Лениградская Правда
20 JULY 2024, SATURDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Дело о питерской яме
10.04.2002 00:01
Генеральная прокуратура возбудила дело в отношении РАО "Высокоскоростные магистрали" (ВСМ) , на заемные деньги выкопавшего большую, но бесполезную яму возле Московского вокзала в Петербурге. Фигурантом дела может стать бывший вице-премьер правительства, а ныне председатель совета директоров ВСМ Алексей Большаков - человек, который в свое время помог Владимиру Путину получить работу в Кремле.

Путь ВСМ от амбициозного проекта до уголовного дела занял целых 10 лет. В течение половины этого срока было ясно, что компания не выполнит поставленных задач и не расплатится по своим обязательствам. По мнению Михаила Хазина, директора по стратегическому развитию консалтинговой компании "Современные бизнес-технологии", "проект изначально задумывался как возможность поживиться за счет бюджетных средств", но сейчас власти стремятся продемонстрировать весьма именитым иностранным кредиторам ВСМ серьезность своей борьбы с воровством.

РАО "Высокоскоростные магистрали", в котором 87% акций принадлежит Минимуществу, а остальные - московским и питерским властям, было создано в 1992 г. для строительства скоростной железной дороги между Петербургом и Москвой. Инвестиции в проект оценивались в $5 млрд, из которых более $330 млн предполагалось потратить на строительство вокзального комплекса в Петербурге. Компания разместила гарантированные государством облигации почти на 1 млрд руб. , но денег на строительство магистрали не собрала, хотя котлован для вокзала вырыла. Тем временем идейный вдохновитель проекта и первый гендиректор ВСМ Большаков успел поработать вице-премьером и вернуться в компанию.

В 1997 г. было решено построить на месте ямы транспортно-коммерческий центр (ТКЦ) с гостиницей, офисными и торговыми площадями. Под эту задачу лондонские подразделения банков Indosuez и SBC Warburg открыли ВСМ кредитную линию на $200 млн сроком на 13 лет под 7,3% годовых. Правительство России снова предоставило ВСМ свои гарантии.

Однако в июле 1998 г. президент Ельцин своим указом прекратил строительство рядом с Московским вокзалом, а заодно заморозил выплаты по облигациям и все операции по кредитной линии. РАО ВСМ успело получить от иностранных банков - и потратить - только $49 млн. С осени 1998 г. яма зарастает бурьяном.

Как сообщили "Ведомостям" в Центре общественных связей Генпрокуратуры, уголовное дело было возбуждено на днях после обращения Счетной палаты и передано для расследования в прокуратуру Петербурга. Конкретных фигурантов в нем пока нет. Но в письме Генпрокуратуры в Счетную палату говорится, что "в действиях руководителей РАО ВСМ усматриваются признаки преступления, предусмотренного статьей 176, часть 2 Уголовного кодекса". Эта статья предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет за "незаконное получение государственного целевого кредита и его использование не по прямому назначению".

В Счетной палате считают, что бюджетные гарантии по кредиту ВСМ были выданы незаконно, потому что он не был целевым: возведение ТКЦ не включено законным порядком ни в какие целевые программы. Счетная палата предоставила прокуратуре подробные данные о том, как были потрачены заемные средства. В котлован, по данным СП, РАО "зарыло" $76,3 млн. Из $49 млн иностранного кредита $19 млн ушло на страховой платеж по контракту, $11,2 млн - на подготовку площадки и примерно $20 млн - на закупку материалов, оборудования и иные работы. Например, на $1,42 млн была закуплена американская арматурная сталь, хотя дефицита этого дешевого сорта стали в России нет. На момент проверки арматура просто валялась на площадке.

По данным Счетной палаты, прямой ущерб от строительства ямы уже составил $26,4 млн, которые Минфин в прошлом году заплатил иностранным банкам по кредиту. Всего с учетом процентов иностранцам придется отдать еще $36,3 млн. К этому следует добавить и бюджетные выплаты по облигациям ВСМ.

В порядке компенсации этих потерь собрание акционеров РАО ВСМ решило передать Минимуществу главный актив компании - ту самую яму.

Гендиректор РАО ВСМ Владимир Тулаев отказался комментировать "Ведомостям" информацию о возбуждении уголовного дела. У Большакова комментарии получить не удалось. Бывший вице-премьер сейчас возглавляет совет директоров не только ВСМ, но и МНПО "Полиметалл" - одной из компаний холдинга "ИСТ", владеющего контрольным пакетом крупного оборонного предприятия "Балтийский завод". "Полиметалл" занимается добычей золота и серебра.

КАК БОЛЬШАКОВ ПОМОГАЛ ПУТИНУ.

Из книги "От первого лица" (интервью с Владимиром Путиным) :

"[Анатолий Чубайс] предложил мне возглавить Управление по связям с общественностью. Мне это дело было совсем не по душе. А куда деваться? С общественностью так с общественностью. Все-таки администрация президента. В общем, согласился. Мы с [Алексеем] Кудриным сели в его машину и поехали в аэропорт. По дороге он говорит: "Слушай, давай поздравим Большакова, наш, питерский, первым замом [председателя правительства] стал". - "Ну давай". Мы набрали телефон Большакова прямо из машины. Нас соединили. Лешу как начальника Главного контрольного управления со всеми соединяли. Алексей поздравил Большакова и сказал: "Вот и Володя Путин вас поздравляет. Он тут, рядом со мной". Большаков говорит: "Дай-ка ему трубку". Я беру трубку и слышу: "Ты где? " - "Ну как где? В машине. Едем с Лешей в аэропорт. Я в Питер улетаю". - "А где был? " - "В Кремле. Решали вопрос моего трудоустройства. Буду начальником Управления по связям с общественностью". - "Позвони мне минут через тридцать". А машина-то все приближается к аэропорту. Я уже хотел идти на посадку, но в последний момент все же дозвонился до Большакова. Он говорит: "Слушай, а ты можешь остаться? Завтра подойди к [Павлу] Бородину". Я не понимал, о чем идет речь, но остался. Мне даже в голову не приходило, что Большаков может обо мне вспомнить. Не знаю, почему он это сделал, а спрашивать неудобно. У меня есть только одно объяснение, другого и быть не может. Алексей Алексеевич в Питере был человеком заметным. Первый заместитель исполкома Ленсовета, человек, который реально руководил городом. Отзывались о нем, как правило, хорошо, как о человеке деловом, энергичном и очень работящем. Его смела демократическая волна, хотя он не был каким-то ортодоксом, но Собчак решил, что он должен уйти. Большаков оказался почти на улице, чем-то занимался, но никому и в голову не приходило, что он может снова какой-то серьезный пост занять, а тем более в Москве. Время от времени Большаков появлялся в Смольном по своим делам. И ни разу я его не заставлял ждать. Сразу все дела прекращал, всех выгонял, сам выходил в приемную: "Алексей Алексеевич, заходите". У нас с ним никогда не было близких отношений, он, может быть, просто это запомнил. .. Утром я зашел к Бородину, он предложил мне должность своего заместителя. Вот так в августе 1996 года я оказался на Старой площади в Москве в качестве заместителя управделами президента. Курировал юридическое управление и загрансобственность".
Ведомости , 10.04.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Принадлежащая Андрею Павлову компания «Крым шуз» в рамках заключенного в 2016 году с правительством республики инвестиционного договора взяла на себя обязательства вложить 1 млрд рублей в строительство обувной фабрики и создать в регионе сотни рабочих мест. Но ничего из обещанного не исполнила. Зато все эти годы «Крым шуз» благополучно торговал на полуострове импортной обувью и минимизировал налоги, пользуясь статусом резидента СЭЗ. Республиканское минэкономразвития подало в суд на расторжение инвестиционного договора с «Крым шуз», и в 2023 году компания была лишена статуса. В настоящее время Департамент имущественных и земельных отношений Евпатории судится с Павловым за земельный участок в 2,5 га, на котором так и не было построено крупное производственное предприятие. В срыве мегапроекта владелец Zenden традиционно обвинил местные власти. Последние несколько лет «Крым шуз» практически прекратил торговлю и регулярно фиксирует в отчетности убытки.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru