Rambler's Top100
Лениградская Правда
5 DECEMBER 2021, SUNDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Дамба поперек залива или поперек горла?
22.07.2002 00:01
В минувшую пятницу в Доме ученых, вероятно, была поставлена точка в конфликте пятнадцатилетней давности. Именно в 1987 году в Ленинграде разразился скандал, разделивший горожан на сторонников и противников дамбы. Демократия только постучалась в двери советского общества, и у большинства захватило дух от возможности встать на защиту своих экологических прав - это тогда было внове, - в пух и перья разнести проект, курируемый высшим руководством страны, ну и выступать от имени народа. Самые шустрые воспользовались дамбой как трамплином для собственной политической карьеры. И получилось...

Без митингов

Нынешнее заседание, посвященное "Анализу экологического влияния проекта завершения строительства комплекса сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений", не имело ничего общего с митингами и дискуссиями конца 80-х. Хотя и называлось заключительными общественными слушаниями по проекту. Спокойная атмосфера, типичная для солидного заведения, обилие иностранцев - ведь докладывали в основном эксперты голландского консорциума "НЕДЕКО"...

Год назад правительство РФ приняло решение о достройке комплекса защитных сооружений (КЗС) Санкт-Петербурга от наводнений. Среди намеченных правительством источников финансирования большую часть составляют зарубежные, в частности заем Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Общественные слушания - обязательное условие, которое поставили европейские финансисты перед правительством России.

Прежде чем выдать кредит на достройку сооружения, ЕБРР должен получить заключение независимых экспертов, а затем выслушать мнение народа. И только потом - деньги. Так западные банкиры подстраховываются от сомнительных проектов, прокредитовав которые можно и репутацию подмочить.

Чтобы выполнить условия банка, Госстрой нанял экспертов из голландской фирмы "НЕДЕКО". Кстати, за счет гранта правительства тех же Нидерландов.

Куда пойдет рыба

По сути, в пятницу в Доме ученых наконец-то прозвучал более или менее объективный ответ на вопрос - наносит ли дамба экологический ущерб природе. Во-первых, прошло время, за которое должны были вылезти "уши" всех имеющихся негативных воздействий. Во-вторых, заподозрить голландцев в необъективности трудно.

К каким же выводам пришли эксперты консорциума "НЕДЕКО"?

Построенная часть дамбы частично повлияла на распределение течений в Невской губе. У северного и южного побережий образовались зоны с пониженной скоростью течения. Вот почему жители поселков южного и северного побережий Финского залива стали наблюдать зарастание бывших песчаных пляжей камышом. Более того, с доведением строительства до логического конца камыш начнет куститься еще активнее - площади с интенсивным ростом макрофитов возрастут еще на 5 процентов.

Для отдыхающих это плохо, а вот живности - в самый раз. Как считают эксперты, "макрофиты создают благоприятные условия для нереста рыб, гнездования птиц". И тут же советуют: где это необходимо, косить камыш.

Построенный участок дамбы изменил и распределение невской воды. Теперь основные потоки омывают остров Котлин с юга, поскольку с северной стороны путь им преградил КЗС. С южной же остался 940-метровый проран (разрыв). Но после достройки баланс распределения водных потоков приблизится к естественному. Так что в данном смысле доведение проекта до логического конца просто необходимо.

Водопропускные сооружения, по мнению голландцев, не помешают прохождению на нерест рыбы. Скорость течения воды в них увеличится, однако крейсерская скорость рыбы все равно выше, она сумеет проскользнуть в Невскую губу.

Да, уловы в Финском заливе заметно снизились. Но опять-таки КЗС здесь ни при чем. Показатели рыболовецких совхозов и артелей падают все последние 20 лет, сократившись чуть ли не в два раза. Эксперты объясняют это естественными гидроклиматическими процессами, а также переходом к рыночной экономике. Рынок, разумеется, сказался не на нересте рыбы, а на боеспособности рыболовецкой флотилии.

Но имеется цифра, которая оценивает реальный ущерб. Дамба заняла своим телом реальную площадь залива, изъятие которой оценивается для рыбных нерестилищ ущербом в 180 тысяч долларов ежегодно. Правда, на Неве построен завод по разведению лосося, деятельность которого окупает данный ущерб.

Самый тонкий момент, пожалуй, - экологическая ситуация в Невской губе. Безусловно, ее создает не дамба, а стоки пятимиллионного Петербурга. На сегодня 70 процентов их очищается, а одна треть шурует в Неву, реки и каналы Питера прямо, простите, из отхожих мест! Вместе с речной водой вся эта "роскошь" собирается в мелководной, хорошо прогреваемой Маркизовой луже. И в этом "бульоне" кипит-веселится своя жизнь - произрастают водоросли, плодится патогенная микрофлора. Неудивительно, что в летний период в Невской губе были найдены места, в которых содержание кишечной палочки превышало норму в 240 раз!

А какие залежи токсинов - тяжелых металлов, стойких органических загрязнителей - были обнаружены в донных отложениях! Словом, Невская губа - тяжело больна независимо от того, есть дамба или ее нет. Так считают эксперты. Надо что-то решать. Например, достраивать Юго-Западные очистные сооружения, которые примут на себя почти всю треть неочищенных стоков. Их планируется завершить в 2004 году.

По пояс в воде

Что будет, если оставить все как есть - то есть бросить дамбу недостроенной?

Наводнения. По статистике, в Петербурге происходит одно наводнение в год. Однако за последние десятилетия частота их возросла. Так за 22 года, начиная с 1980, произошло 46 подъемов воды. Причем, число катастрофических среди них увеличивается. За последние 30 лет наводнений случилось больше, чем за все предыдущее столетие. И потери от одного среднестатистического наводнения возросли с 70 миллионов долларов до 90.

При подъеме воды больше чем на 3 метра, а такое случается раз в 50 лет, могут быть разрушены автодороги, мосты, набережные, затоплены системы метрополитена, произойдут аварийные переливы канализации. Пострадают и исторические ценности, памятники культуры. Ведь подтапливается именно историческая часть города, вспомним только стоящий прямо на набережной Эрмитаж...

- Не хотелось, чтобы события, происходящие сейчас на юге России, повторялись в Санкт-Петербурге, - говорит начальник управления экономики и международной деятельности Госстроя России Георгий Маркосов. - Не защитить северную столицу от наводнений - преступление. Весь мир помнит, как одно из разрушительных наводнений чуть не смыло с лица земли Роттердам. Ущерб тогда измерялся миллиардами долларов. Не случайно к оценке проекта мы привлекли опытных в этой сфере голландцев.

После достройки КЗС c наводнениями в Питере должно быть покончено. Уровень воды в Неве, даже при самых сильных ветрах, не поднимется выше отметки 160 сантиметров. В случае опасности защитные сооружения опустят, закроют створы, перекрыв ход воде из Финского залива. А поскольку максимальный подпор морской воды непродолжителен, зеркало Невской губы, а значит, рек и каналов, за счет нагона из Невы не поднимется выше 10 сантиметров.

Если на одну чашу весов положить ущерб от строительства дамбы, а на другую - ущерб от наводнений, очевидно - вторая перетягивает.

Плывуны выходят наружу

Тем не менее у дамбы есть противники. Они тоже выступали на общественных слушаниях.

Некоторых ученых и защитников природы из общественных организаций тревожит возможность изменения режима течений грунтовых вод, которые может повлечь давящее на морское дно тяжелое тело дамбы. Кто-то из них убежден, что авария на метрополитене между "Лесной" и "Площадью Мужества" - следствие строительства дамбы. Ожил "выдавленный" огромной тяжестью подземный проток, отчего и образовался плывун...

Другие утверждают, что отсутствие нагонной волны, являющейся природной "щеткой", очищающей Невскую губу, окончательно превратит ее в отстойник. Да, всю грязь она увлекала за собой в Балтику, пригоняя взамен свежей водицы. Достройка дамбы прикроет лавочку. Поэтому, дескать, западникам и выгодно отгородить от себя Питер стенкой.

Третьи замечают, что проект не учел движения автотранспорта, которое откроется с вводом дамбы. Дело в том, что попадающие в воду аэрозоли от автомобильных выхлопов оказались не учтены в проекте.

Высказанные общественностью замечания обещали учесть. И не только сотрудники "НЕДЕКО". "Свое мнение будут формировать с учетом мнения общественности и эксперты ЕБРР, наблюдавшие за ходом слушаний, - говорит заведующий секцией по связям со СМИ банка Ричард Уоллис. - Если общественность скажет "нет", это сильно повлияет на выводы наших экспертов".

А пока правительство Касьянова ведет с ЕБРР переговоры, в которых участвуют Министерство финансов, Минэкономики и Госстрой. В программе заимствования, которая была принята бюджетом прошлого года, предусмотрен заем в 215 миллионов долларов. Если эксперты ЕБРР примут положительное решение, соглашение подпишут в ноябре. И уже в декабре на счет проекта поступят первые деньги. А завершить дамбу планируют в 2008 году.

P.S. Слушания завершены. Вероятность достройки КЗС велика. Скорее всего, так и случится. А наши дети и внуки будут вспоминать горевшие в наших сердцах эмоции, как забавные казусы перестроечной поры. Как показало время, эмоций все-таки было больше... И еще - возможно, дамба заставит нас задуматься о той грязи, что мы сбрасываем в Невскую губу. В конце концов, пора учиться жить чисто. А научиться этому можно, только начав расхлебывать свое собственное дерьмо самим.
Новая газета - СПб , 22.07.2002


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2021, Ленправда
info@lenpravda.ru