Rambler's Top100
Лениградская Правда
14 AUGUST 2020, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Реформа без правительства
11.03.2003 00:01
Ее главными движущими силами являются региональные власти и крупный бизнес.

Три года теоретических споров о путях реформирования российской энергетики так и не дали ответа на три ключевых вопроса: кто будет определять цену электроэнергии, кому будут принадлежать энергетические компании и сможет ли отрасль привлечь столь необходимые инвестиции. Зато сегодня, после одобрения Госдумой пакета энергетических законопроектов, ответы на эти вопросы начали вырисовываться с неумолимой определенностью. Впрочем, обо всем по порядку.

12 марта Совет Федерации будет обсуждать пакет законов о реформе электроэнергетики. Если сенаторы утвердят законопроекты, они будут направлены на подпись президенту. Владимир Путин скорее всего подпишет эти документы без проволочек, ведь их нынешний текст еще при обсуждении в Госдуме получил одобрение руководителя администрации президента и председателя cовета директоров РАО "ЕЭС России" Александра Волошина. Так что без преувеличения можно сказать, что судьба энергетической реформы зависит от решения сенаторов. И это решение будет положительным.

В пользу такого прогноза говорит, во-первых, то, что на прошлой неделе "энергетический" пакет был одобрен на совместном заседании комитета по промышленной политике СФ и комиссии по естественным монополиям. А во-вторых, в большинстве регионов реформирование энергетической отрасли фактически уже началось. Наиболее явным признаком этого является тотальное повышение тарифов на электроэнергию и тепло для населения, прошедшее в начале года. Так, в Иркутской области тарифы для населения выросли на 73%, в Ульяновской повышение составило 43%, в Челябинской - 33%, в Нижегородской - 29%, в Курганской области и Москве тарифы для населения выросли на 17%. Всего же, по данным Федеральной энергетической комиссии (ФЭК), рост энерготарифов превысил установленный правительством 14-процентный порог в 26 регионах России.

Разумеется, само по себе увеличение тарифов не тянет на реформу. Но вот что примечательно: по оценке ФЭК, в целом по России по состоянию на 13 февраля 2003 года рост среднего тарифа на электроэнергию составляет в настоящее время всего-навсего 10,6%! Как такое может быть? Очень просто: при массированном повышении тарифов для населения тарифы для промышленности выросли гораздо умереннее, а, например, в той же Ульяновской области цена электроэнергии для предприятий даже снизилась на 2%.

Против собственного электората
Разумеется, руководители регионов идут на непопулярные среди населения меры не от хорошей жизни - просто альтернативы у них на сегодняшний день практически нет. "От ликвидации перекрестного субсидирования зависит, уйдут крупные промышленные потребители электроэнергии на ФОРЭМ (Федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности. - 'Эксперт') или же будут покупать электроэнергию у местных энергокомпаний", - говорит председатель совета директоров ОАО "Челябэнерго" Вячеслав Воронин.

Проблема перехода крупных потребителей из региональных энергосистем непосредственно на ФОРЭМ особенно обострилась в последние месяцы. По данным ФЭК, на 1 февраля этого года в перечень субъектов ФОРЭМ входили 30 крупнейших промышленных предприятий России. В феврале к списку коммерческих организаций - субъектов ФОРЭМ присоединилось АО "Карельский окатыш", о намерении выйти на оптовый рынок электроэнергии заявили "Ростсельмаш" и Новокузнецкий алюминиевый завод. Выгода от перехода на ФОРЭМ для крупных предприятий понятна: отпускной тариф оптового рынка сегодня составляет около 40 коп. за 1 кВтщч, что существенно ниже тарифов, действующих в большинстве регионов России.

Очевидны и проблемы, которыми оборачивается для региональных энергокомпаний переход крупнейших потребителей на ФОРЭМ, - лишившись главных клиентов, АО-энерго оказываются перед незавидным выбором: либо увеличивать тариф для оставшихся потребителей, то есть в первую очередь для населения, либо нести убытки вплоть до банкротства. На самом деле этот выбор достаточно иллюзорен: попытки АО-энерго компенсировать потерю крупного потребителя за счет повышения тарифов для оставшихся приводит к бегству все новых предприятий на ФОРЭМ. Через пару-тройку таких циклов неизбежно наступает ситуация, когда энергетики остаются один на один с населением, не способным платить по тарифам, уровень которых достаточен для функционирования электростанций. Что опять-таки означает банкротство энергетической компании.

Большинство губернаторов сегодня уже отчетливо осознает эту проблему. Поэтому, например, когда АвтоВАЗ заявил о намерении перейти на ФОРЭМ, Региональная энергетическая комиссия Самарской области просто установила для промышленных предприятий тариф на электроэнергию, равный тарифу ФОРЭМ. Разумеется, при этом тариф для населения пришлось поднять, и очень сильно.

Часть губернаторов еще пытается сохранить перекрестное субсидирование за счет компромиссов с крупными потребителями. Так, в Калужской области, где с 1 февраля тарифы на электроэнергию повысились в среднем на 22%, сохранился прежний уровень дотирования тарифов для населения за счет промышленных потребителей. Правда, руководство МПС сразу же озаботилось переводом Брянской и Московской железных дорог на ФОРЭМ, отказавшись от услуг "Калугаэнерго". Избежать этого руководству области удалось только путем заключения особого соглашения с МПС, согласно которому на железные дороги обязанность по перекрестному субсидированию населения распространяться не будет. "Если бы консенсуса с железнодорожниками достичь не удалось, то тарифы на электроэнергию в Калужской области пришлось бы повышать еще как минимум на шесть процентов", - признается заместитель председателя Региональной энергетической комиссии Калужской области Валерий Богданов. Впрочем, руководители области отдают себе отчет в том, что надолго сохранить перекрестное субсидирование не удастся - предприятия региона, вдохновленные примером железнодорожников, обязательно постараются тоже освободиться от социальной нагрузки по дотированию энерготарифов для населения.

Таким образом, еще до официального старта реформы энергетики, намеченного на лето 2005 года, одна из основных ее целей - ликвидация перекрестного субсидирования - будет в значительной степени достигнута. Что бы по этому поводу ни думали чиновники федерального правительства.

Эхо ФОРЭМ

На самом деле ликвидация перекрестного субсидирования и бешеное повышение тарифов на электроэнергию для населения не единственный и даже не самый главный результат претворения энергореформы в жизнь. Дело в том, что до последнего времени российская электроэнергетика помимо недуга перекрестного субсидирования населения страдала и от другой, еще более опасной болезни. Называется она "безвозмездное субсидирование электроэнергией одних регионов другими". Поясним, что тут имеется в виду.

В России есть избыточные энергосистемы - когда в регионе вырабатывается электричества больше, чем потребляется, и есть дефицитные - когда, наоборот, потребляется больше, чем вырабатывается. Перетоки энергии от избыточных регионов к дефицитным осуществляются не путем заключения прямых договоров, а через ФОРЭМ - оптовый рынок. На самом деле это и не рынок никакой, а просто система поддержания мощности в сетях РАО "ЕЭС России". Понятно, почему такая система необходима: страна у нас лежит в девяти часовых поясах, сейчас пик потребления в одном регионе, через час - в другом, а необходимо, чтобы частота тока везде была стабильной. За услугу по поддержанию мощности каждая энергосистема исправно получает деньги от РАО ЕЭС. Но по итогам этой работы получаются так называемые сальдо-перетоки энергии. То есть дефицитные регионы потребляют энергию избыточных.

Со времен социализма повелось, что эти перетоки - лишь побочный продукт функционирования уникальной энергосистемы России. Поэтому за это электричество в основном либо не платили вовсе, либо в потребители приписывали регионы с неплатежеспособными бюджетными потребителями (воинскими частями, исправительными колониями и т. п.).

Но после возникновения настоящего оптового рынка электроэнергии, создание которого предусмотрено в принятом Госдумой Законе об электроэнергетике, возможность регионов потреблять электричество "на халяву" исчезнет. Это значит, что разрыв между энергетически бедными и энергетически богатыми регионами будет стремительно увеличиваться. Уже сегодня целый ряд региональных энергокомпаний не может расплатиться за поставки энергии с ФОРЭМ. А речь идет об очень серьезных суммах: по данным за 2000 год, закупки дефицитными системами электроэнергии с ФОРЭМ составили 230 млрд кВтщч. По действующим тарифам стоимость этой энергии составляет от 2 до 7,5 млрд долларов. Для проблемных АО-энерго это означает быстрое банкротство с вытекающими отсюда последствиями в виде смены собственников, неконтролируемых веерных отключений и угрозой социального взрыва.

Правда, разработчики Закона об электроэнергетике, понимая реальную опасность такого развития событий, предусмотрели механизмы сглаживания разницы между энергетическим потенциалом регионов. Во-первых, на первом этапе реальный оптовый рынок будет занимать лишь 15% всех поставок с бывшего ФОРЭМ. Во-вторых, прекрасно понимая, что новая нагрузка целиком ляжет на бюджеты, разработчики закона предусмотрели некие "обеспечения обязательств" по оплате электроэнергии со стороны определенных групп потребителей. И означает это, вероятнее всего, что в случае возникновения острых ситуаций с энергоснабжением в том или ином безденежном регионе производителям электроэнергии со стороны государства будут вменяться... неоплачиваемые поставки!

Понятно, что такие положения противоречат общей установке на либерализацию рынка электроэнергии. У государства будет выбор: либо увеличивать расходы на прямое финансирование долгов своих бюджетных структур, либо попытаться переложить многомиллиардное бремя на частный бизнес. Получается, что если бизнес не захочет по доброй воле оказать помощь родному государству, то во тьму погрузится приличная часть России.

На представленной карте мы попытались изобразить все энергодефицитные регионы, у которых в полной мере могут возникнуть проблемы с оплатой потребляемой электроэнергии (финансоводефицитные энергосистемы). При этом мы исключили те регионы, где, на наш взгляд, сильно развит крупный бизнес, который в состоянии финансово поддержать местные энергокомпании. Отдельно выделены те регионы, на территории которых находятся крупные электростанции федерального масштаба, чьи возможности, очевидно, будут задействованы, чтобы смягчить дефицит электроэнергии в слабых регионах. Картинка впечатляет.

Капитаны новой энергетики

Мы не напрасно упомянули частный бизнес в контексте судьбы энергокомпаний. Принятие Госдумой пакета "энергетических" законов стало сигналом для предпринимателей к скупке активов энергетических компаний, которые сегодня приобрели, без преуменьшения, ажиотажный характер. Рост котировок энергетических компаний бьет все рекорды, объемы торгов поражают даже видавших виды брокеров.

Особенно активно в скупке акций энергокомпаний проявили себя группа МДМ (имеет доли в "Дальэнерго", "Амурэнерго", "Магаданэнерго", "Хабаровскэнерго", "Тулэнерго", недавно прибавила к этому набору "Омскэнерго" и "Кузбассэнерго" и ведет переговоры о покупке акций "Сахалинэнерго", "Бурятэнерго" и "Читаэнерго"), группа "Ренова" (в управлении находятся крупные пакеты акций "Пермэнерго", "Ростовэнерго", "Свердловэнерго", "Комиэнерго", Печорской ГРЭС и "Иркутскэнерго"), структуры Олега Дерипаски (активная скупка акций самого РАО ЕЭС). Есть, разумеется, и другие покупатели.

Для одних покупка энергокомпаний - логическое выстраивание производственной цепочки (например, энергия-алюминий для Олега Дерипаски или уголь-энергия для группы МДМ). Для других - возможность заработать неплохие деньги либо на спекуляциях, либо на более сложной схеме. Дело в том, что одно из главных положений принятого Госдумой Закона об электроэнергетике предусматривает формирование компании по управлению национальной электрической сетью. В законе записано, что доля Российской Федерации в ней должна составить 75%. Что это значит?

Компании, о которой идет речь, будут принадлежать магистральные сети и электростанции федерального значения. Сейчас доля государства в РАО "ЕЭС России", которому пока принадлежат сети и федеральные станции, - около 52%. Поэтому, если просто выделить нужный кусок из РАО, не нарушая прав миноритарных акционеров, мы получим в новой сетевой компании всю ту же долю государства - 52%. Где взять остальное? Вариант первый: выкупить акции на открытом рынке. Вариант второй: увеличить долю государства в сетевой компании за счет увеличения доли миноритарных акционеров РАО в ее "дочках" - региональных энергосистемах.

В первом случае можно только догадываться, насколько увеличится стоимость акций РАО на открытом рынке во время выкупа их государством. Во всяком случае, те, кто сейчас активно скупает крупные пакеты акций "ЕЭС России", внакладе точно не останутся. Во втором случае крупный частный бизнес, активно покупающий акции региональных "дочек" РАО, получит хороший шанс получить в них полный контроль.

В роли наблюдателей

Что же касается правительства, то, приняв постановление об ограничении роста тарифов и пролоббировав поправки в законы о реформе энергетики, согласно которым темпы и сроки начала реформы должны определяться правительством РФ, чиновники "умыли руки" и никак не реагировали на развернувшиеся в энергетике процессы. Пока в середине февраля не разразился скандал в Госдуме, в ходе которого депутаты потребовали отставки председателя Федеральной энергетической комиссии Георгия Кутового, якобы допустившего повышение энерготарифов сверх установленного правительством уровня в 14%.

Вот здесь исполнительная власть реагировала стремительно. Во-первых, федеральные чиновники поспешили снять с себя всю ответственность за происходящее. "Правительство Российской Федерации и ФЭК России как федеральный орган исполнительной власти не могут напрямую устанавливать тарифы в регионах или отменять принятые соответствующими РЭК тарифы, - говорится в специальном заявлении ФЭК от 13 февраля. - Согласно существующему законодательству, тарифы в регионах устанавливают РЭК субъектов Российской Федерации. РЭК не являются структурными подразделениями или филиалами ФЭК России и административно не подчиняются ФЭК России и в рамках закона самостоятельно устанавливают тарифы в регионах".

Во-вторых, Михаил Касьянов срочно поручил Минэкономразвития и ФЭК разработать меры по снижению тарифов. Ведомство Германа Грефа послушно выполнило распоряжение премьера и подготовило проект постановления о том, чтобы все регионы снизили тарифы населению до установленного уровня в 14%, однако за счет чего энергетики смогут компенсировать связанные с этим потери, в проекте не говорится. Георгий Кутовой подошел к поручению премьера более серьезно - его ведомство подготовило даже два вполне конкретных предложения по снижению тарифов для населения. Первое - переподчинить все региональные энергетические комиссии непосредственно ФЭК и ликвидировать таким образом "несовершенство действующей законодательной базы, не предусматривающей возможности со стороны ФЭК России для прямого контроля и корректировки принимаемых региональными энергетическими комиссиями субъектов РФ решений".

Здесь уместно напомнить, что одной из поправок в пакет "энергетических" законов, которую отстаивали сенаторы, был как раз пункт о сохранении за региональными энергокомпаниями права утверждать тарифы для конечных потребителей. Так что любые попытки исполнительной власти изменить этот порядок заведомо обречены на провал.

Второе предложение Кутового - повысить тарифы промышленным потребителям на 25-30% и за счет этого ограничить рост тарифов для населения предписанным уровнем в 14% - тоже уместно отнести к области пустых мечтаний. Как мы уже отмечали, любые попытки властей усилить перекрестное субсидирование неизбежно повлекут за собой бегство предприятий на ФОРЭМ. Стремление же ФЭК их туда "не пущать" будет означать лишь то, что предприятиям придется платить чиновникам более крупные взятки за выход на оптовый рынок.

Все это означает, что у федеральной власти нет ни желания, ни практической возможности влиять на процессы, происходящие сегодня в энергетике. Так что можно предположить, что, когда правительство решит-таки объявить официальный старт реформы отрасли, его мнение уже никого не будет интересовать.
Эксперт , 11.03.2003

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2020, Ленправда
info@lenpravda.ru