то время возглавлял Минфин.
Депутаты, которых "разводили" правительственные чиновники, далекие от тонкостей финансового дела, понимали только одно: нищим, замерзающим регионам Минфин наконец даст денег, пусть даже путем какого-то зачета. К тому же время было вечернее, тема сложная. И депутаты, все как один, проголосовали за изменения в уже исполненный бюджет. Причем сразу в трех чтениях. Депутатов "развели" так грамотно, что они даже настояли на том, чтобы правительство приступило к проведению зачетов еще до подписания закона об изменениях в бюджет. В скором времени правительство, видимо оценив заслуги Дмитриевой, примет ее в свои ряды, а фракция "Яблоко" ее из своих рядов за те же заслуги исключит. Что касается заместителя министра финансов г-на Петрова, то за эти самые зачеты он окажется в следственном изоляторе и будет давать показания следователю прокуратуры.
Однако, проанализировав результаты проведенных Минфином зачетов, мы так и не смогли понять: почему к уголовной ответственности привлекли только г-на Петрова?

Так "разводили" регионы

Все лето 1997 года Минфин трудился над разработкой схемы проведения "зачета в особом порядке". Необходимость проведения этого зачета они объясняли тем, что предприятия топливно-энергетического комплекса не платят налоги в бюджет, а тот, в свою очередь, не имеет денег для финансирования различных социальных программ. В общем, в стране бардак, никто никому не платит и нужно этот гордиев узел разрубить. По стране расползается информация о том, что к концу года правительство намерено списать долги предприятиям топливно-энергетического комплекса. И ситуация усугубляется. Теперь уже почти никто из главных налогоплательщиков России не торопится рассчитываться с бюджетом. Именно в такой обстановке на стол президенту ложится Указ N 880 "О проведении расчетов в особом порядке". И Ельцин его подписывает.
"Обратный зачет" предполагал, что регионы за собственный счет уже понастроили разного жилья для чернобыльцев, офицеров запаса и прочих льготников, а также влезли в долги, чтобы обеспечить местное население топливом на зиму. Вот на погашение этих долгов Минфин якобы и выделяет деньги. Речь шла о 37 триллионах рублей в ценах 1997 года. Однако, как выяснилось, в абсолютном большинстве случаев никаких реальных работ регионы не проводили, топливо не закупали и соответственно долгов перед подрядчиками и поставщиками у них не было. Создается впечатление, что перед Минфином поставили конкретную задачу перекачать предназначенные регионам бюджетные деньги на счета нефтегазовых компаний и близких им банков, а также на счета специально созданных для "отката" фирм. В ход пошли документы, которые, как под копирку, изготавливали в избранных чиновниками Минфина банках. Озвученные в прессе утверждения о том, что руководство Минфина не знало реальной обстановки и потому подписывало подложные документы, представляются бредовыми. Тем более что федеральное казначейство должно было проверять реальность региональных долгов. Исследуя зачетные документы, которые прошли только через банк МЕНАТЕП, на сумму более двух триллионов рублей, даже мы, не специалисты, увидели, что все они датированы совершенно одинаково и явно задним числом. Очевидно, что и другие участники зачетов шли на подлоги.
Закрытый город - закрытые дела
Закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО) город Снежинок (до 1993 года - Челябинск-70) по сей день является одним из самых секретных городов России. Два ряда колючей проволоки, КПП, вооруженная охрана. В этот город, затерявшийся в лесах Южного Урала Челябинской области, можно попасть только по спецпропуску. Здесь в подземных цехах когда-то произвели на свет первую в СССР атомную бомбу.
Ваш корреспондент попал в город благодаря знакомству с хорошим человеком и большим местным начальником. Вашего корреспондента не интересовали государственные секреты. Интересовала судьба 67 миллиардов рублей, которые в конце 1997 года были перечислены из федеральной казны на социальные нужды жителей этого маленького закрытого города.
Как и ожидалось, документы о судьбе этих денег являли собой не подлежащую разглашению тайну. Показать - показали, даже разрешили что-то переписать в журналистский блокнот, но при условии сохранить в секрете источник информации, дабы он не лишился работы. Местной администрации было что секретить. Осенью 1997 года местный коммерсант Дрокин привез из Минфина пакет документов, из которых следовало, что администрация Снежинска задолжала московской фирме "Русские купеческие традиции" 67 миллиардов рублей (или 13 миллионов долларов) за поставки стройматериалов. И теперь Минфин готов перечислить эти деньги городу Снежинску, но с условием, что город не истратит их на всякие там социальные нужды, а отдаст на погашение долга этим самым "Русским купеческим традициям". Особо оговаривалось, что операция должна быть проведена через Национальный резервный банк. Никакого реального долга у города Снежинска перед московскими "купцами" не было. Но тем не менее местная администрация пошла на подлог. В Минфин были переданы сомнительные документы. И 24 декабря 1997 года с расчетного счета Минфина на расчетный счет администрации ЗАТО в Национальный резервный банк были перечислены 65 миллиардов рублей "на федеральные программы". Однако в тот же день вся эта сумма "в качестве погашения кредиторской задолженности" была переведена "купцами" на счет ОАО "Горьковский автомобильный завод" ("ГАЗ"). Мы не можем сказать, сколько за эту аферу получили чиновники Минфина и города Снежинска, а вот в городскую казну вместо 67 миллиардов бюджетных рублей на социальные нужды поступили низколиквидные векселя московского Автобанка, о котором в Снежинске никто и не слыхивал. Тут стоит сказать, что фирма "Русские купеческие традиции" как раз держит свой счет в Автобанке. Реализовать эти векселя взялся все тот же посредник г-н Дрокин. В результате только спустя год город Снежинск получил причитающиеся ему из федерального бюджета деньги. Но не 13 миллионов причитающихся долларов, а лишь 30 миллионов рублей (1,5 млн. долларов). Такая вот выгодная арифметика с бюджетными деньгами. Казалось бы, местная прокуратура должна была заинтересоваться столь явным надувательством. Выяснить, кто что за это поимел, каким образом связаны между собой 000 "Русские купеческие традиции", ОАО "ГАЗ", Автобанк и Национальный резервный банк, чтобы хоть часть денег вернуть жителям закрытого города. Не заинтересовались. Местная милиция, начав расследование, толком ничего не выяснила и дело прикрыла "ввиду отсутствия фактов хищения бюджетных средств".

Система

По подобным схемам "обратный зачет" был проведен Минфином с десятками российских регионов и некоторыми ведомствами. В общей сложности, по данным Генпрокуратуры, Министерство финансов подписало договоры по "обратному зачету" на 67 триллионов рублей. Кстати, 18 триллионов были списаны уже после запрета Ельцина проводить подобные зачеты.
По данным Счетной палаты и Генеральной прокуратуры, семьдесят процентов договоров на проведение подобных зачетов, как и в Снежинске, были весьма сомнительными. Тем не менее ни Минфин, ни Главное управление федерального казначейства Минфина России этот факт не смущал. Версия о том, что чиновники не подозревали о фиктивности договоров и, следовательно, не знали о том, что бюджетополучатели не увидят значительной части причитающихся им денег, представляется надуманной. Согласно показаниям чиновников Волгоградской области, которые проводили через банк МЕНАТЕП зачет на 76 млрд. долл. - по подложным документам, с использованием фальшивых фирм и векселей, - о фиктивности договоров знал заместитель министра финансов Зелинский и ныне обвиняемый за должностные преступления замминистра Петров - именно их подписи стоят на зачетах.
Ну а подставные фирмы с их фальшивыми векселями использовались для отката. В "волгоградском зачете", например, откат был оговорен в 30 процентов всей суммы, или в 26 миллиардов рублей. Именно столько, по данным следственной группы прокуратуры, полагалось посредникам из промышленной компании "Роспром". А как уж они делились с министерскими чиновниками, можно только гадать.

Спросите у Министерства финансов

Финансовые чиновники утверждают, что бизнес на зачетах родился из-за неисполнения доходной части бюджета.
Начиная с 1994 года Минфин то и дело находил различные формы погашения долгов между государством и бюджетополучателями. То это были "казначейские налоговые освобождения", то банковские кредиты под гарантию бюджета, то вексельные кредиты, то "зачеты по Лившицу", то "обратные зачеты". Самой крутой растащиловкой, пожалуй, следует признать вексельные кредиты. Суть их сводилась к следующему: Минфин должен, например, Министерству обороны перечислить в 1996 году 7 трлн. руб., но, говорит Лившиц, денег у бюджета нет. Ах, армия голодает! Придется военным взять кредит под гарантию бюджета на то время, пока в казне деньги не появятся. Но брать кредит надо не где-нибудь, а в совершенно конкретном банке. И чиновники Минфина называют нужный банк. Естественно, банку за услугу полагается процент. Любому дилетанту ясно, что сумма реального финансирования того же Минобороны в итоге уменьшится на величину процентов, заплаченных за кредит. В нашем конкретном случае на 200 млрд. рублей (в то время - 40 миллионов долларов). Однако не зря схема называется вексельным кредитованием. Банк не дает Министерству обороны живые деньги, а дает собственные векселя со сроком погашения, например, через полгода. Только векселями солдат не накормишь, они каши хотят. И генералы идут в банк и досрочно продают ему его же векселя с дисконтом от 30 до 60 процентов, то есть со скидкой. В результате из 7 триллионов списанных в 1996 году на армию денег она реально получила 2,5 триллиона. Остальное досталось банку, который не вложил в дело ни копейки. Если вы подумаете, что чиновники Минфина подписывали подобные соглашения просто за спасибо, то будете наверное правы. Очень даже правы. Потому что никто из них за подобные фокусы с бюджетными деньгами к ответственности привлечен не был.
Однако, чтобы так распорядиться бюджетными деньгами, нужно заручиться поддержкой свыше. И Бориса Ельцина убеждают подписать соответствующий президентский указ. Он соглашается, но при этом оговаривает, что привлекать банковские кредиты (о векселях там речь вообще не идет) можно лишь в самых крайних случаях. И начинаются сплошные крайние случаи. При этом, правда, правительство поручает Минфину, прежде чем брать у банка кредит, проверить состояние баланса этого банка. То есть, другими словами, Минфин должен выяснить: есть ли у банка деньги. Однако Минфин часто "забывал" проверить и реальность наличия у банка денег, и их реальное перечисление бюджетополучателю. В результате в операциях с бюджетными деньгами участвовали некредитоспособные банки. Именно по этой причине вместо денег они выдавали кредиты неликвидными векселями. Благодаря столь тонкому подходу российские граждане лишились только за 1996-1997 годы более 35 триллионов рублей (или шести миллиардов долларов). Образовавшуюся в бюджете дыру Россия затыкала западными кредитами. Именно Лившиц прославился своей способностью "разводить" МВФ.
Но вот какая оказия: в то время, когда россияне в регионах голодали и мерзли, когда субъектам Федерации и министерствам втюхивали неликвидные векселя коммерческих банков, деньги у Минфина были! Ежедневный остаток их на счетах, по данным Счетной палаты, составлял от 500 до 800 миллиардов рублей. Необходимости привлекать кредиты в большинстве случаев не было. Более того, когда в мае 1997 года Борис Ельцин наконец-то разродился указом "О прекращении предоставления гарантий за счет средств федерального бюджета", Минфин умудрился подписать с коммерческими банками задним числом еще более десятка договоров на общую сумму более двух триллионов рублей.
Такие детали: банки, участвующие в цепочке зачетов, как правило, привлекались Минфином безо всякого конкурса; предложения банкам принять участие в формальном конкурсе чиновники Минфина отправляли не почтой, как это предусмотрено, а вручали из рук в руки. Чувствуете разницу?
В деле присвоения шести миллиардов бюджетных долларов, по данным правоохранительных органов, поучаствовали тридцать шесть банкиров. Количество причастных госчиновников не ограничилось Минфином.

Тульский облом

Слух о том, что в Тульской области оперативники из ФСБ взяли с поличным при получении взятки самого губернатора, быстро расползся по регионам. Оперативники из других регионов, обсуждая эту историю, крутили пальцем у виска, именуя своих тульских коллег "отмороженными ребятами". Мысль о том, что можно без последствий для себя прихлопнуть на взятке самого губернатора, региональным чекистам не приходила в голову.
В реальности тульское дело выглядело так. К осени 1996 года Минфин задолжал Туле 100 млрд. руб. на социальные нужды. Но перечислять эти средства в регион чиновники не торопились. Мотив один: денег в казне нет. А потому тульскому губернатору было предложено провести зачет с компанией "Лукойл-Когалымнефтегаз", которая была должна в федеральную казну налоги как раз на те же 100 миллиардов. Этот зачет должен был выглядеть так; администрация области открывает счет в Рострабанке (и ни в каком другом!), "Лукойл" берет в этом банке кредит на сумму своего долга перед федеральной казной и перечисляет их на счет Минфина, а Минфин переводит деньги администрации Тульской области. Все, казалось бы, просто. Теперь у региона есть деньги, "Лукойл" не должен бюджету, а должен банку 100 миллиардов плюс проценты. Но кто сказал, что в руководстве "Лукойла" сидят дураки? И кто сказал, что олигарх не договорится с Минфином? Не для того зачетные схемы разрабатывались, чтобы бюджет реально исполнялся. Взятый в Рострабанке кредит был оформлен под гарантию не только "Лукойла", но и областной администрации. То есть, если нефтяники не вернут в срок деньги, за них расплатится область. Зачем это области надо? Спросите у губернатора. Полученные в Рострабанке 100 миллиардов "Лукойл" перечисляет в Минфин. Тот, в свою очередь, направляет их в тот же Ростра-банк на счет тульской администрации. А администрация отдает их... "Лукойлу" - на погашение им же взятого кредита. Вы что-нибудь поняли? Ну и не надо. Короче, федеральная казна долг свой перед жителями Тулы списала и больше им ничего не должна. "Лукойл" казне тоже ничего не должен, он же деньги в Минфин переводил? Переводил. Рострабанк получил свои проценты? Получил. А жители Тулы в итоге что получили? Почти ничего. Так надо.
В процессе вышеописанного тульского зачета Рострабанк использовал посредника - некую фирму "Аргомар", зарегистрированную в Москве по липовому адресу. Эдакая пустышка, у которой ни денег, ни имущества. Так вот, за отданные "Лукойлу" 100 млрд. руб. администрация Тульской области получила вексель этой фирмы. То есть цветную бумажку, на которой кто-то написал: "100 млрд. руб.". Такие бумажки можно каждый день рисовать и размножать на цветном принтере, но кто же за них деньги-то даст? Тульский губернатор дал. А Рострабанк принял эту бумажку на хранение! А спустя еще пару месяцев на эту бумажку нашелся покупатель. Фирма "Антаир", зарегистрированная по фальшивому паспорту, которая, как и "Аргомар", близка Ростра-банку. Она выкупает липовый вексель за 49 миллиардов рублей. Вот эти-то деньги вместо 100 миллиардов и получает Тульская область.
Судя по всему, тульскому губернатору такой расклад был на руку (в прямом и переносном смысле). И поэтому по той же самой схеме и с участием того же банка и тех же самых левых фирм он проводит еще один зачет, теперь уже с Газпромом, - на 70 миллиардов рублей. В результате туляки опять получают лишь половину причитающейся им суммы. По итогам двух зачетов жители области лишились 86 миллиардов рублей. Наши коллеги из региона посчитали, что этими деньгами можно было бы в то время обеспечить выдачу пенсий тремстам тысячам стариков. Вместо них деньги поделили участники аферы. Впоследствии из офиса московской фирмы, руководит которой один из директоров Рострабанка, посредники вынесли коробку с 50 тысячами долларов. Они были предназначены тульскому губернатору. Эта история известна из прессы. А потом ему передали еще 100 тысяч долларов. Но за подельниками уже следили сотрудники ФСБ.
Всего за два года через тульскую администрацию по пятнадцати соглашениям было проведено зачетов на рекордную сумму - более триллиона рублей.
По подобной схеме с участием все той же подставной фирмы "Аргомар" и с использованием подложных документов был облегчен бюджет Карачаево-Черкесии.
А нищую Камчатку Минфин, администрация области и Рострабанк освобождали от бюджетных денег с помощью компании "Славнефть-Мегионнефтегаз" и подставной московской фирмы "Рустехмонтаж". О последней известно, что она была зарегистрирована в феврале 1997 года - за три дня до подписания договоров между администрацией Камчатской области и остальными участниками зачета. Никакой финансово-хозяйственной деятельности эта фирма не вела и отчеты в налоговые органы не представляла. Тем не менее администрация Камчатки отдает 370 миллиардов бюджетных рублей за векселя этой фирмочки. Лишь в апреле 1998 года жители области получат бюджетные деньги, которые где-то крутились целый год. При этом вместо 370 миллиардов было получено всего 300.
Кроме зачетов Рострабанк поучаствует еще в схемах вексельных кредитов Госкомсевера России. Благодаря чему будут сорваны поставки в северные районы страны продовольствия, топлива и промышленных товаров.
Чем же был так интересен этот самый Рострабанк чиновникам из Министерства финансов? Почему ему дано было право проводить, по сути, мошеннические операции с бюджетными деньгами? Потому, что чиновникам Минфина было легко и просто решать вопросы с главой Рострабанка, бывшим сотрудником Минфина.

Это сладкое место - Минфин

Весной 1997 года Минфин так старался облегчить федеральную казну с помощью зачетов, что даже вынудил подписать сомнительные зачетные договоры с Газпромом Министерство образования, Министерство культуры и Минздрав России - на общую сумму более пяти триллионов рублей. Если судить по документам, три этих министерства нуждались не в деньгах для зарплаты учителям, врачам, не в ремонте школ, больниц, библиотек и музеев, а в поставках газа. Причем непременно от компании "Итера". Тут уж без участия г-на Вяхирева и протекции г-на Черномырдина, видимо, не обошлось. В итоге Министерство культуры с помощью все того же Ростра-банка получило вместо 1,5 триллиона живых рублей (300 млн. долларов) низколиквидные векселя всяких угольных компаний со сроком погашения по номиналу через 1-7 лет. Однако уже через полтора года инфляция съела эти рубли, и они превратились в 60 миллионов долларов. А что будет с ними в 2004 году, в год погашения?
Министерству образования помогал разобраться с бюджетными деньгами любимый Виктором Черномырдиным Национальный резервный банк. В ход был запущен фиктивный акт на сумму 2 триллиона рублей.
Государственному Эрмитажу в 1997 году причиталась сумма 17 миллиардов рублей. Она прошла через банк "Московский деловой мир", руководимый Александром Мамутом. Дальнейшая судьба этих денег неизвестна. Точнее, известна, но не всем.
Анализируя движение значительной части бюджетных средств, предназначенных прежде всего на социальные нужды, на зарплату бюджетникам, на строительство жилья и содержание армии за период с 1995 по 1999 год, можно смело утверждать: половина денег до бюджетополучателей не дошла. И случилось это во многом благодаря стараниям прежнего руководства Минфина. За эти годы Минфин поочередно возглавляли г-да Пансков, Лившиц, Чубайс, Задорнов. Из самых печально известных замов при них были Вавилов, Петров, Королев, Зелинский. Наиболее глобальная растащиловка российского бюджета пришлась как раз на годы их правления в Минфине. Одни уже далече, другие - у руля.
Это называется "преемственность власти".
Версия , 6.06.2000

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2021
01
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2021
01
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2021
01
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2021, Ленправда
info@lenpravda.ru