Rambler's Top100
Лениградская Правда
12 AUGUST 2020, WEDNESDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Прокуратура лезет в котлован
11.04.2002 00:01
Генеральной прокуратурой возбуждено уголовное дело по итогам проверки Счетной палатой деятельности РАС ВСМ. Проверка, проведенная осенью 2001 года, констатировала серьезные нарушения в «правильности и эффективности использования кредита Великобритании на сумму 200 миллионов долларов, привлеченного РАО ВСМ под гарантии правительства России для строительства нового транспортно-коммерческого центра в Санкт-Петербурге». Впрочем, констатировать эти нарушения (о которых не раз писала «Новая газета») можно было и без проверки СП. Стоит хоть раз пройти мимо гигантского котлована, вырытого на месте запланированного центра у Московского вокзала, а затем узнать, что на его рытье, оказывается, уже израсходовано более 65 млн долларов. В общем, все по Аркадию Аверченко: «Она схватила ему за руку и неоднократно спросила, где ты девал деньги»... Как сообщается и письме Генпрокуратуры, в действиях руководителей РАО ВСМ «усматриваются признаки преступления, предусмотренного частью второй статьи 176 УК РФ (незаконное получение государственного целевого кредита и его использование не но прямому назначению, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству)». Заметим, что указанная статья предусматривает штраф в 500 - 700 МРОТ (на сегодняшний день - от 5 до 7 тысяч долларов) или от двух до пяти лет в местах не столь отдаленных. За что же грозит такое наказание? ВСМ-эпопея тянется уже одиннадцатый год. 13 сентября 1991 года Борис Ельцин подписал указ № 120 «О создании высоко-скоростной пассажирской железнодорожной магистрали Петербург - Москва». Ведено было считать создание ВСМ «одним из приоритетных инвестиционных проектов, осуществляемых при участии государства». Для начала РАО ВСМ получило в бессрочное пользование земельные участки для строительства транспортно-коммерческого центра (ТКЦ) у Московского вокзала. Предполагалось построить комплекс, сочетающий в себе вокзал, «пятизвездочную» гостиницу, крытую автостоянку, магазины и офисы. Всего проект «тянул» на 377 миллионов долларов, из которых 200 миллионов предполагалось получить у английских банков в качестве инвестиционного кредита. Естественно, англичане соглашались дать такие деньги лишь под гарантии правительства России. Правительство же, в свою очередь, потребовало от Петербурга контргарантий возврата кредита. С этим согласился мэр Анатолий Собчак, а затем и сменивший его губернатор Владимир Яковлев. 14 октября 1997 года в Лондоне было подписано соглашение между Внешэкономбанком РФ и банками «Агриколь Индосуэц» и «Эс Би Си Варбург» о предоставлении на строительство ТКЦ кредита в размере 200 миллионов долларов сроком на 10 лет с процентной ставкой 7,3% годовых. А еще через неделю, 21 октября, Владимир Яковлев поставил спою подпись под договором поручительства, по которому Петербург обязывался отвечать в полном объеме перед Минфином за то, что РАО ВСМ вернет английский кредит с процентами (общая сумма долга за 10 лет должна была составить 400 млн. долларов). «Высокоскоростные» строители снесли несколько исторических зданий на месте будущего ТКЦ (невзирая на протесты общественности) и приступили к рытью котлована. Но согласно питерскому законодательству подписи губернатора было недостаточно для выдачи контргарантий по кредиту: договор должен был быть утвержден Законодательным собранием. А с этим вышла незадача: противники проекта во главе с тогдашним первым вице-губернатором Игорем Артемьевым и рядом депутатов встали стеной против выдачи поручительства. Они рассуждали так. В соответствии с договором город получал всего одно почетное право - платить деньги. Город заранее отказывался от права оспаривать выставляемые счета, не имел права отказаться от поручительства, даже если станет ясно, что стройка стоит, а деньги уплывают мимо, и не мог контролировать РАО, поскольку имел только 4,7% его акций. Что касается окупаемости ТКЦ, то она представлялась ненаучной фантастикой. В итоге дискуссий 1998 года договор поручительства не был утвержден - что, однако, вовсе не помешало РАО ВСМ тратить деньги. Уже к марту 1999 года сумма «освоенных», а точнее - закопанных в котловане средств достигла 49 миллионов долларов. А к январю 2001 года - уже 65 миллионов долларов. Одновременно разворачивалась не раз описанная «Ногой газетой» история с попытками федерального правительства возложить «высокоскоростной» долг на бюджет Санкт-Петербурга. И лишь усилиями группы питерских депутатов Госдумы удалось в конце прошлого года добиться освобождения города от этого бремени. Эти же депутаты и обратились в Счетную палату - чтобы получить ответ на самый интересный во всей этой эпопее вопрос: «где ты девал деньги»? На что истрачены британские миллионы? Зачем потребовалось привлекать гигантский кредит на реализацию безнадежно неокупаемого проекта? Почему Минфин и правительство РФ снисходительно взирали на то, как РАО ВСМ, являющееся почти обанкротившейся организацией (по облигациям РАО ВСМ уже давно рассчитывается государство), «осваивает» средства, увеличивая внешний долг страны на 400 тысяч долларов в неделю? Возможно, после проведения расследования, которое поручено Главному следственному управлению питерского ГУВД, мы получим ответы на эти вопросы. Xотя неведомо куда уплывшие деньги вряд ли удастся вернуть. Да и в то, что кто-то понесет за все это реальную ответственность, верится с трудом...
Новая газета – СПб , 11.04.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2020, Ленправда
info@lenpravda.ru