Как известно, наш президент высказывается против культа личности -- против картин, бюстов, памятников... Но кто ж в нашем демократическом отечестве слушается президента? Берут и возвеличивают, увековечивают, пишут маслом. Вот недавно зэки новгородской колонии строгого режима поставили памятник российскому президенту. Президент появился в новгородском «строгаче» в начале нынешнего года. Владимир Владимирович в кольчуге на белом коне украшает промышленную зону колонии, а осужденные, проходя мимо, почтительно кланяются и снимают шапки
Зэки новгородской колонии признаются, что работать под приглядом Путина почетно. Что бы ты ни делал -- подметаешь территорию или доски строгаешь, -- все надо делать на совесть. Иначе Путин так посмотрит, что мало не покажется. А президентскому скульптору Ивану остальные зэки по-доброму завидуют
Изваял (можно так сказать про деревянную скульптуру?) второго президента РФ 38-летний зэк Иван Олейник, простой деревенский мужик. На зону, как объясняет сам Ваня, попал, можно сказать, по недоразумению -- в пьяной горячке убил свою сожительницу.
...Вообще-то появление Путина в новгородской колонии никто не планировал. На коне должен был восседать Александр Невский.
-- Но когда скульптор работал с лицом Невского, у князя отвалилась борода, -- рассказывает начальник колонии Владимир Карагодин. -- Я в этот момент как раз мимо проходил. Смотрю -- а передо мною лик Путина! Прямо знамение!.. Решили оставить все как есть и работать в этом направлении.
Шефа поддержала вся колония. Начальник деревообрабатывающего цеха, где трудится скульптор, хлопнул опешившего Ивана по плечу и подбодрил: «Ваяй, Ваня, президента! Не оплошай, на тебя вся зона смотрит». Зэк напрягся. Проштудировал газеты, пригляделся к портретам Путина. Больше всего ему понравился тот, где глава государства беседует с патриархом Алексием II, -- уж больно лицо у него там хорошее, взгляд серьезный и вдумчивый.
-- Ведь в скульптуре что главное? -- спрашивает Иван Олейник и тут же сам себе отвечает: -- Характер! А у нашего президента он есть. Мне кажется, Путин -- человек жесткий и очень умный, такой своего добьется. Поэтому я и одел его в военную форму. Нашего президента я уважаю, хороший он мужик, правильный. Все время его выступления по радио слушаю, дельные вещи он говорит.
Путина и его коня зэк Иван Олейник любовно вырезал из осины. Правда, не нашлось в деревообрабатывающем цехе дерева такой толщины, чтобы можно было цельного Владимира Владимировича вырезать. Пришлось собирать по частям: туловище, ноги и руки выстругивались по отдельности.
Зэки новгородской колонии признаются, что работать под приглядом Путина почетно. Что бы ты ни делал -- подметаешь территорию или доски строгаешь, -- все надо делать на совесть. Иначе Путин так посмотрит, что мало не покажется. А президентскому скульптору Ивану остальные зэки по-доброму завидуют и шепчутся между собой: «Ай да Ваня! Самого президента сделал! Вот отсидит свой срок, наверняка его в академию какую работать возьмут, он ведь теперь всех художников на воле за пояс заткнул!»
Кстати, по случайному стечению обстоятельств так сложилось, что именно в этой колонии строгого режима собрались художники из разных городов. Начальство лагеря решило этим воспользоваться и открыло художественную мастерскую. Дело пошло. Сначала скульптурами украсили всю территорию зоны, отделали кафе, клуб, административное здание. На территории «строгача», как раз напротив бараков, где живут сами заключенные, хлопают крыльями лебеди -- такое ощущение, что вот-вот птицы взмоют в небо. И пока не подойдешь совсем близко, ни за что не поверишь, что на самом деле они вырезаны из той же осины.
Когда колония превратилась в большой домик-пряник, руководство организовало здесь деревообрабатывающее предприятие. Заказы поступают со всего Северо-Запада. Скульптуры сказочных героев уезжают в детские сады и реабилитационные центры, вычурные лавочки и тенты -- в пансионаты. Приветствуются здесь и частные заказы. Любители блатной романтики в основном заказывают вешалки в виде смешного зэка с растопыренными пальцами или в образе строгой, но справедливой богини Фемиды. Никто из руководства колонии личные дела будущих хозяев деревянных безделушек не просматривает, но поговаривают, что некоторые из них уже свой срок отмотали и украшают свои дома подобными фигурками из-за тоски по темному прошлому. Но как бы там ни было, а прибыль колонии это приносит хорошую. Все довольны -- и зона не бедствует, и зэки при деле. Причем умельцы отсюда не исчезают: перед освобождением талантливый резчик оставляет несколько учеников, благо, что времени на учебу хватает, -- срок в «строгаче» не меньше пяти лет.
...Недавно в колонии побывал писатель, советник Президента РФ по вопросам помилования Анатолий Приставкин. Ему показали всю колонию -- корпуса, отделанные деревом, клуб с аквариумом и фонтанами и множество скульптур по всей территории зоны. Защитник зэков приятно удивился -- если бы не колючая проволока и заключенные в робах, можно было бы подумать, что находишься в престижном санатории. Но больше всего Приставкина впечатлил памятник Путину. Писатель сфотографировался рядом с ним и сообщил, что снимок при встрече обязательно подарит президенту. Теперь руководство колонии готовится принимать у себя главу государства -- вдруг он самолично решит взглянуть на свое изваяние? Больше всего по этому поводу нервничает скульптор Ваня Олейник. А что если Путину не понравится его памятник или возьмет президент и поинтересуется: за что мотает срок в колонии строгого режима такой талантище? Признаваться в убийстве сожительницы как-то неудобно...
Огонек ,
2.09.2002