Rambler's Top100
Лениградская Правда
18 FEBRUARY 2020, TUESDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
"Рособоронэкспорт" в осаде
10.10.2002 00:01
Над самой привилегированной российской монополией нависла серьезная угроза. После двухлетнего периода относительного затишья против компании "Рособоронэкспорт" начато широкомасштабное наступление. Снова, как во времена Бориса Ельцина, начались информационные войны и схватки под ковром, в которых участвуют даже высокопоставленные лица из ближайшего окружения президента.

Учитывая административный ресурс, стоящий за командой Сергея Чемезова и Андрея Бельянинова, ситуация, при которой "Рособоронэкспорт" стал объектом аппаратных интриг и критических публикаций, прежде была абсолютно немыслима. И можно предположить, что организаторами развернутой кампании являются не менее влиятельные фигуры. Логическим завершением серии информационных ударов по "Рособоронэкспорту" стало недавнее совещание, посвященное проблемам военно-технического сотрудничества, которое прошло под руководством президента. На нем было принято принципиальное решение предоставить создаваемым в оборонно-промышленном комплексе холдингам право на самостоятельное ведение внешнеэкономической деятельности по всей номенклатуре производимой ими продукции. Против чего ранее категорически возражал "Рособоронэкспорт".

Еще одним весьма характерным примером стала длящаяся вот уже несколько месяцев ожесточенная борьба между "Северной верфью" и "Балтийским заводом" за почти полуторамиллиардный долларовый контракт на поставку Китаю двух эсминцев проекта 956ЭМ. И хотя формальными фигурантами скандала числятся судостроительные фирмы, за их спинами стоят куда более значимые силы. Казалось, после того как за "Северную верфь" лично вступился Михаил Касьянов, добившийся смещения Ильи Клебанова с поста вице-премьера, у конкурентов не осталось абсолютно никаких шансов. Однако среди покровителей "Балтийского завода" нашлись такие, кто не побоялся бросить вызов председателю российского правительства. В результате у Бориса Кузыка, контролирующего "Северную верфь" через холдинг НПК, фактически отбирают бизнес, угрожая вполне реальной процедурой банкротства. Чувствуя поддержку влиятельных лиц, "Балтийский завод" вообще пошел на беспрецедентный шаг, заявив, что фактически намерен торпедировать китайский контракт путем отказа в поставках конкурирующей "Северной верфи" необходимых комплектующих и изделий, без которых построить эсминцы невозможно.

Кстати, аналогичными разборками сопровождался еще один китайский контракт - на постройку восьми дизельных подводных лодок "Кило". На этот раз жертвой стал Амурский судостроительный завод, которому сначала дали заказ на две субмарины, а затем без объяснения причин перераспределили его в пользу "Севмашпредприятия". Голодным рабочим из Комсомольска-на-Амуре теперь остается лишь писать письма протеста в правительство и Российское агентство по судостроению.

Новой тенденцией стал и повышенный интерес к сфере оружейного экспорта со стороны одной из ведущих российских спецслужб. Наличие определенных нарушений со стороны ряда ответственных должностных лиц, занятых в оружейном бизнесе, в том числе по линии работы с иностранными посредниками, заставляют ее осуществлять непрерывный мониторинг ситуации и искать источники агентурной информации (причем небезуспешно) даже в самом верхнем эшелоне системы ВТС. Реализация оперативных данных в ряде случаев осуществляется на уровне президента.

Можно выделить и целый ряд других признаков, указывающих, что статус-кво системы военно-технического сотрудничества может быть изменен.

Что же ждет впереди? Если курс на расширение числа субъектов внешнеэкономической деятельности в области товаров и услуг военного назначения получит практическое развитие, то в этом случае резко возрастет статус и влияние Комитета Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству, а его руководитель Михаил Дмитриев объективно выдвинется на первые роли в системе ВТС. Сам комитет, вероятно, будет выведен из состава Министерства обороны и станет полноценным федеральным органом на правах министерства.

Однако должно пройти еще немало времени для того, чтобы отдельные предприятия ОПК, а также создаваемые военно-промышленные холдинги твердо встали на ноги. Пока же в ближайшие годы большинству из них без услуг "Рособоронэкспорта" не обойтись. Торговля оружием - дело деликатное. Выйти на конкретный рынок, не зная местной специфики, не имея квалифицированных специалистов, не располагая посредниками, практически невозможно. Поэтому успешных примеров самостоятельной работы предприятий на внешнем рынке немного: можно назвать лишь РСК "МиГ", Тульское КБ приборостроения, Коломенское конструкторское бюро машиностроения и концерн "Антей".

А пока желающих рулить оружейным бизнесом, перераспределять между предприятиями экспортные контракты и контролировать финансовые потоки слишком много. Это приводит к многочисленным конфликтам интересов, к нецивилизованным способам выяснения отношений, в орбиту которых втягиваются члены правительства, депутаты, суды и прокуратура. А в результате страдает репутация Москвы как стабильного, надежного и предсказуемого партнера на мировом рынке вооружений.

Не исключено, что учитывая высокую загруженность Владимира Путина и стремление Кремля самым тщательным образом контролировать ВТС, власть пойдет на восстановление должности помощника президента России по военно-техническому сотрудничеству, которая существовала в 1994-1997 годах и полностью себя оправдала.
Независимая газета , 10.10.2002


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2020
01 02
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2020
01 02
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2020, Ленправда
info@lenpravda.ru