Rambler's Top100
Лениградская Правда
21 JANUARY 2020, TUESDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Тень башни "Петра Великого"
28.05.2002 00:01
В начале апреля руководство ЗАО «ЛенСпец-СМУ» представило на суд общественности концепцию развития островов Бычий и Безымянный, примыкающих к Крестовскому острову. Строители планируют полное переустройство островов. Губернатор принципиально одобрил проект и распорядился провести конкурс на благоустройство территории.

«Северная Венеция» в миниатюре

Претенциозное название предложенного проекта - «Северная Венеция», эксплуатирует модную накануне празднования 300-летия города историческую тему. Когда-то при строительстве Петербурга первый губернатор города Александр Меншиков планировал сделать «Северной Венецией» Васильевский остров, прорыв вместо привычных улиц каналы. Именно тогда и появилась сохранившаяся до сих пор «линейная» нумерация домов вместо традиционной.

Сейчас эту идею планируют воплотить на упомянутых выше островах. Каналы должны не только украшать и навевать лирические мысли на обитателей жилых домов. Предполагается, что в них будут стоять яхты и моторные лодки хозяев элитных квартир. Всего же планируется возвести зданий жилого и общественного назначения общей площадью 70 тысяч кв.м. Кроме того, планируется сделать гребной канал, отделяющий острова от Крестовского, олимпийским и построить трибуны. Последнее обстоятельство - дань градостроительному плану развития Санкт-Петербурга.

Информация к размышлению

Кстати, на этом самом градостроительном плане острова Бычий и Безымянный окрашены в зеленый цвет. Это не просто дань цветовым пристрастиям составителей документа. Каждая краска имеет определенное функциональное значение. В данном случае - это рекреационная зона, в которой по градостроительным нормам и законам не может быть жилой застройки. Единственное, что там можно возводить и размещать, если придерживаться закона, это спортивные сооружения. Но даже такое строительство должно пройти тщательное и всестороннее согласование.

Дело в том, что острова Бычий и Безымянный входят в так называемую объединенную охранную зону памятников культуры федерального и городского значении, к которым относится, например, Елагин дворец.

В настоящее время среди противников проекта застройки Бычьего ходят слухи о том, что градостроительный план втайне переделывают, и зона островов поменяет зеленый цвет на белый. Такое пятно означает, что на данной территории можно строить все что угодно.

Представленный ЛенСпецСМУ» проект, позиционируемый пока только как идея
вызывает много вопросов. То, что существующий гребной канал в принципе нельзя сделать олимпийским, генеральный директор «ЛенСпецСМУ» Вячеслав Ларенков не знать не может, поскольку является президентом Федерации академической гребли Петербурга и сам когда-то занимался этим видом спорта в «Динамо». Для исполнения задуманного существующий канал необходимо продлить минимум на километр. Но в сторону Крестовского острова это сделать невозможно - в зону строительства попадет губернаторский теннисный клуб. Удлинение же канала в сторону Финского залива делает бессмысленным строительство трибун на острове Бычий.

Кроме того, для соответствия гребного канала олимпийским нормам его необходимо расширить минимум в полтора раза. А для этого, соответственно, придется просто срезать кусок и так небольшого но размерам островка Бычий либо «отстригать» участок Приморского парка Победы с только что реконструированной гоночной трассой -Невское кольцо».

«Битва» за острова

Острова Бычий и Безымянный попали и зону "больших» интересов еще в начале 60-х годов XX века. По некоторым данным, там планировалось строительство виадука для Северо-Западного скоростного диаметра. Около острова Бычий даже возвели опору-бык для моста, Попытка найти хоть какие-то документы, регламентирующие это строительство, не увенчалась успехом, Возможно, их и не существовало, а было просто негласное распоряжение ЦК КПСС. Денег на строительство тогда не нашли. Острова продолжали оставаться «ничьими».

В середине 60-х там обосновался яхт-клуб Кораблестроительного института (ныне это Санкт-Петербургский морской технический университет). В конце 60-х была предпринята попытка смены хозяев земли. Однако территория осталась за яхт-клубами, которых к тому моменту на островах было уже три (Балтийского морского пароходства, ДОСААФ и Корабелки). Вся эта подковерная борьба происходила на фоне негласного запрета на ведение какого-либо строительства.
Неофициально он был, наконец, отменен около полугода назад, когда окончательно решили, что Северо-Западный скоростной диаметр пройдет далеко в стороне от этого места. И вот тогда началась настоящая борьба за острова.

Теперь они попали в зону интересов застройщиков Крестовского острова. Первоначально с проектом строительства выступило некое 000 «Остров». На Безымянном и Бычьем планировалось возведение элитной яхтенной стоянки и 4 гостиничных коттеджей для заморских гостей.

Этот проект у самих яхтсменов вызвал, мягко говоря, большие сомнения. В мировой практике те, кто предпочитает яхтинг другим видам отдыха, не пользуются гостиницами, а живут на собственных судах. Яхтсменам-путешественникам необходима только стоянка.

Вариант загруженности гостиницы другими туристами тоже вызывает сомнения. Бычий и Безымянный расположены на самой оконечности Крестовского острова. Бизнес-туристы вряд ли будут расходовать свое время для того, чтобы иметь возможность полюбоваться красотами Финского залива.

Расчет на другие категории тоже может не оправдаться - стоимость номера явно увеличится при необходимости доставлять гостей к ближайшей станции метро или в исторический центр города.

Кроме того, международная регата «Катти-Сарк» в 2003 году обойдет наш город стороной, и под вопросом планируемый к 300-летию Петербурга "Морской салон». А значит, наплыва туристов со стороны моря ожидать не приходится. Таким образом, реализация проекта, предложенного 000 «Остров», представляется сомнительной.

Брат и сестра

Однако формально 000 «Остров» может рассматриваться как один из потенциальных конкурентов «ЛенСпецСМУ», хотя, с другой стороны, может перейти в разряд привлеченных инвесторов, Генеральный директор «ЛенСпецСМУ» Вячеслав Заренков официально заявил, что реализация проекта «Северная Венеция» потребует 500 миллионов долларов, из которых найдено пока только 130-140 миллионов.

Но самые большие вопросы вызывает строительство каналов на острове, наличие которых и позволило назвать проект «Северной Венецией». Планируется, что их будет три, они прорежут кусок суши поперек, сделав из и так небольшого островка три и вовсе крошечных. Мощное течение Невы, ежегодные наводнения вполне способны спровоцировать форс-мажорные обстоятельства, когда вложенные в проект средства могут быть в буквальном смысле смыты водой. Невольно напрашивается аналогия со знаменитым в свое время, но подзабытым сейчас проектом башни "Петра Великого" на Васильевском острове. Это совместное детище АО «ЛенНИИпроект», британской фирмы Wilson Mason и АО «Корпорация XX трест» так и не появилось на свет. Зато из городского бюджета под строительство была получена ссуда в размере 1,2 миллиона долларов. Формально проект закрыли по требованию «возмущенной общественности». В прессе появилась масса публикаций историков, архитекторов, искусствоведов, возражающих против строительства башни. Считается, что последнюю точку в этой истории поставило письмо академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Однако есть мнение, что известного ученого, к сожалению, «использовали втемную», и именно такой вариант развития событий предполагался с самого начала.

Ситуация c возвращением долга до сих пор не ясна. было и внешнее управление, и несколько арбитражных судов. Сегодня о "Корпорации ХХ трест" не слышно на сроительном рынке Санкт-Петербурга". А ее бывший генеральный директор Сергей Никешин ныне возглавляет бюджетно-финансовый комитет Законодательного собрания города. Но похоже, в ближайшее время старая история с башней вновь станет предметом для разбирательства - судьбой кредита, полученного под ее строительство, по слухам, заинтересовалась Контрольно-счетная палата Законодательного собрания Петербурга. С которой, кстати, у господина Никешина отношения не самые лучшие.

Аналогия, проводимая между двумя проектами - башней «Петра Великого» и «Северной Венецией» - навевает неприятные ассоциации.

С одной стороны, возможен вариант «строительной пирамиды» с привлечением денег инвесторов, в том случае, если фирме необходимы оборотные средства для завершения строительства уже начатых домов. Нельзя также исключать и возможность «черной» перекачки хотя бы части средств от полученного кредита на грядущую кампанию по выборам губернатора. В таком случае можно предположить, что по договоренности между городской администрацией и «ЛенСпецСМУ» крупнейшая строительная корпорация в обмен на это рассчитывает получить новые пятна под застройку.

Мулле против губернатора

Ситуация с осуществлением проекта «Северная Венеция» может осложниться тем, что остров Бычий в середине девяностых годов стал штаб-квартирой шведского сказочного персонажа - человечка по имени Мулле, придуманного писателем Госта Фома. Этот герой - стержень разработанной в Швеции обучающей детской экологической программы. Движение Мулле шведы пропагандируют по всему миру. Случилось так, что руководитель яхт-клуба Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Константин Немчинов по совместительству стал «дедушкой» российских Мулле. А Петербург - первым городом России, где начали внедрять эту программу.

Константин Немчинов уверяет, что шведы готовы выделить средства для благоустройства всей территории острова Бычий. А именно неблагоустроенность территории остается основой претензий городской и районной администраций.
Однако складывается парадоксальная ситуация. Шведы просят подтвердить, что территория Бычьего останется за яхт-клубами и Мулле, и только после этого будут выделять средства, а городская администрация требует от Немчинова подтвердить наличие денег на благоустройство. А пока идут бесконечные переговоры и дебаты в Законодательном собрании, «ЛенСпецСМУ» выходит па городскую арену со своим новым проектом.

Однако мулле, по-видимому, просто так не сдадутся. В начале июня в Стокгольмской ратуше, в зале Нобелевских лауреатов, русские мулле, выигравшие ежегодной конкурс, проводящийся среди 300 стран, должны получить почетную медаль из рук короли Швеции.

Как стало известно «Версии в Питере», шведские СМИ уже поставлены в известность о том, что российских малолетних экологов могут лишить дома, и с нетерпением ждут приезда губернатора Владимира Яковлева. Глава администрации Петербурга по протоколу обязан присутствовать при вручении награды, и может попасть в неловкое положение. Если Владимир Яковлев примет приглашение, то ему придется отвечать на неприятные вопросы шведских журналистов, и этой ситуацией не преминут воспользоваться противники Яковлева, в случае если нынешний губернатор решит баллотироваться на третий срок.

Если же он откажется от посещения Швеции, то по имеющимся данным в Стокгольм пригласят губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова, который в последнее время становится все более популярным и публичным политиком.
Версия-СПб , 28.05.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2020
01
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2020
01
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2020, Ленправда
info@lenpravda.ru