Rambler's Top100
Лениградская Правда
26 NOVEMBER 2020, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Новый виток конкуренции по-русски. На примере "Северной верфи"
28.08.2002 00:01
Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области назначил рассмотрение апелляционной жалобы генерального директора ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" Валерия Венкова на 7 октября. В ней содержится просьба отменить решение арбитражного суда от 8 июля о взыскании с ОАО "Северная верфь" в доход федерального бюджета 603,9 млн. долл. Если жалоба не будет удовлетворена, встанет вопрос о банкротстве предприятия - такую сумму ни сама верфь, ни держатель ее контрольного пакета акций - московская холдинговая компания "Новые программы и концепции" (НПК) выплатить не в состоянии. Впрочем, как отмечают наблюдатели, подобную сумму не смогла бы выплатить ни одна российская компания.
Очевидно, что решение суда было вынесено не случайно в пользу сил, заинтересованных в смене собственника верфи. А инструментом для этих целей, считают на "Северной верфи", было выбрано силовое ведомство - прокуратура. Июльское решение арбитражного суда выносилось по иску заместителя прокурора Санкт-Петербурга в интересах Минфина РФ. И речь шла о взыскании с судостроительного предприятия суммы, которую с 1987 по 1996 год государство перечисляло на строительство корпусов двух эсминцев проекта 956. Эта сумма с учетом индексации, проведенной Минобороны, составила 182,6 млн. руб.
Однако в ходе июльского судебного заседания истец увеличил размеры иска до 603 900 000 у. е., при котором одна условная единица равна 1 доллару США по ставке ЦБ на день вынесения решения.
Исковые требования поддержало Министерство финансов РФ. Минобороны настаивало на возмещении первоначального варианта иска, т. е. на 182 млн. руб.
Суд обвинил предприятие в том, что оно незаконно приобрело недостроенные корпуса боевых кораблей, которые являются федеральной собственностью, достроило их и продало в Китай и, следовательно, незаконно обогатилось. В соответствии с п. 3 ст. 220 ГК РФ государство вправе требовать от верфи эсминцы. Но так как два эскадренных миноносца уже служат ВМС Китая и по нормам международного права возврату не подлежат, то возмещению подлежит сумма стоимости двух готовых эсминцев.

Сыр-бор из-за ржавых корпусов

На "Северной верфи" решение суда называют абсурдным. Корпуса эсминцев были заложены в конце 80-х годов на Ленинградском судостроительном заводе "Северная верфь" (с 1992 года - АООТ "Северная верфь") по заказу Минобороны для ВМФ СССР. Но в начале 90-х финансирование заказа хромало. Долг Минобороны к 1995 году превышал 40 млрд. руб. Это послужило причиной банкротства АООТ, которое не смогло выполнить свои обязательства перед кредиторами.
В 1997 году имущество общества, включая и два недостроенных корпуса эсминцев, которые находились на его балансе, было арестовано судебным исполнителем. ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" приобрело у АООТ недостроенные корпуса двух эсминцев за 3 млрд. руб. (они были перечислены государству). Договор купли-продажи проводился под наблюдением судебного пристава.
Заводские юристы ссылаются на законодательные акты, подтверждающие, что два недостроенных корпуса эсминцев, которые строились по договору подряда, государству не принадлежали и были приобретены верфью по закону. На момент их приобретения ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" имело лицензию на разработку и производство военной техники.
Недостроенные корпуса, как утверждают очевидцы, представляли собой убогое зрелище. Фактически треть оборудования одного из корпусов, который простоял под открытым небом 10 лет, пришлось демонтировать - многие узлы пришли в негодность. Подвергся коррозии и корпус другого эсминца. Весной текущего года Счетная палата оценила тогдашнюю готовность корпусов в 70% и в 40%. Но следует учесть, что строительная готовность корпусов не соизмерима со стоимостью готовых эсминцев. В стоимости корабля собственные трудозатраты верфи не превышают 15%. Две трети стоимости эсминцев приходится на вооружение. Корабли, которые были поставлены в Китай, оснащены ракетно-артиллерийским, бомбовым, торпедным, радиолокационным, противолодочными комплексами, а также не имеющими аналогов в мире противокорабельными сверхзвуковыми крылатыми ракетами "Москит".
Беспочвенны, по мнению председателя совета директоров ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" Андрея Дутова, и обвинения прокуратуры относительно незаконного обогащения верфи за счет продажи кораблей в Китай. Все полученные верфью деньги были потрачены на строительство эсминцев и выплату налогов. Предприятие построило два боевых корабля для Китая в соответствии с договором комиссии, подписанным с ГК "Росвооружение" (ныне - ФГУП "Рособоронэкспорт"). В 1999-2000 годах завод успешно выполнил экспортный контракт, который осуществлялся под контролем государственных органов. Корабли были приняты государственной комиссией. Передавал корабли заказчику ГУП "Рособоронэкспорт". Государство от данной сделки получило комиссионные - свыше 20 млн. долл.

Чисто российская конкуренция

Г-н Дутов решение суда о взыскании 603,9 млн. долл. связывает с борьбой за новый экспортный заказ на строительство трех эсминцев проекта 956 ЭМ, который по решению Российского агентства был размещен на "Северной верфи". Однако в борьбу за заказ вступил Балтийский завод, который, как утверждают специалисты верфи, имеет серьезные финансовые проблемы, не разрешимые без крупных финансовых вливаний.
Еще в марте текущего года гендиректор Балтийского завода г-н Шуляковский в письме, адресованном премьер-министру РФ Михаилу Касьянову, предупреждал, что быть простым изготовителем комплектующих по данному заказу предприятию невыгодно и что отсутствие должной загрузки производственных мощностей может привести к снижению объемов производства и поставит под угрозу экономику предприятия.
Ряд аналитиков рассматривает случившееся как желание конкурентов, имеющих сильное лобби в правительственных кругах, отобрать у НПК оборонные заказы, связанные с кораблестроением. В то же время они считают принципиально важным ради престижа страны поставить точку в данном споре. Балтийский завод практически может построить эсминцы. Но фактически сегодня это невозможно из-за недостатка времени. "Северная верфь" уже выполнила определенный объем работ. Если сегодня ее исключить из процесса, контракт на строительство трех эсминцев, оцененный в 1,4 млрд. долл., не будет реализован. Государство потеряет значительные деньги.

Бумерангом отзовется

На "Северной верфи" готовятся к долгим судебным тяжбам. Здесь понимают, что чиновники за свое решение будут биться до конца. Однако прецедент с "Северной верфью" может иметь непредсказуемые последствия. Признание недостроенных корпусов государственной собственностью может разрушить рынок вооружения. Значительная часть оружия, которое поставляется на экспорт, начинала строиться с советских времен. В разных правительственных ведомствах до сих пор нет единого мнения относительно того, к какому виду собственности следует относить незавершенное производство.
В случае, если иск Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области останется в силе, "Северная верфь" будет вынуждена предъявить свои иски. Они могут быть предъявлены к Российской Федерации, а также к субъектам РФ и муниципальным образованиям о взыскании уплаченных налогов из средств, полученных от иностранного заказчика. Общая сумма налогов, поступивших в бюджеты всех уровней, составила в 1999-2000 годах, по данным Счетной палаты РФ, примерно 1, 7 млрд. руб., в том числе в федеральный бюджет - 611 млн. Иски могут быть предъявлены российским предприятиям - субподрядчикам и поставщикам оборудования и вооружения. В строительстве эсминцев принимали участие свыше 600 крупных компаний из 15 регионов страны. Суммарно "Северная верфь" через банковские счета перечислила контрагентам в качестве платы за работу и продукцию 500 млн. долл. Подавляющее большинство предприятий не сможет удовлетворить иски, и верфь будет требовать в судебном порядке признания их банкротами. В то же время не исключено, что субподрядчики в свою очередь тоже предъявят иски к Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям о взыскании сумм уплаченных ими налогов. В общем, возникнет замкнутый круг...
Петербургский час Пик , 28.08.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2020, Ленправда
info@lenpravda.ru