Rambler's Top100
Лениградская Правда
20 FEBRUARY 2020, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Выборы-2003: загадка регионов
15.05.2003 00:01
Где проходит "красный пояс"? В чем сходство и различие федеральной и региональных "партий власти"? Возможно ли выстроить "новый левый" проект? Кто победит в мажоритарных округах? Могут ли регионы опрокинуть "инерционный сценарий"?

Ответить на эти вопросы, составляющие большую загадку регионов на парламентских выборах 2003 года, попытались участники круглого стола, организованного Центром политических технологий (ЦПТ) и Институтом региональных проблем.

В круглом столе приняли участие заместитель председателя Государственной Думы РФ Владимир Аверченко (Народная партия), секретарь ЦК КПРФ Виктор Пешков, депутаты Виктор Войтенко, Николай Герасименко, Валерий Кузин, Валерий Марков, Сергей Шишкарев (все - "Народный депутат"), а также известные эксперты: Максим Дианов, Алексей Кара-Мурза, Борис Макаренко, Дмитрий Орешкин, Ростислав Туровский, Владимир Колосов, Валерий Хомяков и другие.

Вел заседание генеральный директор ЦПТ Игорь Бунин. Стенограмма публикуется в сокращении.

В поисках красного пояса

Максим Дианов. Красный пояс расположен в головах. Кто сможет оседлать социальное и протестное голосование, тот и получит наибольшие шансы. Если бы было двухтуровое голосование, то не факт, что эта тема сработала бы. Но у нас технология выборов однотуровая. Это первое.

Второе - это голосование против воли Москвы, скорее против воли администрации, административного давления и административного ресурса, который сейчас становится очень грубым и наглым. Я не говорю о фальсификациях. Я говорю о применении административного ресурса на грани закона или чуть за гранью - в агитации, использовании медиаресурсов.

Ростислав Туровский. Исследования, которые последние два года проводились Центром политических технологий, показывают довольно интересную ситуацию: соотношение прогнозируемого голосования за "Единую Россию" и за КПРФ в общем остается тем же самым, что и на выборах 1999 года, - в регионах, где лидировали коммунисты, КПРФ остается лидером опросов. Обратная ситуация складывается в регионах, где побеждало "Единство", а теперь прогнозируется успех "Единой России". Ситуация зависла на уровне 1999 года и принципиальным образом еще не успела измениться.

КПРФ застряла на полпути между селом, которое из протестного превратилось в управляемое, и промышленным городом, который раньше был более лояльным, а сейчас там сильнее протестные настроения, но еще не настолько, чтобы средний промышленный город стал прокоммунистическим.

Виктор Пешков. Есть миф относительно того, что коммунисты безраздельно хозяйничают в протестном электорате. Мы были бы рады, если бы так было, потому что его очень много. Однако ситуация несколько иная, и, более того, Компартия теряет часть протестного электората. Но вместе с тем она восполняет потери электоратом, который начал приспосабливаться к условиям этой жизни.

По замерам конца 2002 - начала 2003 года в электорате Компартии появилась прослойка людей с зарплатой выше 10 тысяч рублей. И здесь мы на равных соперничаем с "Единой Россией". Если мы потеряем что-то в протестном электорате, то получим новых избирателей из других слоев и надеемся как минимум сохранить свои позиции.

Владимир Аверченко. Согласен, что формирование оттенков голосования в Госдуму в 2003 году будет проходить по-разному в разных регионах. Мы убедились в том, что вроде бы хорошие законы, которые мы приняли, должны были бы предоставить возможность свободного волеизъявления, но они не всегда срабатывают. Были выборы в традиционно красном регионе - Краснодарском крае, где серьезно применялся административный ресурс. И я могу привести конкретные примеры, когда в одном округе снимали шестерых участников, чтобы седьмой по рейтингу, но "свой", мог пройти.

Несерьезно надеяться на то, что на этих выборах за короткий период - 9 месяцев - административный ресурс удастся исключить. Там, где будут "передавливать" с административным ресурсом, это сработает в пользу красных. Но в то же время часть голосов в пользу партии власти будет получена за счет максимального использования административного ресурса. От этого закон, к сожалению, не защищает.

Нельзя напрямую переносить опыт выборов по партийным спискам - а тут будет много вопросов - на выборы в одномандатных округах. Здесь будут играть роль личные человеческие качества, оценка значимости и потенциала кандидатов.

Коммунисты понимают: контрольный пакет акций в следующей Государственной Думе они вряд ли возьмут. Я говорю это не абстрактно, а исходя из разговоров с лидерами коммунистической фракции. Понятно, что какую-то конструкцию они будут стремиться выстроить в будущей Государственной Думе, чтобы иметь большее влияние. Сегодня в результате допущенных ошибок влияние левой части парламента практически равно нулю.

Я, может быть, ошибусь, - и дай бог, чтобы я ошибся! - если предположу, что на этих выборах "Единая Россия" не наберет голосов больше, чем "Единство" на прошлых. Прямого сложения сил не получится. И коммунисты тоже не наберут больше, чем набрали на прошлых выборах.

Игорь Бунин. Ясно, что Компартия монополизировала протестный электорат, но эта монополизация не очень устраивает сам электорат. Такое ощущение, что Компартия, которая выполняла функцию защитника трудового населения, вследствие того, что сама очень традиционалистски ориентирована на прошлое, - она новых избирателей не устраивает. И они психологически ищут, кто бы мог заполнить эту нишу.

Обычно, как это ни парадоксально, ее заполняют отдельные депутаты. Но на федеральном уровне только Народная партия пытается эту нишу заполнить.

Сегодня НПРФ, пожалуй, наиболее эффективно создает образ "народного защитника", партии, которая выражает интересы сожалеющих о распаде СССР, "державной партии" и партии "мягкого протеста" против политики правительства. Компартия будет пытаться эти ниши сохранить за собой. Мне кажется, это проблема.

Партия власти: административный пылесос
Ростислав Туровский. Каким будет позиционирование губернаторов на предстоящих выборах? Я считаю, что здесь опять сработает модель вертикали власти, которая по политическим интересам не очень приемлема для губернаторов, но с которой они вынуждены будут согласиться.

Все попытки создания параллельных губернаторских блоков достаточно жестко пресекаются, все это ограничивается изначально. "Единая Россия", как пылесос, втягивает все дееспособное и электорально значимое из губернаторских ресурсов.

На мой взгляд, попытки губернаторов играть какую-то самостоятельную игру возможны у наиболее амбициозных, но они обречены на провал. Но и амбициозные уже готовы договариваться - вспомним ситуацию с Росселем. Еще один характерный момент: согласование депутатов по одномандатным округам тоже идет между губернаторами и Кремлем.

Дмитрий Орешкин. Понятно, что на выборах будут взаимодействовать в основном три силы: это административный ресурс губернаторов, административный ресурс федерального Центра и воля избирателей. Идеальная схема построения жесткой вертикали власти, в общем-то, не удалась, и теперь федеральная власть вынуждена так или иначе договариваться с губернаторами.

В 1999 году боролись две административных силы - "Медведь" и ОВР. ОВР - более административная, "Медведь" - менее. "Медведь" обращался прямо к избирателям и победил посредством Доренко, телевидения, посредством представления молодого мобильного лидера в лице Путина или Шойгу.

Сановные заматеревшие Примаков и Лужков рассчитывали на административную поддержку таких же сановных Рахимова, Шаймиева, Аушева и получили ее, но в результате этого оказалось недостаточно.

Сейчас в рамках "Единой России" "Медведь" слился с ОВР и заболел его болезнью. Медвежьей. Они незаметно для себя стали партией того же самого административного ресурса. Отсюда протестное голосование, отсюда и неожиданные… не неожиданные, а истерические выплески местного патриотизма.

Я боюсь, что наши генералы от политики, договорившись внутри "Единой России", разделив места и все согласовав, проявив лояльность, в результате столкнутся с электоральным русским бунтом, бессмысленным и беспощадным.

Виктор Войтенко. У Бисмарка есть такая характеристика Вильгельма II: на каждых крестинах он желает быть младенцем, на каждых похоронах - покойником. Съезд "Единой России" принимает в члены вновь избранного губернатора Магадана, который победил официального ставленника "Единой России" на тех же выборах.

Когда в Красноярске были выборы губернатора, "Единая Россия" - партия власти - поддержала сразу трех потенциальных победителей. Вот оно: на каждой свадьбе - невеста, на каждых похоронах - покойничек.

Владимир Аверченко. Каждый губернатор хочет иметь свою партию власти, пусть в виде какого-то регионального движения. Принятие нового закона о политических партиях прекращает эту тенденцию, и губернаторы - те, кто будет играть заметную роль в выборной кампании, - сейчас вынуждены лавировать.

Каждый будет решать свою проблему номер один - переизбрание. Общеизвестно, что 2003 год - это год не только выборов в Государственную Думу, это еще и более 50 выборов в различных регионах. Многие будут пытаться создать абсолютно политически нейтральные, подконтрольные лично себе, а потом уже выкрашенные в необходимый цвет парламенты.

Региональные группы влияния очень старались выстроить свою вертикаль власти. И эта вертикаль власти не имеет абсолютно никакого отношения к той вертикали власти, которая подразумевается у Путина, - от Кремля вниз. Это своя вертикаль власти, которая построена на прагматичности и на финансах. Максимум местных самоуправлений сделаны дотационными, с большими резервными фондами у региона.

Для чего? Чтобы управлять по-новому, управлять рыночными методами. Я сам наблюдал ситуации, когда местного руководителя ставили на место: мол, ты глава администрации, ты избран от Коммунистической партии - нет вопросов, мы тебя приветствуем. Но ты плохо работаешь, посмотри - у тебя зарплату не выплачивают… В результате через 2-3 месяца все становится на свои места: в нужную позу ставится глава муниципального образования, выстраивается местная элита, которая понимает, что только в дружбе с регионом можно получить финансирование на образование, здравоохранение, на благоустройство, на коммунальное хозяйство, на тепло, на реконструкцию котельных. И это я наблюдаю вне зависимости от политических пристрастий региона.

И последнее - действительно жесткое выстраивание вертикали партийной власти "Единой России". В очередь становятся не только губернаторы типа Шаманова, которого не взяли.

В очередь становятся и главы муниципальных образований, и руководители промышленных холдингов и предприятий, которые хотят быть под зонтиком правящей партии. И упрекнуть их в этом трудно: они заботятся о своей карьере, о будущем своего бизнеса.

Партийные машины

Алексей Кара-Мурза. Результат выборов по спискам в регионах решат так называемые партийные машины, которые начнут вытягивать партийные списки.

Я вижу, что есть формирующаяся административная машина, которая сейчас будет работать на "Единую Россию". Уже ясно, что она плохо заводится и отрегулировать ее за полгода не удастся, - я имею в виду то, что сшивание партийного ресурса с губернаторским ресурсом до конца не произойдет.

Будут сбои, поскольку беспаловский исполком формировал одну машину, она рухнула, ее пытаются перенастроить, приводной ремень тянется прямо в администрацию президента теперь через Ивлева.

Я считаю, что сейчас в регионах есть три настоящие партийные машины. Это коммунистическая партийная машина, которая, строго говоря, еще в 1999 году сама вытягивала выборы вне зависимости от административного ресурса красного пояса. На мой взгляд, оригинальная структура сложилась у Народной партии, которая пошла снизу, от команд одномандатных депутатов, которые сами вышли снизу и выстроили определенную партийную машину.

Но при всем моем как профессионала и коллеги сочувствии к этому партстроительству у меня такое ощущение, что эту машину не выпустит на старт Кремль, потому что она хоть и здорово работает в антикоммунистическом ключе, но отнимает электорат у "Единой России". Наверное, будут какие-то договоренности, она поможет тем же одномандатникам, опять сформирует в будущей Думе достаточно влиятельную группу, поэтому в данном случае эта машина опять будет обслуживать региональных кандидатов.

И поскольку я представляю здесь "Союз правых сил", я должен сказать, что эти четыре года мы не потеряли даром: в регионах сформировалась партийная машина СПС. Что касается наших шансов в регионах - почему мы так уверенно об этом говорим? По простой причине: у нас сейчас более чем в 20 регионах есть серьезно работающие фракции в законодательных собраниях, а показатель эффективности партийной машины - в первую очередь создание региональных фракций.

В последних исследованиях есть вещи, которые неприятно удивят нашу новую партию власти - "Единую Россию". Складывается впечатление, что идет всеобщая мимикрия под новое начальство, это действительно напоминает худшие времена советской власти. В этом смысле сейчас и Народная партия, и Коммунистическая партия выглядят гораздо более привлекательно.

Владимир Аверченко. Я хотел бы сказать спасибо Алексею Алексеевичу за такую высокую оценку возможностей Народной партии. Действительно, без большого ажиотажа создана довольно интересная структура. Как бывший орговик я могу это подтвердить.

Могу привести еще более впечатляющие примеры. У нас есть район, где глава администрации - коммунист, а самая крупная партия - это Народная: 500 членов партии в районе. Такая ситуация сложилась на волне несогласия людей с тем, какую политику ведет глава района.

Я хотел бы среагировать на вашу реплику по поводу того, что Народная партия скорее всего не пойдет на выборы по спискам и ей, как вы выразились, не дадут. Действительно, сейчас идет большое давление через средства массовой информации.

Мы прагматики, мы реально оцениваем ситуацию и понимаем, что для нас выборы 2003 года - дебют как политической партии. Мы не переоцениваем свои возможности, но мы имеем 100 тысяч активных штыков. Не виртуальных 2 миллиона, а активных 100 тысяч штыков, которые собраны за короткое время, которые работают с нами по убеждениям.

Мы открыты для переговоров. Но мы строим партию не из тех, кто ходит из партии в партию.

Угрозы выборной интриге

Борис Макаренко. Будет ли у нас на выборах инерционный сценарий? Три месяца назад, когда мы оценивали и описывали его, мы насчитали три интриги в его рамках: первая - кто кого опередит, "Единая Россия" или КПРФ; вторая - пройдут ли обе либеральные партии и в каком порядке; и третья - появится ли в Думе новая партия. Так вот, из этих трех вопросов на два уже сейчас можно дать твердый ответ: скорее всего пройдут обе либеральные партии.

С третьей интригой тоже все более-менее ясно - у всех новых партий уже явные признаки фальстарта, кроме Народной партии, которая действительно сохраняет шансы взять 5-процентный барьер и гарантированно будет иметь фракцию в новой Думе за счет одномандатников.

Остается первая интрига: "Единая Россия" или КПРФ. Какова тут роль регионов? У нас на этом круглом столе высказывались две взаимоисключающие позиции. Одна традиционная - роль регионов возрастает, другая - роль административного ресурса возрастает. Если мы соглашаемся с тем, что растет значимость административного ресурса, нам придется согласиться с тем, что роль регионов как институтов неизбежно падает. Остается третья роль, упомянутая Дмитрием Орешкиным, - воля избирателя. Вот она-то и остается самой большой интригой и самой большой загадкой избирательной кампании.

Теперь о собственно инерционном сценарии. Я думаю, угрозы здесь есть и эти угрозы связаны в первую очередь с возможностью провала "Единой России". Бывают выборы президентские - плебисцитарные, когда голосуют за путь развития страны и фигуру, его олицетворяющую. Там реально выбор ограничен двумя-тремя фигурами. Есть выборы парламентские, которые в России традиционно стали выборами протестными, когда избиратель выбирает в первую очередь ту партию, которая форму его протеста олицетворяет лучше всего.

Эти две логики находятся в прямом противоречии. И чем больше будет действовать логика парламентских выборов, тем тяжелее придется "Единой России", потому что ее единственный ресурс - близость к президенту и отсутствие конкуренции.

Чем выше конкуренция на некоммунистическом сегменте поля, тем опять же тяжелее "Единой России". Ведь "Единой России", чтобы ее выступление было признано удачным, предстоит преодолеть два знаковых показателя: 1) опередить КПРФ; 2) набрать не меньше, чем на прошлых выборах набрали "Единство" и ОВР вместе взятые. Задача запредельная.

С этой целью они выдвинули сразу две идеологии. Первая - идеология успеха, нечто похожее на Серафимовский клуб. На самом деле это идеология не адаптированного класса, который в России достаточно велик, а верхушки адаптированного класса. И тут же вторая идеология - идеология умеренно левого протеста, идеология наскоков на правительство, игры в популярную тему ЖКХ, энерготарифов, зарплаты учителям. Ноги при такой ситуации не могут не разъехаться. Это президент как вождь нации, как фигура, олицетворяющая надежду, может совмещать две идеологии, играть одновременно и в правый, и в левый популизм. Партия - не может.

Если "Единая Россия", равно как и другие партии, включая "ЯБЛОКО" и СПС, найдет себе главную мишень в кампании в лице правительства, то протестные настроения в обществе разогреются. Правительство будут "мочить" по всем телеканалам и во всех партийных программах. "Единая Россия" будет только задавать тон. Чем сильнее протестные настроения в обществе, тем хуже для партии власти, тем лучше для всех оппозиционных партий и тем лучше для самой крупной из оппозиционных партий.

Если же в кампании партия власти пойдет на более грубое применение административного ресурса, на более грубое доминирование в идейном пространстве, - максимализируются риски и этого протестного голосования, и появления монстра, подобного КПСС, на что избиратели обязательно отреагируют.

Риск инерционного сценария не в том, провалится или не провалится "Единая Россия", - бог с ней! Риск в другом. Пойдет протест против власти, против выборов как института.

Голосование "против всех" скорее всего придется в следующем избирательном цикле отменять, что хорошо, но тот урон, который получит легитимность власти в результате, - вот самая главная угроза и интрига этих выборов.
Независимая газета , 15.05.2003


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2020
01 02
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2020
01 02
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2020, Ленправда
info@lenpravda.ru