Лениградская Правда
14 JULY 2024, SUNDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Петербург может настигнуть топливный кризис
10.04.2002 00:01
Эксперты прогнозируют, что время стабильных цен на внутреннем топливном рынке подходит к концу и в ближайшее время ожидается их повышение. Отметим, что с января 2001 года по март 2002 цены на АЗС в Петербурге неуклонно снижались. Так, если в январе 2001 года литр бензина А-76 стоил 7, 23 руб. Аи-92 – 8, 82 руб., а дизельного топлива – 7,51 руб., то в марте 2002 года их цены соответственно составили 5,3 руб., 7,25 руб. и 6,18 руб. Но нефтяные компании уже заявили о повышении оптовых цен. Так, с 1 апреля цена на 92-й бензин выросла на 500 руб. за тонну. А как только у операторов розничной продажи закончится бензин, который они закупали по низкой цене, цены на топливо поползут вверх. В Петербурге уже к концу апреля автомобильное топливо на заправках будет стоить на 5—10% дороже, чем в марте. Председатель совета Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин не исключает возможности возникновения в городе топливного кризиса. Уже сейчас наблюдается дефицит 92-го бензина. И предпосылки для кризиса налицо. Три нефтеперерабатывающих завода, которые влияют на поставки в регион — Московский, Ярославский и Староуфимский, встали на плановый ремонт. К тому же нефтяные компании (НК) стали увеличивать поставки на экспорт 76-го, 92-го бензина и мазута в связи с тем, что мировые котировки на топливо поднялись и его выгодно экспортировать. При этом грозящий нам дефицит топлива специалисты не связывают с сокращением добычи нефти. НК да и Министерство природных ресурсов РФ заявляют о приросте добычи нефти. Проблема в том, что внутренний российский рынок всегда обеспечивался по остаточному принципу. В стране нет программы поставок на внутренний рынок. А потому этот рынок снабжается хаотично. Гарантированное топливо могут получать только те торгующие организации, у которых есть прямые договоры о поставке с НК. Однако большинство операторов рынка на прямые договоры идти не могут, так как добывающие компании требуют 100% предоплаты. Поэтому малые и средние операторы покупают топливо у перекупщиков. Дефицит топлива может привести к ухудшению его качества. Проблема качества существует и сейчас, причем, по данным Российского топливного союза (РТС), есть несколько причин некачественного бензина. Это, в частности, технологические сбои нефтеперерабатывающих заводов и нарушение технологических цепочек доставки топлива с нефтехранилищ на АЗС. Но главная причина – поставка с заводов так называемых прямогонных бензинов (полученные на нефтеперерабатывающих заводах при первичной перегонке). У этой главной причины есть экономическая подоплека. Операторам рынка выгодно дешево покупать прямогонный бензин, самим добавлять в него присадки и пускать в розницу. РТС выступил с предложением ввести акцизы на прямогонный бензин. С таким предложением РТС дважды обращался к председателю правительства РФ Михаилу Касьянову и президенту страны Владимиру Путину. В ответ – одни отписки. Очевидно, в высших эшелонах власти есть чиновники, которым невыгодно положительно решать эту проблему. Но пока вопрос с прямогонными бензинами решен не будет, некачественный бензин будет попадать на рынок. В Московской области налоговая инспекция провела рейд и выявила, что в Москве и области сбывается 40% некачественного топлива. В Петербурге подобные рейды не проводились. Но г-н Ашихмин считает, что в северной столице не так широко, как в Москве, используют смешанный бензин и что в нашем городе некачественный бензин не превышает 15%. Однако количество АЗС в городе будет расти. Уже к концу 2002 года их число увеличится с 221 до 270. Потребность в АЗС возрастет в связи с вводом кольцевой автодороги. Не случайно розничный рынок нефтепродуктов в городе, годовой оборот которого уже сегодня оценивается примерно в 350 млн. долл., является перспективным. И не случайно к петербургскому топливному рынку все больше внимания проявляют крупные нефтяные компании. Так, приступила к исследованию рынка НК «Юкос». НК «Сибнефть» уже направила сюда ряд эмиссаров, организующих оптовые поставки. До настоящего времени в Петербурге складывался уникальный топливный рынок, на котором не доминировала ни одна компания. Сейчас наблюдается тенденция, когда взамен малому и среднему бизнесу, который занял прочные позиции в период передела рынка в 1990-е годы, приходят крупные нефтедобывающие компании. Так, весьма стремительно прочные позиции заняла «Славнефть», контролирующая 51 АЗС. Специалисты отмечают, что доминирование нефтяных компаний повышает риск в обеспечении поставок нефтепродуктов в отдельные периоды года. Оптимальный вариант, считают они, – это когда половину рынка имеют малый и средний бизнес, а другую половину – крупный бизнес. Такой рынок считается сбалансированным и конкурентным.
Петербургский Час Пик , 10.04.2002



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru