Rambler's Top100
Лениградская Правда
11 JULY 2020, SATURDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Партий становится меньше, а возможностей у них - больше
27.05.2003 00:01
Через три месяца официально стартует новая предвыборная кампания в Думу. Партиям-победителям достанутся не только кресла в нижней палате парламента, но и возможность стать уже легальной частью системы госвласти, ведь за каждого поддержавшего избирателя они получат субсидии из бюджета.

О ситуации с партийным строительством "РГ" рассказал замминистра юстиции Евгений Сидоренко.

- Евгений Николаевич, вас назначили ответственным за законопроект о новом порядке проведения митингов и собраний. Скажите, эти нововведения не могут привести к уличным столкновениям сторонников разных политических партий в преддверии выборов?

- Можно сказать, что это первый закон в постсоветский период, ведь данная сфера регулируется еще указом президиума Верховного Совета СССР 1988 года. Законопроект должен решить принципиально важную задачу, из-за которой и происходило больше всего конфликтов - сочетать интересы участников и организаторов публичного мероприятия с интересами других лиц, которым это мероприятие может причинить беспокойство.

Прежде всего это касается гарантий прав участников акций: последние будут проводиться в уведомительном порядке, а не разрешительном, так что больше не надо будет ждать разрешения от чиновников, достаточно их просто известить.

Но закон содержит целый ряд положений, которые эту свободу если не ограничивают, то ставят в определенные рамки. Так, ограничивается проведение массовых мероприятий в местах, особо значимых, допустим на Красной площади.

Кроме того, представители власти имеют право прекратить эту акцию. Если по первой секунде ясно, что мероприятие это противоправное и проводится с нарушением закона, то оно просто на второй секунде прекращается. Также законопроект предусматривает назначение ответственных лиц как со стороны организаторов мероприятий, так и со стороны органов власти.

Были внесены еще и предложения о том, чтобы снять ранний предел подачи уведомлений и предоставить возможность уведомлять, скажем о пасхальных мероприятиях или майских демонстрациях, заранее. Лично я считаю, что законопроект нужно принять до лета и теоретически такая возможность есть.

- И все же 7 ноября далеко не все политические партии смогут воспользоваться новым законом, ведь число партий, допущенных к участию в предвыборной кампании в Думу, ограничивается процедурой регистрации в вашем ведомстве.

- Законопроект, о котором мы говорим, не связан напрямую с предвыборной кампанией. О ходе "партийного строительства" могу сказать следующее. Допуск партий к выборам 2003 года связан не со сроком регистрации в Минюсте, а с более сложной процедурой: некоторые партии проходят весь регистрационный марафон за полтора-два месяца, а другие не укладываются в установленные законом сроки и вообще прекращают свое существование.

Но факт допуска к выборам связан с окончательным представлением в Минюст данных о завершении регистрации региональных отделений партий. На день объявления выборов в сентябре мы подведем черту под списком партий, допущенных к выборам. Пока Минюст зарегистрировал 51 партию, из которых 41 подтвердила регистрацию своих региональных отделений. Можно сказать, что процесс регистрации уже завершается.

В 2002 году мы зарегистрировали 44 партии, а вот за 4 месяца 2003 года - всего две. Хотя у нас до сих пор значится около 40 оргкомитетов, которые заявили о своем намерении создать партии, но их намерения вряд ли уже будут реализованы. Я думаю, что со временем количество партий будет сокращаться: одни будут укрупняться, другие же окажутся неконкурентоспособными.

Мы сейчас сокращаем и список общественно-политических объединений, которые смогут претендовать на участие в выборах в блоке с политическими партиями. Сначала у нас было больше 1000 общественных организаций, часть из них отпала по формальным признакам, сейчас осталось около 250, и мы собираемся просмотреть уставы каждой организации на предмет их соответствия Закону о выборах.

- Будет ли продолжена практика выборочных проверок партий и их региональных отделений, в том числе и в ходе предвыборной кампании?

- К сожалению, процедура регистрации политических партий носит во многом формальный характер и закон существенно ограничивает наши возможности по проверкам в этот период. Минюст вынужден исходить из презумпции добропорядочности партий и регистрировать их по тем документам, которые они нам представляют. Только потом мы получаем возможность более углубленно проверять партии, в том числе их численность.

Так, у многих новых, никому ранее не известных партий прослеживается тенденция объявлять численность на грани фола. Минимальное число членов в партии по закону - 10 тыс. человек, они объявляют, например, 10 тыс. 100 человек. Естественно, возникают очень серьезные сомнения в том, что у них действительно есть эти 10 тыс. членов. Я не исключаю и некоторые выборочные проверки в тех регионах, где слишком много парторганизаций. Вполне возможно, что там одни и те же граждане будут оказываться в списках разных партий.

Кроме того, некоторые партии искусственно включают население теми или иными методами в свои списки: записывают лиц, не достигших 18 лет, или включают в члены регионального отделения людей, не живущих в данном субъекте Федерации. До выборов мы собираемся, конечно, эти партии проверить, посмотрим, были ли все они честны, когда шли к нам регистрироваться.

- Сохранит ли партия "Либеральная Россия" возможность участвовать в выборах, ведь 38 ее региональных отделений из 65 отказались признавать руководство партии?

- Мы получили обращение Виктора Похмелкина с просьбой проверить законность регистрации некоторых отделений. Естественно, Минюст проверит обстоятельства, на основании каких документов была проведена регистрация, все ли там было соблюдено с точки зрения требований закона. Очень часто нас пытаются втянуть во внутренние разборки партий.

Так и с "Либеральной Россией": ведь для нас формально совершенно безразлично, кто является лидером партии. Сегодня могут избрать одного, послезавтра - другого, это внутреннее дело партии, но регистрация, конечно, должна быть проведена в полном соответствии с законом, в региональном отделении должны действовать компетентные лица, должны быть представлены соответствующие подлинные документы, а не какие-то фальшивые подделки.

- Религиозные организации оказывают все большее влияние на политическую жизнь, вот, например, будет ли наказана партия "Единая Россия" за то, что на одном из ее мероприятий публично призывали к объявлению джихада?

- Давайте четко разграничим политическую деятельность организаций и высказывания тех или иных лиц. В данном случае мы имеем нестандартную ситуацию: митинг был организован "Единой Россией", но выступавший там Талгат Таджуддин не является членом этой партии, он присутствовал как частное лицо, как религиозный деятель и не более того.

А на митинге совсем не обязательно, чтобы все выступающие отражали мнение партии-организатора. Другое дело, когда представитель партии, как это было с Борисом Мироновым из Национально-державной партии, выступает от имени организации на мероприятии, а затем и в прессе не со словами "я, я", а со словами "мы, мы".

Если есть взаимосвязь лица и организации, то Минюст требует от партии изложить свою позицию, дезавуировать высказывание либо присоединиться к нему. Тогда уже ясно, кто будет отвечать: организация либо конкретный человек. Поскольку Таджуддин, хоть и выступал на митинге "Единой России", не имеет никакого отношения к партии, то, естественно, речь может идти только о его личной ответственности.

И этим действиям, как вы знаете, была дана оценка: он получил предупреждение прокуратуры и очень резкая была дана оценка руководством исламских организаций. Исламские религиозные организации - это не РПЦ, они децентрализованны, каждое духовное управление самостоятельно и там достаточно противоречивые отношения.

Тем не менее эти исламские организации выразили довольно негативное отношение к высказываниям Таджуддина, они даже объявили его сумасшедшим, хотя это, конечно, уже не в пределах их компетенции.

Минюст еще два месяца назад проводил проверку Духовного управления мусульман, которое возглавляет Талгат Таджуддин, и выявил очень большое количество недостатков, например: множественные нарушения устава, незарегистрированная деятельность учебных заведений. Они получили достаточно серьезное предупреждение, в мае истекает срок, который им предоставили для исправления всех ошибок и мы уже планируем послать туда наших коллег для того, чтобы проверить, исправлены ли эти нарушения или нет.

- Приходилось ли вам по итогам проверки политпартий дополнительно проверять управления Минюста в регионах?

- Лучшие контролеры - это сами партии, и везде, где происходит отклонение от закона, они тут же реагируют. Чаще всего жалобы и нарекания появляются из-за различного толкования закона. Закон относительно недавно принят, не все положения четко прописаны, допускают определенные толкования, особенно по критериям возможности или невозможности тех или иных действий при регистрации.

Не всегда в регионах нам удается избежать проявлений политических симпатий или антипатий. Вы прекрасно знаете, что политическая карта нашей страны очень пестрая, в одних регионах преобладают центристские взгляды, в других - левые, в третьих - правые.
Российская газета , 27.05.2003


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          ССЫЛКИ          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2020, Ленправда
info@lenpravda.ru