Rambler's Top100
Лениградская Правда
27 JANUARY 2020, MONDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
СРП: скорее "против", чем "за"
19.03.2003 00:01
Сторонники и противники режима соглашений о разделе продукции (СРП) непримиримы. Об этом свидетельствует дискуссия представителей научного сообщества, бизнеса и депутатов на вчерашней конференции "СРП: аргументы "за" и "против".

В формулировках не стеснялись, порой переходили на личности и использовали непарламентские выражения.

По оценке большинства выступавших, за более чем десять лет Россия так и не смогла наладить практику разработки месторождений на условиях раздела продукции. Эксперты называют всего три примера более-менее эффективного применения этого механизма привлечения инвестиций: "Сахалин-1", "Сахалин-2" и месторождения "Харьяга" в Республике Коми.

Но все эти соглашения были подписаны еще до принятия закона об СРП. И, как бы то ни было, сравнение не в пользу сторонников СРП - российские нефтяные компании, действующие в национальном налоговом режиме, за первые два месяца этого года добыли 58,76 млн. тонн нефти, а операторы СРП - только 75,7 тыс. тонн.

Сторонники СРП, как продемонстрировала конференция, - и почтенные академики, озабоченные проблемами недропользования и геологоразведки и ратующие за изъятие у крупных сырьевых компаний природной ренты в пользу государства и замену лицензий концессиями. И крупные иностранные компании, для которых СРП - своего рода страховка от изменчивости российского законодательства. И "Газпром", заинтересованный в переводе на режим СРП разработки Штокмановского и Приразломного месторождений на шельфе Северного Ледовитого океана.

И заводы вроде Амурского судостроительного, которые благодаря СРП имеют возможность получать реальные "долгоиграющие" заказы. И власти тех регионов, где они расположены, решающие за счет этого множество социальных проблем. И, конечно, депутаты.

"Режим СРП переводит отношения между государством и недропользователем на договорную основу, помогая тем самым избавляться от узковедомственной волокиты, - утверждает председатель думского комитета по природным ресурсам и природопользованию Александр Беляков. - Как он может быть невыгодным российскому государству? Ведь все решается соглашением между государством и инвестором". Беда в том, что наше государство никак не может определить, что же, собственно, ему нужно от нефтяного бизнеса: сколько нужно добывать и на каких условиях. Внятная стратегия в этой области до сих пор не сформулирована.

По оценкам нефтяной компании ЮКОС, на сегодняшний день российская нефтяная отрасль без какого-то серьезного привлечения западных инвестиций может достаточно быстро выйти на уровень добычи СССР и превзойти его. Но смысла это делать в условиях монополизма "Транснефти" на транспортировку сырья на экспорт нет. Если ограничения со стороны "Транснефти" до конца года сохранятся на мартовском уровне, бюджет потеряет 3 млрд. долл., утверждают нефтяники. А если цены упадут и транспортировать нефть по железной дороге станет нерентабельным, то для бюджета это уже будет минус 8-9 млрд. долл.

Тормозом же разведки новых месторождений сегодня является вовсе не нежелание крупных нефтяных компаний рисковать своими деньгами, а позиция Министерства природных ресурсов, которое не дает им на это лицензий, утверждает президент ЮКОС-Москва Василий Шахновский. "Если бы за последние 4 года были сделаны хоть какие-то шаги, чтобы стимулировать разведку, деньги бы туда уже пошли. Но федеральные ведомства саботируют эту тему в надежде вернуть себе распределение денег. "Весь мир утверждает налоги в парламентах. Потому что, как только между чиновником и компанией возникает возможность "договорных отношений", тут же начинается коррупция, - считает Шахновский.

- Есть, например, такое Салымское месторождение - продолжение нашего Приокского, на котором мы успешно работаем. Геологически точно такое же. Оно принадлежит совместной российско-английской компании (в соотношении 50:50), которая никак не может начать его разрабатывать. Приходит к ним некая компания и говорит: пустите меня на 30%, и я вам пробью СРП. Те говорят: хорошо. И после этого процесс пошел. И это отнюдь не единичный случай. Если соответствующий законопроект будет принят в том виде, в котором он был представлен в Думу летом прошлого года, бюджет страны в течение ближайших пяти лет потеряет от 15 до 20 миллиардов долларов".

Обсуждение было жарким, несмотря на то что вроде бы государство уже окончательно определило свое отношение к СРП. В соответствии с требованием правительства желающие разрабатывать месторождение в режиме СРП должны вначале выставить его на аукцион - на случай, если найдутся инвесторы, готовые работать там в условиях национального налогового режима. Иными словами, СРП - лишь запасной вариант, причем большинство экспертов полагают, что правительственные предложения фактически будут означать его исчезновение из практики. Конечно, те СРП, которые были заключены ранее, отменять никто не будет (тем более что они в подавляющем большинстве все равно не работают). А вот новых уже не будет.

Как засвидетельствовала прошедшая конференция, да и ситуация в российской нефтянке, действительно реальной необходимости в СРП нет. Хотя бы потому, что недостатки этого режима пока существенно перевешивают его достоинства.

У наших нефтяных компаний более чем достаточно доказанных запасов и денег для их разработки. А западные компании вполне могут работать в обычных условиях, что доказывает недавняя договоренность между BP и ТНК.
Независимая газета , 19.03.2003


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2020
01
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2020
01
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2020, Ленправда
info@lenpravda.ru