Rambler's Top100
Лениградская Правда
21 OCTOBER 2019, MONDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Бензин, обидеть норовишь
31.07.2002 00:01
Два года назад на розничном топливном рынке Петербурга работало 80 операторов, сейчас их всего 11, а через год будет не больше 7. Определяющая роль, скорее всего, останется за четырьмя - "Несте", "Лукойлом", "Славнефтью" и ПТК. Начавшаяся в 2000 году тенденция самопродажи питерских топливных операторов ныне переходит в стадию закономерности. Очередной мелкий торговец - кампания "Балтийский торговый дом", которая до недавнего времени называлась "Восход", - продал свой бизнес "Лукойлу".

Гиганты расчищают поляну

Первыми ласточками этого процесса стали в 2000 году компании "Баррель", "Л и нос" и "Прага". В мае они заключили договор франчайзинга с НГК "Славнефть" и фактически поменяли собственника. Участниками топливного рынка этот шаг был воспринят как начало экспансии крупных вертикально интегрированных структур на топливный рынок Петербурга. Под флагом "Славнефти" заработали 30 автозаправочных станций.

Около года назад на питерском топливном рынке началась лихорадка. В августе 2001 года скоропостижно скончался глава компании "Балт-Трейд" Виталий Рюзин. "Балт-Трейд" был втянут в имущественный спор и ослаб. Далее процесс смены собственников мелких топливных операторов пошел без остановок.

В конце декабря президент холдинга "Фаэтон" объявил о продаже топливного бизнеса все той же "Славнефти". Хотя сделка не состоялась, руководство холдинга ищет новых покупателей. На этом экспансия "Славнефти" приостановилась из-за внутренних проблем компании. Однако даже на этом этапе ее доля рынка составляет 11%, а с учетом "Фаэтона" могла увеличиться до 25%.

Весной активизировался "Лукойл". Заявлен план расширения питерской розничной сети до 50 АЭС. К своим 10 станциям "Лукойл" добавил еще 9, купив компанию "Базальт". В начале июня сдался нефтяному гиганту "Восход" с его 8 станциями. Доля "Лукойла" быстро приближается к 15%.

Очевидно одно: мелких и средних операторов уже не осталось. На рынке работают либо "дочки" нефтяных компаний и структуры, связанные с нефтяниками договорами ("Шелл", "Несте", "Киришиавтосервис", "Лукойл", "Татнефть", "Славнефть"), либо топливные операторы средней величины, подготавливаемые к продаже ("Балт-Трейд", "Фаэтон"). Несколько особняком стоит Петербургская топливная компания, у которой отлажены отношения с "Сургутнефгегазом". Не раз в ПТК поступали предложения о продаже бизнеса - в частности, от того же "Лукойла". На недавней пресс-конференции по итогам деятельности компании за первое полугодие 2002 года была обозначена стоимость ПТК - 250 миллионов долларов. Может, это объявление - обозначение цены для своих покупателей?

Таким образом, розничный топливный рынок представлен всего 11 операторами. Еще два года назад их было около 80, а еще через год останется не более 7. Причем определяющая роль останется за четырьмя - "Несте", "Лукойлом", "Славнефтью" и ПТК. Конечно, какой-нибудь гигант может вмешаться в игру. Но такая вероятность уже невелика.

На это способен, пожалуй, только "Сургутнефтегаз". На его НПЗ в Киришах полным ходом идет установка гидрокрекинга для более глубокой переработки нефти. Развита сеть областных нефтебаз и автозаправочных станций (впрочем, убыточных). Недавно "Сургутнефтегаз" вписался в проект строительства Приморского порта.

Весь бизнес этой компании направлен на экспорт, к рознице президент компании Владимир Богданов пока интереса не проявляет, однако стабильный сбыт больших объемов на внутреннем рынке может заинтересовать и его.

Операторы под прессом

Перемены на розничном рынке начались в 2000 году, но корнями уходят в "кризисы" 1999-го. Все помнят тогдашнее резкое повышение цен на топливо и последующее возбуждение антимонопольным комитетом дела о сговоре. По прошествии времени становится очевидным - на розничные цены прежде всего влияет ситуация на мировых товарных рынках. В начале 1999 года мировые цены на нефть увеличились в разы. Чтобы выбросить на экспорт максимальный объем, компании просто приостановили отпуск нефтепродуктов на внутренний рынок, а затем существенно подняли отпускные цены на заводах. Оставшись на "сухом пайке", некоторые мелкие операторы год влачили жалкое существование. Потеря клиентуры и необходимость вложений в реконструкцию АЭС заставили принять назойливые предложения о продаже. Так, ушли с рынка "Баррель", "Ли-нос", "Прага" и "Велиор".

Расширению крупных компаний объективно помогли и власти. Возбужденное антимонопольным комитетом дело, протекция городских властей, изменения законодательства не в пользу мелких трейдеров сыграли на руку гигантам.

В итоге мелкие и средние компании уже не имели возможности развивать свой бизнес. Кроме того, принятые управленческие решения осложнили их финансовое положение. Например, "Балт-Трейд", как уверяют, вел неоправданную кредитную политику. А "Фаэтон" выпустил годовой талон, который при неясной ценовой ситуации, скорее всего, приведет к убыткам. Примеры можно продолжить.

Так наступила вторая волна продаж. Независимые операторы оказались явно не готовы к новому подъему отпускных цен на НПЗ.

Налоги толкают к продажам

Свою лепту внесло и федеральное правительство со своим вариантом реформы налогообложения малого бизнеса. С 1 января 2003 года автозаправочные станции не смогут работать по принципу вмененного налога (в Петербурге около половины розничных торговцев нефтепродуктами работают именно по этому принципу). Правительственное нововведение эксперты считают обоснованным - непонятно было, почему сумма уплаченных налогов двух одинаковых АЗС должна отличаться в разы. Тот же "Восход", разделившись на малые предприятия "Кедр", "Сапфир", "Алмаз", "Меркурий", мог законно не платить 5-процентный налог, что позволяло держать цены копеек на пятьдесят ниже среднерыночных. Правительство, регулируя налоговое законодательство, выкинуло на обочину таких топливных операторов. И им пришлось принимать решение о продаже.

Но и это еще не финал. С 1 января 2003 года отменяется налог на пользователей автомобильными дорогами. Взамен, при поддержке нефтяных компаний, на 45% возрастает акциз на бензин, который будет взиматься с объема реализованного топлива. Теперь весь бензин - качественный и фальсифицированный - будет облагаться одинаково. В итоге выгода от торговли некачественным топливом становится очень сомнительной. Кроме того, компетентным органам становится легче прослеживать всю цепочку перепродаж - каждое предприятие должно будет получить в МНС свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.

Ничего нового правительство не изобрело. Такая практика применяется во многих европейских странах. Однако в России любое здравое начинание имеет оборотную сторону. Во-первых, свидетельство будет выдаваться только тем предприятиям, которые имеют мощности для хранения нефтепродуктов. Таким образом, 90% оптовиков просто прекратит существование. Во-вторых, взимание акциза с АЗС по возвратной схеме увеличит финансовую нагрузку на мелкие компании. И, наконец, самое важное - у крупных нефтяных компаний появляется возможность отпускать топливо своим структурам без акциза, а сторонним - с акцизом.

Хорошо и плохо

На первый взгляд может показаться, что приход крупных нефтяных компаний на региональный топливный рынок - однозначно положительная тенденция: будет убрано посредническое звено, снизятся цены, стабилизируется рынок.

Все это верно. Но вопрос о стабильности весьма спорный. Для независимых операторов продажа топлива в России - единственный заработок. Поэтому они крутятся как белка в колесе, чтобы обеспечить наличие топлива на АЗС по приемлемым ценам. Нефтегиганты же зарабатывают и в России, и на мировом рынке. Плоха конъюнктура мировых цен - продают топливо в России, хороша - внутренний рынок их не интересует.

То же относится и к снижению цен при искоренении независимых трейдеров. Кто тогда будет конкурировать с крупными нефтяниками? А о конкуренции вертикально интегрированных компаний на внутреннем рынке можно лишь мечтать. Никто ведь не мешает им приводить внутренние иены к мировым, зарабатывая и там, и там.

Справка "Известий"

Потребительские цены на бензин в среднем по России за периоде 15 по 21 июля 2002 года повысились на 0.3 процента - с 8,91 до 8.94 рубля за литр. Цена на бензин марки А-76 выросла на 0.1%, АИ-92. АИ-93 -на 0,4%, марок АИ-95 и выше - на 0,6%. В Москве бензин подорожал в среднем на 0,1%, в Петербурге - на 0,3%.
Известия -СПб , 31.07.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2019, Ленправда
info@lenpravda.ru