Лениградская Правда
4 NOVEMBER 2024, MONDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Атипичное назначение
23.06.2003 00:01
Число вице-премьеров у нас растет как на дрожжах. Старых-то толком нечем было занять, а теперь появился еще вице-премьер по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и транспорту. Даже на общем унылом вице-премьерском фоне нынешняя должность Владимира Яковлева отличается особой бессодержательностью. Несмотря на большое значение реформы ЖКХ в современных условиях, трудно представить себе, какой же конкретно фронт работ будет у шестого вице-премьера. Конечно, наша традиционная привычка считать, что для решения каждой серьезной проблемы надо приставить к ней большого начальника, делает назначение Яковлева несколько более благообразным, чем оно есть на самом деле. Однако если всерьез рассуждать о том, как же может осуществляться реформа ЖКХ, концы с концами явно сходиться не будут. Напомню, что ЖКХ состоит из двух основных сфер. Во-первых, это мелкие фирмы, обслуживающие наше жилье, осуществляющие его текущий ремонт, содержащие для этого штат сантехников, электриков, плотников, дворников и т.д. Во-вторых, это крупные компании, пребывающие сегодня в ранге так называемых "естественных монополистов" и поставляющие для нас свет, воду, тепло. Суть реформы ЖКХ сводится к тому, чтобы повысить качество осуществляемых услуг, оптимизировав при этом цены и тарифы, максимально приблизив их к рыночному уровню. Если рассматривать положение дел именно с данной точки зрения, то выявляется следующая картина. Преобразования в первой из жилищно-коммунальных сфер должны осуществляться только на местном уровне. Руководить ею из Москвы можно с таким же успехом, с каким крупные военачальники из ставки главного командования по глобусу планируют захват некой безымянной высотки за деревней Гнилые козлы, которой в глаза не видели ни они сами, ни даже их адъютанты. На местном уровне к обслуживанию жилья должны быть подключены частные фирмы, для которых такого рода деятельность станет прибыльной и перспективной. Для этого необходимо, чтобы тарифы определялись рыночной конкуренцией, а местные администрации имели качественные системы адресной социальной поддержки той части населения, которая по объективным причинам не справляется с оплатой своих квартир. Нужно провести серьезные преобразования в бюджетах, полностью устранить практику неплатежей, создать реальную систему конкурсов на обслуживание жилья. Какую роль во всем этом может играть сидящий в Москве вице-премьер, сказать трудно. Конечно, он может по очереди объезжать все наши субъекты Федерации, надевать каску, лично выезжать на объекты и там перерезать ленточки (что у Яковлева всегда получается неплохо), но к реальной работе это имеет весьма сомнительное отношение. Есть, правда, одна сфера деятельности, которая зависит от Москвы. Для того чтобы губернаторы энергичнее осуществляли реформу ЖКХ у себя в регионах, надо обрезать им федеральные трансферты. Хорошо известно, что пока у некоего начальника есть халявные деньги, он ни на какие реформы не идет. Однако система трансфертов находится в ведении министерства финансов, возглавляемого, кстати, вице-премьером, весьма скептически смотрящим на способность бывшего питерского губернатора хоть что-нибудь реформировать. Скорее всего, к реальным деньгам шестого вице-премьера не подпустят, причем, судя по грустному выражению лица Яковлева в момент награждения его орденом, он сам хорошо это понимает. Если перейти к анализу второй сферы ЖКХ, то и здесь обнаружится полная ненужность вице-премьерского управления. РАО "ЕЭС России" уже реформируется и, думается, Анатолий Борисович доведет это дело до конца без мудрого руководства Владимира Анатольевича. Более того, Чубайс на паях с главой "Газпрома" Алексеем Миллером уже создал новую компанию, которая должна проникнуть в регионы и самым непосредственным образом заняться реформой ЖКХ. Что из этого получится, пока непонятно, но во всяком случае, если у кого-то и есть реальные ресурсы и реальные идеи для осуществления преобразований, то именно у Чубайса с Миллером, а не у Яковлева. Из федеральных начальников ко всей этой истории имеют, пожалуй, реальное отношение Герман Греф - как министр, отвечающий за подготовку крупных реформ, и Илья Южанов - как глава антимонопольного ведомства. И тот, и другой в свое время еще в Петербурге работали "под Яковлевым", хорошо знают его "реформаторские таланты" и явно постараются избежать очередного общения с ним. Таким образом, если где-то Яковлев действительно сможет вклиниться в руководство, так это в сферах строительства и транспорта. Беда в том, однако, что там уже есть начальники в ранге министров, обладающие всеми необходимыми для администрирования полномочиями. Что происходит, если переведенный на высокий московский пост губернатор, вдруг начинает вторгаться в сферу, где уже все поделено и каждая копейка имеет своего хозяина, прекрасно видно по недавнему рыбному конфликту между Евгением Наздратенко и Сергеем Дарькиным. Думается, что Яковлев, в отличие от Наздратенко, не станет вклиниваться в процессы, уже отлаженные и находящиеся под контролем самого премьера. Ведь если верить президенту, Михал Михалыч сам страстно возжелал Владимира Анатольевича, и теперь объекту этой страсти неудобно будет разочаровать своего благодетеля.
Дело , 23.06.2003

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru