Rambler's Top100
Лениградская Правда
18 SEPTEMBER 2021, SATURDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Неудобно жить
10.09.2002 00:01
Несколько лет назад в петербургской печати была опубликована история о том, как молодой британский преподаватель, гуляя со своей невестой, поскользнулся во время гололеда, упал в канализационный люк и погиб. Эта статья потом была перепечатана зарубежными СМИ, оказалась на различных интернет-сайтах в качестве примера нелепой трагической случайности и одновременно - риска, которому на каждом шагу в нашем городе может подвергнуться человек: не из-за природных катаклизмов или войн, а из-за масштабного разгильдяйства и безответственности. Через некоторое время по петербургскому ТВ выступал кто-то из высокопоставленных чиновников, гневно клеймивший подлого журналиста, который отпугивает от города зарубежных туристов и инвесторов, рассказывая всякие страшные вещи. А то, что эти вещи на самом деле происходят, по мнению чиновника, инвестора и туриста не отпугнет?

Недавно мы все тревожно следили, как в результате наводнений уходят под воду улицы старинных европейских городов - Праги, Дрездена, Зальцбурга. Жертвы среди населения, огромный материальный ущерб. Напора стихии не выдержала создававшаяся веками система дамб и плотин. К слову, в той же Праге в последние годы велась серьезная работа по защите от наводнений, которую не успели довести до конца - и вот результат. А у нас - уже не первый год говорят, что не сегодня-завтра город может накрыть такой волной, которой не было ни разу за все время его существования (Петербургу всего триста лет, и наблюдений за наводнениями в предыдущие столетия просто не велось, а эти беды имеют определенную цикличность). А делается ли что-нибудь для создания реальной, действенной защиты? Пресловутую дамбу достраивать, кажется, никто не собирается... И случись что - не стоит уповать на гуманитарную помощь из Европы, у которой сейчас и своих проблем хватает.

И тем более уж не стоит рассчитывать, что за немногие уже дни, оставшиеся до нашего юбилея, кто-то со стороны решит вкладывать серьезные средства в городские юбилейные проекты. Сколько бы ни произносилось заклинаний о "мировой столице", "всемирном культурном наследии". В эти дни ощущается какая-то всеобщая растерянность. Горожане ждут праздника не с радостным трепетом, а с какой-то обреченностью. Метро в зоне размыва не будет. Кольцевой автодороги не будет. Просто прибрать в празднику город не успеют, даже если все население решат регулярно выводить на субботники. Что нам этот юбилей, говорят люди на автобусных остановках. Хочется просто чувствовать себя людьми. А как чувствовать себя ими на тех же остановках в полуторачасовых ожиданиях? Или в собственных квартирах, где не дождаться сантехника, когда прорвет трубу, или милиционера, когда ломится грабитель и хулиган? В двух шагах от образцово-показательных пешеходных зон - и одновременно в жутких, невидимых глазу туриста или высокого начальства антисанитарных дворах и подъездах?

А "счастье было так возможно"... Так казалось и раньше, когда город готовился к мировому чемпионату по хоккею. Что осталось? Попадется под руку тогдашний сувенир в виде забавного лосенка, грустно становится. Не поедешь же отводить душу и любоваться Ледовым дворцом? Например, из Московского района, где уныние наводит огромный СКК, в котором давно нет ни спорта, ни концертов, а торгуют челночным ширпотребом?

Шанс сделать городу хорошую рекламу, шанс активизировать все внутренние ресурсы, шанс просто настроить граждан на серьезную цель - помочь своему городу занять то место в мире, которого он заслуживает, - этот шанс не используется. Есть анекдот о человеке, просившем у бога о крупном выигрыше в лотерею. Тщетно прождав, он возроптал: "Боже, но я просил тебя, молился!" На что с небес получил ответ: "А ты попробовал хоть раз пойти и купить лотерейный билет? Нет? Так кто же виноват?"

Если поговорить с любым ответственным за тот или иной "участок работ" лицом - получается, никто не виноват ни в чем. Например, в течение полутора лет рядом со зданием, где работает автор этих строк, то раскапывают, то закапывают землю там, где раньше был тротуар. В снег, в дождь и в жару. В течение одного дня можно наблюдать на месте бывшего тротуара сначала огромную глубокую канаву, через несколько часов - хлипкий дощатый настил, еще через час - гору песка и гравия, а к концу дня опять канаву. И так по всему городу. А строительство? Стоял минобороновский долгострой. Вдруг на объекте появились краны, прочая техника и огромный щит, приглашающий выкупать дорогие квартиры в будущем элитном доме. Щит стоит два года, никакого жилого дома в помине нет, у забора копится мусор, новый долгострой приходит на место старого.

Зато есть и другие многочисленные случаи - высотные дома растут как грибы, заслоняя свет для жителей окрестных зданий. К их мнению никто не прислушивается, народ бьет тревогу - из-за стройки начинают у соседей трескаться стены, уничтожаются дворовые садики, детские площадки... А у "счастливчиков", выкупивших новые квартиры, уже начинаются проблемы: вентиляция, утепление и прочие необходимые вещи не соответствуют требованиям к тому качеству, за которое заплачены немалые деньги...

Нет необходимости перечислять конкретные адреса и конкретные провалы - каждый в своем районе и квартале назовет их не один десяток. Суть совершенно в другом - смотришь на нерезультативную, затратную, бесполезную работу (вне зависимости, выполненную государственной или частной организацией) и думаешь: ведь в нормальном городе, в нормальной стране эти организации давно бы прогорели. Но, получается, у них все время находятся деньги на то, чтобы закапывать их в землю. Откуда? Деньги не берутся из воздуха, а тот, кто не умеет работать, не может их заработать. Ответ один, и он на поверхности: есть лишь один, пусть слабенький, но постоянный источник - это государственный бюджет. Каждый из нас пополняет его своей трудовой копеечкой, это непрерывный процесс. И порочность ситуации именно в том, что формы и способы использования бюджетных возможностей в сугубо "частных" проектах разнообразны и не поддаются нормальному контролю.

Город же как таковой так и не стал неким единым организмом, каждая клеточка которого, пусть самостоятельно функционирующая, питающаяся и развивающаяся, является частью единого целого. Нет никакого системного подхода, целостного восприятия. Любимое занятие - кивать друг на друга: это городская компетенция, это федеральная, это железнодорожная, это метрополитеновская... Давайте абстрагируемся и представим себя на месте заезжего гостя, который много наслышан о замечательно красивом Петербурге и решил его навестить. Скажем, на поезде. (Не будем уж совсем о мрачном - о "международном" аэропорте "Пулково-2").

На Витебский вокзал прибывает международный вагон из Берлина. Километры городской территории вдоль дороги - это руины: осыпавшиеся, кое-где сожженные, кое-где недостроенные непонятного назначения объекты. Кладбища старых вагонов и платформ. Стены и заборы, изрисованные надписями нецензурного и хулиганского содержания. Несчастный житель Германии, увидев все это, наверняка проникнется еще большим "комплексом вины", решив, что этот хаос - тяжелое наследие войны и блокады... Сейчас многие наши соотечественники бывают в бывшей Югославии, в Дубровнике, и уезжают, полные восхищения от жемчужины Адриатики. А ведь там не полвека назад, а совсем недавно шли жестокие бои, были разрушения, но сейчас все радует глаз и оставляет радостные воспоминания. В Дубровнике все - от уровня цен, сервиса до простоты официальных процедур - делается для того, чтобы туда стремились туристы со всего мира. Не некие привлеченные инвестиционные вливания, а организационные усилия. Туризм - важнейшая статья дохода, кормящая население, которое пока не роскошествует, но жизнь постоянно улучшается.

У нас же почему-то постоянно твердят о каких-то мифических деньгах, которые где-то нужно найти для развития туристской инфраструктуры. Или не менее мифических миллионах, нужных для ликвидации свалок и руин. И пока этих миллионов не будет, будет то, что есть. А миллионов и не будет - значит, будет то, что есть? И все благоустройство получается по бессмертному Гоголю - там, помните, предлагали в канун приезда ревизора поставить "для благоустройства" на мосту высокого городового, а также убрать давно стоящий забор. Забор потом решили не убирать, поскольку за многие годы к нему навалили сотни пудов мусора и хлама...

В городе жить или гостить в нем попросту неудобно. Неудобно жителю окраины или пригорода, потому что из-за раннего закрытия метро поход на вечерний спектакль в театр или просто в гости к родным оказывается невозможным. Неудобно жителю центра или работающему в центре - город перекопан, как будто готовится к танковой атаке, везде пробки. Неудобно пешеходу, пробирающемуся в арку своего двора, лавируя между автомобилями. Неудобно автовладельцу, которому негде нормально и безопасно припарковаться. Неудобно гостю, для которого нет гостиниц и проката автомобиля за реальную, а не невменяемую цену. Да что гостиниц, туалетов нет! Или мороженого на Невском, которое, как утверждают, нарушает благообразие. Или иностранных газет - где можно в Питере купить "Таймс"? А представьте, как страшно с непривычки зайти в наше метро с невероятными этими турникетами, на которые было истрачено столько средств, что дешевле было бы пропускать "зайцев"...

Неудобно торговцу мороженым, который не может торговать на людном Невском, а там, где может, не ходит народ. Зато удобно, например, карманнику. Или мастеру по подделке всяких проездных магнитных карт "со степенями защиты". Или лохотронщику. Или ловящему рыбку в мутной воде руководителю какого-либо из многочисленных расплодившихся представительств и фондов, шурующих вокруг лакомых "юбилейных" денег.

А что касается "благообразия". Город в лесах, якобы строится и молодеет. Но сколько зданий в лесах стоит без всякого присутствия на них строителей. Затянут город в зеленую сетку, как подернутое тиной болото... Страшно, господа. И очень неудобно за город.
Известия -СПб , 10.09.2002


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2021, Ленправда
info@lenpravda.ru