Лениградская Правда
19 APRIL 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
"Не считаю это налоговой реформой"
14.03.2003 00:01
Первый замминистра финансов Сергей Шаталов не смог рассказать вчера о налоговой реформе. Впервые за время своего премьерства Михаил Касьянов не пустил докладчика на трибуну.

Министр финансов Алексей Кудрин все-таки удивил всех, предложив снизить со следующего года НДС на 2%. Впрочем, для бюджета цена такого решения мало чем отличается от тех предложений, которые не пожелал выслушивать премьер. Зато расходы бюджета Кудрин предложил снизить радикально - на 200 млрд руб. Не пояснив при этом, за счет чего.

"С материалами знаком, но не считаю это налоговой реформой", - оглушил премьер "архитектора налоговой реформы" Сергея Шаталова. Завязалась короткая дискуссия, в ходе которой Кудрину удалось, по словам присутствовавшего чиновника, сказать, что ведомство готово сократить на 2% (т. е. до 18% ) НДС уже в 2004 г. До сих пор Минфин заявлял, что снижение ставки на 3 - 5% возможно лишь с 2006 г. Ни на йоту не отступил Кудрин и на состоявшейся накануне коллегии министерства.

По отчету МНС за 2002 г. собрано 773 млрд руб. НДС. Таким образом, сокращение ставки до 18% означало бы, что бюджет недосчитается никак не меньше 80 млрд руб.

На самом деле в материалах, с которыми Касьянов ознакомился до заседания, речь тоже шла о том, чтобы предприятия могли платить меньше НДС с 2004 г. - благодаря упрощенному порядку возмещения налога, который Минфин согласовал с Минэкономразвития.

"По величине выпадающих доходов бюджета это [упрощение схемы возврата] равноценно прямому снижению ставки НДС на 2 - 2,5% , - говорит руководитель департамента Минэкономразвития Михаил Орлов. - Кудрин поставил на правительстве вопрос: что предпочтительнее".

Теоретически наибольшую выгоду от снижения ставки НДС должны получить перерабатывающие производства, говорит руководитель Центра развития Андрей Клепач, ведь у них больше добавленная стоимость. А вот выгода экспортеров от снижения ставки не будет слишком большой, полагает Клепач (им и так возвращают НДС). По расчетам Минэкономразвития тоже выходит, что при снижении ставки НДС наибольшую выгоду получают несырьевые отрасли.

Снижение ставки НДС вообще не относится к первоочередным задачам налоговой реформы, полагает партнер Pricewaterhouse-Coopers Михаил Клубничкин. "Это стрельба по площадям вместо прицельного снижения ЕСН, либерализации возмещения НДС или разрешения зачета НДС до ввода в эксплуатацию капитальных объектов, - говорит Клубничкин. - Любая из этих мер при тех же потерях для бюджета может дать для роста инвестиций лучшие результаты".

Объявив о возможности снижения ставки НДС, Кудрин не уточнил, может ли эта мера совпасть с введением упрощенной процедурой возмещения налога. А его пресс-секретарь Геннадий Ежов говорит, что это возможно, только если правительство пойдет на соответствующее сокращение непроцентных расходов.

В любом случае, по словам Кудрина, налоговые послабления должны быть увязаны с жесткой финансовой политикой. "Мы говорим о снижении [в 2004 г. ] непроцентных расходов федерального бюджета на 1,3% ВВП", - заявил он. Сегодня непроцентные расходы составляют 12% ВВП, и последние два года их не удавалось уменьшить даже на 0,1% ВВП.

Кудрин отдает себе отчет в том, что решение уменьшить расходы почти на 200 млрд руб. в год президентских выборов - "политическое" и должно быть "сознательно принято всеми министрами кабинета". На чем правительство будет столько экономить, вице-премьер не пояснил, сказав лишь, что отправил свои предложения в Кремль.

В администрации президента подтвердили, что Минфин представил в табличной форме материалы к состоявшемуся на днях совещанию у Владимира Путина. Реакция участников на радикальное снижение непроцентных расходов была неоднозначной. "[Кудрин] чуть-чуть забегает вперед. Я не к тому, что он не прав, а что решение по непроцентным расходам еще не принято", - сказал чиновник администрации. Кремлевский чиновник не предсказывает заранее, насколько можно срезать непроцентные расходы, но говорит, что резерв лежит в статьях бюджета на госуправление, инвестиции, федеральные целевые программы.

А руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич говорит, что "жирок" есть и в расходных обязательствах на промышленность, энергетику, транспорт, связь.

ЗАПАСЫ НЕ ТРОНУТ

Отказавшись от доклада Шаталова, Касьянов не услышал и аргументов Минфина в пользу введения дополнительной экспортной пошлины на нефть и нового налога на запасы. Начальник налогового департамента Минэкономразвития Михаил Орлов называет идею обложить новым налогом запасы нефтяников "эфемерной". А президентский советник Андрей Илларионов заметил членам правительства, что вообще "идея перераспределения налогового бремени порочна.

Надо выравнять условия хозяйствования в разных секторах экономики, а не пытаться искусственно создать благоприятные и неблагоприятные для деловой активности секторы".
Ведомости , 14.03.2003

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru