Эксперты прогнозируют, что время стабильных цен на внутреннем топливном рынке подходит к концу и в ближайшее время ожидается их повышение. Отметим, что с января 2001 года по март 2002 цены на АЗС в Петербурге неуклонно снижались. Так, если в январе 2001 года литр бензина А-76 стоил 7, 23 руб. Аи-92 – 8, 82 руб., а дизельного топлива – 7,51 руб., то в марте 2002 года их цены соответственно составили 5,3 руб., 7,25 руб. и 6,18 руб. Но нефтяные компании уже заявили о повышении оптовых цен.
Так, с 1 апреля цена на 92-й бензин выросла на 500 руб. за тонну. А как только у операторов розничной продажи закончится бензин, который они закупали по низкой цене, цены на топливо поползут вверх. В Петербурге уже к концу апреля автомобильное топливо на заправках будет стоить на 5—10% дороже, чем в марте.
Председатель совета Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин не исключает возможности возникновения в городе топливного кризиса.
Уже сейчас наблюдается дефицит 92-го бензина. И предпосылки для кризиса налицо. Три нефтеперерабатывающих завода, которые влияют на поставки в регион — Московский, Ярославский и Староуфимский, встали на плановый ремонт. К тому же нефтяные компании (НК) стали увеличивать поставки на экспорт 76-го, 92-го бензина и мазута в связи с тем, что мировые котировки на топливо поднялись и его выгодно экспортировать. При этом грозящий нам дефицит топлива специалисты не связывают с сокращением добычи нефти. НК да и Министерство природных ресурсов РФ заявляют о приросте добычи нефти.
Проблема в том, что внутренний российский рынок всегда обеспечивался по остаточному принципу. В стране нет программы поставок на внутренний рынок. А потому этот рынок снабжается хаотично. Гарантированное топливо могут получать только те торгующие организации, у которых есть прямые договоры о поставке с НК. Однако большинство операторов рынка на прямые договоры идти не могут, так как добывающие компании требуют 100% предоплаты. Поэтому малые и средние операторы покупают топливо у перекупщиков.
Дефицит топлива может привести к ухудшению его качества.
Проблема качества существует и сейчас, причем, по данным Российского топливного союза (РТС), есть несколько причин некачественного бензина.
Это, в частности, технологические сбои нефтеперерабатывающих заводов и нарушение технологических цепочек доставки топлива с нефтехранилищ на АЗС. Но главная причина – поставка с заводов так называемых прямогонных бензинов (полученные на нефтеперерабатывающих заводах при первичной перегонке). У этой главной причины есть экономическая подоплека.
Операторам рынка выгодно дешево покупать прямогонный бензин, самим добавлять в него присадки и пускать в розницу. РТС выступил с предложением ввести акцизы на прямогонный бензин. С таким предложением РТС дважды обращался к председателю правительства РФ Михаилу Касьянову и президенту страны Владимиру Путину. В ответ – одни отписки. Очевидно, в высших эшелонах власти есть чиновники, которым невыгодно положительно решать эту проблему. Но пока вопрос с прямогонными бензинами решен не будет, некачественный бензин будет попадать на рынок. В Московской области налоговая инспекция провела рейд и выявила, что в Москве и области сбывается 40% некачественного топлива. В Петербурге подобные рейды не проводились. Но г-н Ашихмин считает, что в северной столице не так широко, как в Москве, используют смешанный бензин и что в нашем городе некачественный бензин не превышает 15%.
Однако количество АЗС в городе будет расти. Уже к концу 2002 года их число увеличится с 221 до 270. Потребность в АЗС возрастет в связи с вводом кольцевой автодороги. Не случайно розничный рынок нефтепродуктов в городе, годовой оборот которого уже сегодня оценивается примерно в 350 млн. долл., является перспективным. И не случайно к петербургскому топливному рынку все больше внимания проявляют крупные нефтяные компании. Так, приступила к исследованию рынка НК «Юкос». НК «Сибнефть» уже направила сюда ряд эмиссаров, организующих оптовые поставки. До настоящего времени в Петербурге складывался уникальный топливный рынок, на котором не доминировала ни одна компания. Сейчас наблюдается тенденция, когда взамен малому и среднему бизнесу, который занял прочные позиции в период передела рынка в 1990-е годы, приходят крупные нефтедобывающие компании. Так, весьма стремительно прочные позиции заняла «Славнефть», контролирующая 51 АЗС. Специалисты отмечают, что доминирование нефтяных компаний повышает риск в обеспечении поставок нефтепродуктов в отдельные периоды года. Оптимальный вариант, считают они, – это когда половину рынка имеют малый и средний бизнес, а другую половину – крупный бизнес. Такой рынок считается сбалансированным и конкурентным.
Петербургский Час Пик ,
10.04.2002